Большое путешествие в Индийский Тибет на ежегодный буддийский фестиваль Торгья
Бу-у-у-м-м-ммм, бу-у-у-м-м-ммм, бу-у-у-м-м-ммм… Звук может оказывать гипнотическое воздействие… Мы пошли на звук, мы ощущали его не просто физически, но на глубинном энергетическом уровне. Звук разносился по долине, отражался от каменных стен и узких переходов старого буддийского монастыря, перенося нас в какое-то другое измерение…





В огромной центральной зале монастыря царил полумрак, у входа на нас смотрели маски, изображения черепов. В дальней части перед изображениями Будды сидели человек десять пожилых монахов, а перед ними рядами молодые послушники. Чем моложе – дальше от Будды и ближе к выходу. Напротив старших лежали огромные барабаны и трубы, накладываясь на слова молитвы, производили тот нереальный звук, который наполнял собой все здание и разносился по окрестностям монастыря… Крупнейшего мужского буддийского монастыря на северо-востоке Индии.



В Таванг мы приехали специально, чтобы стать свидетелями уникального, устраиваемого каждый год в конце зимы буддистского фестиваля Торгья. Но фестиваль начнется еще только завтра. Завтра улочки монастыря наполнятся монахами, гостями, родными послушников, приезжими со всей округи и даже из соседнего Бутана… Но это завтра. А сегодня здесь только монахи и их вера… Буддизм - одна из самых удивительных религий современности, вошедшая в тройку мировых наряду с Христианством и Исламом, при этом соединив в себе веру и философию. 




Дорога

Не секрет, что Буддизм не основная религия в Индии, и кажется, что индийскими эти территории стали случайно, по какой-то ошибке. И действительно, самые восточные части, где и расположен Таванг – цель нашего визита, самого восточного штата Индии – Аруначала, до сих пор являются спорными с Китаем территориями. О сложном положении этих пограничных территорий напоминает буквально все от военных частей, встречающихся здесь чаще, чем поселения мирных жителей, до постоянных военных обозов, снующих вверх-вниз по ущелью и окончательно разбивающих и так плохую дорогу.





Для большинства же путешественников дорога к Тавангу начинается в Ассаме, вполне индийском штате. Цветастом, ярком, со всеми прелестями, которые являет эта страна путешественникам. И чем больше разница, тем сильнее ощущается контраст – Аруначал совсем не похож на своего соседа. Таванг расположен в горах, в достаточно большой долине на самой границе страны. 





Сперва наша дорога долго идет по длинному ущелью, поднимаясь все выше и выше в горы. С каждым километром пейзаж меняется от тропических лесов и царящей вокруг жары, доходя на снега и нагромождения камней в верхней своей точке. Перевалив через перевал Села – высота 4176 метров - высшая точка дороги, мы постепенно начинаем спуск в долину к затерянному среди гор Тавангу. Это крайняя точка Индии. Буквально в нескольких километрах отсюда проходят две государственных границы – одна с Китаем, другая с Бутаном.



Дорога по длинному ущелью интересна не только меняющимися за окном автомобиля видами. Именно здесь живет народ Монпа, исповедующий буддизм. Не было бы этих людей, вряд ли были бы и монастыри и удивительная энергетика этих мест. Одно из центральных поселений Монпа находится в районе Диранга – небольшого городка, расположенного примерно на полпути к перевалу. В этом месте мы проводим два дня, погрузившись в жизнь этих людей. Суровый климат, с холодными ночами, чистый горный воздух, каменные дома, старые буддийские храмы. 





Как охарактеризовать этих людей, какое самое главное впечатление, что не забудется, а останется навсегда..? Поскольку путь наш лежал сперва через разноголосое Дели, потом через индийский штат Ассам, невольно начинаешь сравнивать этих людей с индийцами. Настолько большая разница. Не внешняя – внутренняя. Я бы сравнил большинство индийцев с весами, которые постоянно находятся в поиске гармонии. Страсти влекут их к плотским грехам, а вера и культура говорят о том, что, только освободившись от земных привязанностей, можно обрести счастье. И они со всей силой своей веры начинают усмирять свою плоть и желания, надеясь на счастье в будущей жизни. У буддистов же есть точка опоры, которая расположена далеко за пределами внешних проявлений жизни. Это делает их намного спокойнее и гармоничнее. А главное позволяет быть счастливыми здесь и сейчас. Это субъективно, очень субъективно, и основано только на личных впечатлениях. Не имеет ничего общего с классическими учениями Буддизма и Индуизма, но… классические постулаты вы всегда можете прочитать в интернете, пусть здесь будут личные впечатления. Тем более, что именно ради них и стоит путешествовать… 





У дороги есть и еще один смысл. Паломничество. Ко всем местам, связанным с верой люди шли долго, часто пешком, с мыслями и молитвами. Даже если вы не верите, даже если это не ваша религия. Все равно это тот случай, когда длинный путь настраивает на более глубинное восприятие той действительности, к которой вы хотите прикоснуться. И в духовном плане путь порой может стать важнее самой цели. До Таванга можно доехать из Ассама и за два-три дня… Но поверьте, выиграв во времени, вы очень много потеряете в восприятии. А эта дорога уникальна тем, что дает путнику все возможности не только для познания нового мира, но и для познания самого себя…






Таванг

Из Диранга в Таванг мы выехали еще до рассвета. Бич Диранга – холодные ночи зимой и отсутствие нормального отопления в местных отелях. Наш водитель, родом из Ассама, похоже тоже не рассчитал с одеждой, и первые 30 минут не в состоянии сдержать озноба, отбивал зубами да и всем телом мелкую барабанную дрожь… Настолько замерз ночью. Нам было не лучше. Зимние куртки, термобелье, флиски, шапки – надевали на себя все, что было возможно. Проваливались в сон от усталости, а просыпались, дрожа от холода. Отогревались только в машине. Мы никак не могли допустить, что если отель работает, то в нем могут быть нечеловеческие условия для проживания. Нас грела одна надежда, что в Таванге все будет по-другому – там нам жить целых 5 дней, и забронирован лучший отель в городе с собственным электрогенератором. 



До Таванга мы добрались уже на закате. Виной тому не только длинная и сложная дорога, но и множественно остановок. Когда мы вошли в отель, сердце упало – тепла не было и здесь. Отличные номера для такого поселка, все необходимое и лишнее, и даже в качестве издевки – душ с горячей водой… которым пользоваться было невозможно из-за царившего в отеле мороза. А мы уже неделю не мылись. В ответ на мою истерику нам принесли все электрические обогреватели, которые были в отеле. Через 5 минут унесли назад, оставив один, так как сеть не выдерживает больше одного. А через 15 минут в Таванге пропал свет – от генератора работала только маленькая лампочка на стене, на остальное его не хватало. В ресторане было так же холодно. Кроме того мы были единственными постояльцами в отеле. Так началось знакомство с городом.

А уже на третью ночь мы приспособились и не испытывали никакого дискомфорта. С одной стороны нас спасли огромные местные шерстяные платки, которым мы обматывались перед сном, а с другой – вокруг нас окружало столько всего удивительного, что про такие мелочи, как холод, мы просто забывали… 





Таванг по местным меркам достаточно большой город, с небольшими каменными или деревянными домиками. С двух сторон от города над ним возвышаются два больших буддийских монастыря, крупнейших в своем регионе (а по некоторым данным и самый большой во всей Индии) – мужской и женский. (Мужской также известен своей уникальной библиотекой.) Между ними даже в свое время сделали канатную дорогу, но что-то не рассчитали с безопасностью, и сейчас она стоит без действия, а люди, как и раньше, ходят пешком. 



Здесь же расположен небольшой монастырь, знаменитый тем, что в нем родился Шестой далай-лама.



До Индии добираться достаточно далеко и сложно, значительно ближе Бутан и Китай. Это в полной мере заметно на торговой улице города, переполненной магазинчиками с товарами китайского производства. Чашечки, блюдца, термосы… 



Для бутанцев же проход через границу вообще осуществляется без всяких препятствий, и они частенько приходят в город со своим товаром. Мы были свидетелями, как бутанец принес на продажу в женский монастырь утварь ручной работы – ложки, половники и пр., такие же товары можно было купить и на рыночной площади. 

Но нас больше привлекли другие магазины, в которых продавались товары, используемые в буддийских службах. Маски, молитвенные барабаны, поющие чаши, флажки, ароматические палочки, в том числе и бутанского происхождения с пометкой – только для продажи внутри Бутана – чего только тут не было. В других местах все это продается вместе с сувенирами, а тут – это товары ежедневного использования – в этом разница. В магазины приходят монахи из монастырей и местные жители. Потому и цены в разы ниже, даже для туристов. Для сравнения цена на ароматические палочки в сувенирном магазине в Дели была в 100 (!) раз выше, чем на аналогичные палочки, которые мы купили в обычной продуктовой лавке в Таванге. Здесь они продаются между мандаринами и печеньем. А маленький молитвенный барабан такая же обычная для местных жителей вещь, как у нас портмоне, часы или зонтик летом… 



И, конечно, магазины буддийских товаров лишь маленькая деталь, вся атмосфера поселка пропитана влиянием Буддизма. Северного Буддизма. А это как раз то, ради чего мы сюда приехали.




Северный Буддизм

Северный Буддизм не совсем правильный термин, однако, он широко распространен для обозначения одного из двух направлений в Буддизме – Махаяна. Формальные отличия можно посмотреть в интернете. Мне же было интересно самому для себя не столько понять, сколько почувствовать разницу между этими двумя направлениями. С южным я хорошо знаком по Мьянме, Северному Таиланду, Шри-Ланке, а вот знакомиться с северным приехал сюда в Таванг.





Проще всего выделить внешние отличия. Тем более, что у северного буддизма этих отличий больше. Маски, черепа, молитвенные барабаны, флажки и прочие атрибуты свойственные именно для севера. На юге всего это почти нет.



Если прислушаться к своим ощущениям, я бы сказал, что в южном варианте больше философии, и от человека требуется больше осознанных усилий. Другими словами, человек должен понять, сделать осознанный выбор, и результат зависит в первую очередь от его собственных усилий, устремлений, поведения. И этим южный вариант мне, конечно, ближе.



На севере, в буддизме сильнее языческое влияние. Возможно, это связано с тем, что жизнь в горах сложнее и суровее, человек больше зависит от милости природы, а влияние современной цивилизации меньше затронуло жизнь этих народов. Отсюда более крепкие языческие верования. И хотя ни одна мировая религия не имеет в своей основе ничего языческого, на практике почти всегда можно наблюдать переплетение языческих верований с основной религией. Причем в каждом регионе такой симбиоз может приобретать свои собственные порой причудливые формы. Даже у нас в сознании людей, исповедующих Христианство – Масленица – совершенно языческий праздник, уживается со следующим за ним Великим Постом и дальнейшей Пасхой. 



Возможно в силу этого и энергетика у Северного Буддизма более мощная, захватывающая. Да и горы очень способствуют медитативному настрою. Видеть всю эту красоту и оставаться прежним человеком, кажется уже просто невозможно.




Сила и слабость Северного Буддизма именно для меня в том, что он иногда работает без сознательного участия человека. Можно крутить барабаны, слушать шум ветра, внимать чтению монаха в монастыре, смотреть, как солнце поднимается над горными вершинами и… чувствовать, как ты меняешься, изнутри, в лучшую сторону, становишься другим человеком… не способным уже жить, как раньше… И сила и слабость. Слабость потому, что мы, современные люди, слишком ценим наше сознание, чтобы жить правильно, нам нужно держать в голове правильную модель мира… И ответственность за каждую мысль, чувство, эмоцию ложиться на человека… И нельзя просто пойти и 1000 раз прокрутить барабан или прочитать молитву в церкви… Без понимания, что ты сделал не так, и без внутреннего изменения, когда повторения этой ошибки для тебя уже будет невозможно, ничего не имеет смысла… 



А может быть истина где-то посередине. И не нужно разделять Буддизм на Северный и Южный, и тогда все встанет на свое место. Сколько бы не было религий и направлений, истина все равно одна. Просто каждый выбирает тот путь, который ему ближе и понятнее. Главное из миллиона дорог, выбрать ту сотню, которые ведут к цели, а не уводят от нее… И для правильного выбора особенно важно пропустить через себя оба направления…




Фестиваль Торгья

Уже накануне праздника возле мужского монастыря развернулся палаточный лагерь бутанцев, а все подходы к монастырю превратились в большую рыночную площадь. Фестиваль – не только большой буддийский праздник, но и отличная возможность для торговли. Все три дня, которые длится фестиваль, здесь будет настоящее столпотворение. Торговцы, монахи, жители соседних деревень – все собираются в Таванге на праздник в своих лучших нарядах. Каждый надевает национальные костюмы своего народа, стараясь выглядеть как можно наряднее. На праздник приезжают и старики, и молодежь, даже совсем маленьких приносят с собой за спинами. А для родственников послушников, которые живут и учатся в монастыре это еще и день свиданий.















Зажигать свечи принято не только в христианских храмах.



На центральной площади монастыря очерчивается круг и начинается танец, символизирующий победу Буддизма над злом, который с небольшими перерывами будет длиться три дня. Вокруг танцующих образуется плотный круг зрителей. Почти все действующие лица в масках. Каждая маска имеет свое значение, обозначая определенное божество или духа земли. Движения не бессмысленны. Танец состоит из огромного количества сцен, в каждой из которых есть свой сюжет, свои действующие лица, своя последовательность движений. На протяжении всего фестиваля одна сцена сменяет другую. Танец называется – Chham. Действия сопровождается ударами в барабан и звуками труб. Танцующие монахи голыми пятками отбивают ритм. Несмотря на то, что на улице совсем не жарко, на их лицах выступает пот. Энергетика танца просто потрясает. 

































Кроме танца, являющегося центральным в данном фестивале, он включает еще целый ряд действий, в частности, чтение священных буддийских текстов в помещении гомпы. Сам фестиваль проводится только в Таванге, местные жители верят, что данное действие помогает предотвратить стихийные бедствия и другие катастрофы, получить благословение и удачу на весь следующий год. И это еще раз показывает, как старые языческие верования в отдаленных регионах могут переплетаться с мировыми религиями. 













А на другой площадке в огромных кастрюлях для всех желающих варят местный чай – масала – с добавлением молока, масла, сахара и специй. Этот напиток не случайно получил широкое распространение в горных районах Индии, Непала и Тибета – чай получается очень калорийным и сытным, хорошо согревает и дает ощущение сытости, позволяя фактически заменить обычный прием пищи. Для гор это очень актуально. Чай еще и необыкновенно вкусный. Сколько раз мы не заказывали такой чай в самых разных ресторанах Индии, а такого вкуса больше нигде не было. За чаем выстраивается очередь. Чаем и печеньем угощают всех желающих без всяких ограничений. Переходя от одной площадки к другой, погружаясь в звуки молитвенных барабанов, растворяясь во взглядах людей, чувствуя вкус масала на губах, мы погружаемся в этот чужой для нас мир, частью которого сегодня нам повезло стать. Слово чужой осталось для нас в прошлом…





Индия – страна благодарная для исследователей. Здесь можно встретить людей самых разных верований и религий, от откровенно языческих верований до Буддизма. А вариаций индуизма, сикхизма, да и просто людей, практикующих различные духовные практики – и вовсе не счесть. И все это уживается рядом, иногда в одном городе. Мне кажется, что век слепой веры прошел для последователей любой религии. Так уж случилось, что мы воспитаны в век поклонения разуму. И даже то, что разум не всесилен, нам нужно понять собственными мозгами. Да и те трактовки, которые дают большинство религий, ориентированы на возможности восприятия человека двухтысячной давности. А люди с тех пор сильно изменились. Вот и приходится тем, кто действительно хочет найти свой путь к счастью, искать его самостоятельно. И возможность видеть, чувствовать и сравнивать именно чувственный опыт различных религий – уникальная возможность для поиска собственного я в нашем непростом мире. То, что найти гармонию, опираясь только на мир разума, невозможно, мне кажется, уже поняли даже самые ярые материалисты.





С момента этой поездки прошел уже год. Но возвращаться мыслями и чувствами к ней я буду еще ни раз. И уверен, что этот опыт останется со мной на всю оставшуюся жизнь.




Пакистанские школы… Пакистанские дети… Завтрашний день Пакистана
«В Пешеваре недавно случился теракт в школе, погибли дети, поэтому в классы мы вас не пустим, снимать тоже нельзя, для этого вам нужно получить разрешение в министерстве образования, тогда приходите…» С такой формулировкой нам вежливо отказали в просьбе поснимать и пообщаться с детьми в одной из государственных школ, расположенной недалеко от Исламабада… Справедливости ради заметим, что это была единственная школа, в которой нам отказали в общении с детьми.



Буквально через дорогу расположена еще одна школа - частная. Сюда нас пустили с радостью. Вообще школ в стране очень много, как частных, так и государственных. Платное образование совсем недешевое для Пакистана, средняя стоимость от 30 до 100 долларов в месяц. И при этом классы переполнены во всех школах.



Каждый визит в школу начинается стандартно с кабинета директора. Чай, знакомство, общение. Потом нас проводят по классам. Конечно, стараются показать жизнь школы и учеников с лучшей стороны. Чем-то это отдаленное напоминает наше советское прошлое. По команде дети встают, хором здороваются… В младших классах хором исполняют какую-нибудь незамысловатую песенку.



Мы заходим в очередной класс… время обеда. Каждый приносит еду с собой. Перед едой все дети хором читают слова молитвы… Вообще религиозное образование занимает здесь не последнее место. В любой школе, в каждом классе с начального до выпускного есть уроки Ислама – каждый день, шесть дней в неделю. На уроках, что важно, учат и историю религии и саму религию. У нас для примера была только история, и то только как дополнительный курс, и только в институте. 



Между уроками, как и везде, есть большие перемены. Мальчики играют в волейбол, а девушки сидят и наблюдают на скамейках… Шутки, беготня, обычная детская жизнь… Но при этом можно заметить и определенную специфику, которой нет у нас: уважение к старшим, уважением к гостям, особое отношение к девушкам. Кстати, для девушек – школа, одно из мест, где можно не закрывать лица, а для нас одна из немногих возможностей поснимать девушек и пообщаться с ними… 



Кстати, обучение почти везде совместное, максимум, что мы встречали, это разделенный проходом на две части класс, слева – мальчики, с другой стороны – девочки. Видимо содержать отдельные классы и школы весьма накладно.



И конечно дети немножко разные в зависимости от региона. В окрестностях Исламабада очень часто встречается удивительный микс лиц. Кажется, что вот это Вася из соседского дома, а рядом девочка с восточным типом лица, а вот опять Маша из соседнего подъезда… Очень много красивых лиц с нашей европейской точки зрения…

Задаю вопрос двум девочкам лет 11-12, что главное для счастливой жизни? Одна мнется, другая оказывается более находчивой – Главное учиться, - уверенно отвечает она. Спрашиваю про религию – Конечно, Ислам. А если кто-то верит во что-то еще? Никаких проблем. Мы счастливы в Исламе, но если кто-то счастлив в другой вере, то это его выбор, и это тоже очень хорошо. Ответ несколько неожиданный. Пытаюсь задать провокационный вопрос : а если ваш будущий муж будет исповедовать не Ислам, а другую религию, как вы поступите? В ответ полное непонимание вопроса… Переводчик поясняет. Такой вопрос можно задавать только взрослым девушкам. У девочек в 10-12 лет здесь еще нет понятий замужества, они об этом не думают и это для них пока непонятная категория… Если в европейских странах девочки почти с рождения играют в Кена и Барби и понимают, что такое выйти замуж, то тут этого нет… Воспитание намного строже и консервативнее… Правда или нет, не знаю… При этом нормы поведения и дозволенности, девочки усваивают и перенимают от родителей и сестер почти с пеленок…



Стараюсь общаться с учителями. Самые интересное общение получается тет-а-тет после официальной части. Вот это – учитель в небольшом сельском поселке в районе верхней Хунзы. Слышу знакомые слова: «Беда нашего народа в непонимании Ислама…» Об этом мне уже говорили афганские беженцы в Исламабаде… Уточняю. Оказывается очень интересно. Он уверен в том, что тотальное непонимание Ислама среди самих жителей страны… Очень многие понимают его превратно, от этого все проблемы… А причина… причин много, несмотря на обилие школ, уровень грамотности в том числе и религиозной в стране очень низкий… Но это Хунза, она вообще стоит особняком от остальной страны…



Как я уже говорил, снимать на улицах часто почти невозможно… Поэтому при каждой возможности я заезжаю в школу… Посмотреть, пообщаться, а самое главное – чтобы заглянуть в газа детей… Иногда эти взгляды могут рассказать о жизни народа больше, чем целые тома написанных книг и рассказанных историй… 

Ниже просто дети из разных школ… Для простоты разделил их на три условных части. Школа в Исламабаде. Школа в Хунзе. Школа в верхней Хунзе – как раз там и жили знаменитые долгожители… И отдельно – школа в небольшом отдаленном ущелье. Именно таких школ и поселков большинство в Пакистане…


Школа в Исламабаде










Школа в Хунзе




















Школа в небольшом отдаленном ущелье














Школа в верхней Хунзе






Зачем ехать в фото-тур?
Как все начиналось…

Мысль начать организовывать собственные фото-туры пришла не сразу. До этого было достаточно много собственных путешествий. Первые открытия были связаны с работой в Китае, во время которых страна открылась с совершенно новой нетуристической стороны. Возможно это стало возможно благодаря плотному общению с местными жителями. У нас был переводчик, который несколько лет жил в России и хорошо знал русский язык. Мы общались с обычными людьми, ходили по их любимым местам, общались с семьями, женщинами и детьми, много времени проводили на заводах, смогли узнать, чем они живут, что их волнует и беспокоит. Именно тогда я понял для себя, что любая страна это в первую очередь не достопримечательности, не памятники архитектуры, и даже не природные красоты, а обычные люди…



После Китая было много других стран. Переводчик не всегда оказывался рядом, и как ни странно на помощь в таких ситуациях стал приходить… фотоаппарат. Оказалось, что с помощью камеры можно не только делать интересные картинки, но и общаться с людьми. Сам процесс съемки, когда ты спрашиваешь разрешение, снимаешь, показываешь, что получилось, невольно перерастает в процесс общения… Завязывается эмоциональный контакт, в ходе которого человек раскрывается… И часто это внутреннее состояние человека передается на получающихся фотографиях… Таким образом все сложилось: интересные фотографии, общение с людьми, огромное удовольствие, получаемое от этого процесса. И, в конечном счете, возможность более глубоко узнать жизнь страны, в которую мы приезжаем.



Кроме того, появились любимые страны, любимые места, в которые тянуло возвращаться снова и снова. Были страны – открытия. А потом появилось желание поделиться этой любовью и этими открытиями с другими людьми… Именно с этого желания и возникла идея начать проводить собственные фото-туры. 




 В чем отличие от других фото-туров…

Мне сложно сравнивать, для этого нужно как минимум принять участие во всем множестве предлагаемых сегодня программ… Но я могу выделить несколько очень важных для меня моментов, которые я стараюсь соблюдать во всех своих путешествиях.

1. В центре любой поездки – жизнь простых людей. Монастыри, деревни, школы, частные дома, заводы, рынки, лавочки и склады… И не просто жизнь, но общение с людьми.



2. Мы вместе учимся фотографировать людей. В каждой поездке я делюсь своим опытом, как общаться и снимать незнакомых людей, так чтобы это были живые эмоциональные портреты, а сам процесс оставил только теплые приятные впечатления у всех его участников…

3. У нас нет практически пейзажной съемки. Для многих это минус. Но это так… Фотосъемка пейзажей занимает не более 10-15 процентов всего времени…

4. Комфорт. Для меня важны хорошие условия. Нормальный отель, хороший ресторан, с выбором не только местной, но и европейской еды. Все люди разные, не все сразу могут расслабиться в ритме азиатских стран… Поэтому в отеле у каждого человека должна быть возможность расслабиться и нормально отдохнуть. При этом я стараюсь, чтобы место было интересным, колоритным, и предавало дух и колорит той местности, в которой мы находимся. То же самое относится и к транспорту. Никаких поездов, автобусов и другого общественного транспорта, за исключением самолетов. Все остальное время - личные комфортные автомобили, в которых всегда можно оставить вещи или просто отдохнуть с работающим кондиционером (или наоборот при желании его выключить – в общественном транспорте такой возможности обычно нет). 

5. Ритм поездки. Считаю очень важным, чтобы у каждого человека была возможность прочувствовать страну, ее жизнь, ее энергетику… В спешке это просто невозможно. Я против подхода, когда приехали на место, все осмотрели, отсняли, поехали дальше… Каждое место нужно прочувствовать, а на это нужно время и спокойный ритм… Поэтому я всегда выбираю вариант – меньше мест, но в спокойном вдумчивом ритме…




 Зачем ехать в фото-тур?

Каждый отвечает на этот вопрос сам. Однако я могу сформулировать несколько важных для меня причин.

1. Экономия времени. Подготовка любой поездки – это изучение страны, изучение маршрута, поиск машин, гидов, отелей. Нужно собрать информацию о каждом месте. И все равно, часть мест окажутся неинтересными, а часть придется пропустить по причине ограниченного времени. В случае фото-тура, можно всем этим не заниматься, и быть уверенным, что в те небольшие две недели поездки войдет все действительно самое-самое… Ведь прежде чем приглашать куда-то людей, я сам уже проехал по этому маршруту, выбрал самые интересные места, и исключил то, что не заслуживает внимания. Например, нынешние программы в Мьянму – это опыт 3-4 предыдущих поездок. 



2. Возможность расслабиться. Одна из бесценных для меня вещей в любом фото-туре это возможность не думать ни о каких организационных вещах. Куда ехать, что с машиной, где сегодня поесть – смех смехом, а мы порой забирались в такие места, что не могли найти, где поужинать и приходилось ложиться спать голодными  Все внимание и все силы можно посвятить любимому занятию – фотографии. А заодно и неплохо отдохнуть.

3. Хорошая компания единомышленников. Общение. Это очень важная составляющая любого фото-тура.

4. Возможность поучиться и открыть для себя что-то новое. Мне всегда интересно, как снимают другие люди. Поэтому обмен опытом у нас всегда обоюдный. Я делюсь своим, но в тоже время всегда с интересом наблюдаю, как снимают другие. Кроме того в наших поездках мы обычно затрагиваем и обсуждаем очень интересные темы, касающиеся фотографии и наших путешествий.



Помню одно время я очень часто ездил в различные групповые поездки. Иногда верхом, иногда в горы и пещеры с палаткой… Но это неизменно доставляло мне массу удовольствия. Удовольствия от общения с единомышленниками, новые знакомства, совместные ужины и посиделки у костра, новые впечатления… В таких поездках у меня появилось много друзей и знакомых… И не удивительно, что появляются люди, которые регулярно ездят со мной почти во все фото-туры уже не первый год… Я вижу, что на базе наших фото-туров, формируется что-то вроде клуба друзей – любителей фотопутешествий, и это по-настоящему здорово! 


Как выбрать фото-тур

Думаю, что при выборе фото-тура самое главное, фотографии организатора поездки – если Вам интересно то, что снимает ведущий, ехать стоит, если это совсем не ваше, то я бы не рекомендовал. Даже если программа и страна очень интересные, а цена привлекательная. Проще говоря, выбирайте по фотографиям.



Второй момент, обучение. Уточните, планируется ли какая-то обучающая программа или нет. Часто в фото-турах ее просто нет, а сама поездка ничем не отличается от обычного тура с возможностью больше времени посвятить съемкам.

Третий момент. Предварительное общение. Если организатор готов Вас сразу взять в команду, даже не поговорив по телефону, так же нужно 10 раз подумать. Я всегда общаюсь со всеми людьми, как минимум по телефону, в идеале лично, прежде чем подтвердить участие в туре. Это нужно для того, чтобы все участники вместе чувствовали себя комфортно. 

Так же стоит уточнить уровень отелей, транспорт, на котором планируется передвижение по маршруту, необходимость переносить на себе вещи, а так же наличие длительных пеших переходов. Хороший организатор перед поездкой также пришлет памятку со всем, что нужно взять с собой, какие ожидаются погодные условия, особенности поведения в стране, пожелания по фотооборудованию. Так же нужно обратить внимание, входит ли в стоимость медицинская страховка. Если нет, нужно сделать ее самостоятельно.


В фото-туре все снимают одно и тоже и привозят одни и те же кадры…

Пожалуй, вынесенная в подзаголовок мысль, чаще всего вызывает опасения фотографов, отправляющихся в фото-тур… Согласен, коллективная съемка допустима при фотографировании пейзажей, но никак не людей, если вспомнить, что важнейшим условием является личный эмоциональный контакт с фотографируемым… Именно поэтому мы никогда не снимаем всей группой одного человека.



Во время съемок я всегда стараюсь, чтобы у любого участника поездки были следующие возможности:
- Побыть какое-то время одному в снимаем месте.
- Не оставаться ни на минуту одному.
- Снимать самому свой сюжет.
- Снимать в паре.
- Наблюдать за съемкой других участников тура.
- Никогда не спешить и провести на месте съемке столько времени, сколько это нужно каждому участнику, конечно, в рамках разумного.

Все это позволяет любому участнику тура и снять свою собственную тему, которая не будет ни с кем пересекаться, и при желании поучиться технике съемки у других участников. 

Кроме того, скажу банальную, но от этого не перестающую быть истинной вещь – первоначальным является видение самого фотографа, и три разных фотографа снимут один и тот же сюжет совершенно по-разному… Поэтому одинаковые картинки, это то, чего я меньше всего боюсь в наших поездках…

Для примера приведу пример картинок из лагеря афганских беженцев в Пакистане. Мои и еще одного участника тура – Эдуарда Кутлиева - замечательного фотографа. Снимали мы их одновременно…



Мои картинки.



Фотографии Эдуарда.

В заключение я хотел бы отметить, что организация фото-туров для меня не просто любимая работа. В каждую поездку я вкладываю душу, и делаю тур таким, каким бы я его сделал для самого себя и для самых близких друзей.
Дорога к счастью. Люди. Мария
Мария 
Страна: Россия.
Актриса
Замужем, есть сын.
На момент съемки 31 год.


Когда мы познакомились, я знал Марию, как актрису театра и кино, предпочитающую участие в интересных, творческих проектах.

Оказалось, последние три года Мария работает руководителем отдела маркетинга в крупной компании. Деньги - не последняя причина в выборе профессии. Заниматься только актерской работой и зарабатывать на жизнь - не возможно. А поскольку в багаже три высших образования, одно из которых по специальности бренд-менеджмент, то выбор, чем зарабатывать на жизнь, есть. Маша много путешествует. Объехала почти весь мир, и мечтает отправиться в кругосветное путешествие. Кстати о мечтах, Мария не прочь помечтать, но не считает мечты - мыслями о будущем. Мечты для нее это форма нахождения в настоящем. 



Маша считает себя очень энергичным человека, никогда не устает. Не устает делиться энергией с окружающими. По ее словам, она никого не оставляет равнодушным, люди либо любят её, либо категорически не принимают - середины не бывает. А еще Маша считает себя бесстрашным и независимым человеком. Независимым ни от внешних факторов, ни от мнения окружающих. Впрочем, есть одно исключение - это семья и близкие люди - самое ценное в жизни, наверное единственное, что по-настоящему страшно потерять. Мы по сложившийся традиции поговорили о счастье, любви и вере.



- Я счастливый человек. Да. Счастье? Счастье, это наверное, когда ты удовлетворен тем, что ты делаешь. Когда то, что ты делаешь, доставляет радость и удовольствие не только тебе, но и тем, кто рядом с тобой. Иначе говоря, счастье это не тогда, когда счастье испытываешь только ты, важно, чтобы люди вокруг тоже были счастливы. Счастье не может быть постоянным, это всегда какие-то отдельные вспышки, моменты. Еще могу сказать, что счастье — это гармония. А вообще... ну вот ты сегодня просыпаешься и видишь — небо голубое — вот это счастье. Идет дождь — это тоже счастье, потому что нет ничего лучше барабанящих капелек по крыше. Счастье — посидеть возле костра. Счастье позвонить другу и узнать, что у него все хорошо. Счастье вести машину на большой скорости по хорошей дороге. Счастье оно из мелочей, которые составляют нашу жизнь.



- Любовь... А любовь она разная, может быть к мужу, ребенку, родителям, искусству... Вообще к жизни. Любовь это люди. Люди, музыка, книги, все то, что доставляет удовольствие. Любовь — это все то, что делает счастливым. Вообще любовь и счастье это неразрывно связанные между собой вещи. А вообще я просто обычный живой человек, которому просто нравится жить. И любовь к жизни наверное для меня самое главное, если говорить о любви.



- В чем смысл жизни? Ну вот представьте, что мы все передаем эстафетную палочку следующим поколениям. Передаем умение любить, дружить, чувствовать, все самое важное, что должен уметь и ценить человек в жизни. И для меня смысл, чтобы передать все это своим детям. А они будут передавать своим.



В отношениях, да и вообще в жизни, для меня очень важно чувство взаимности, помощи, наверное это основное — помочь другому человеку. На этом очень много можно построить. Не только в семье, дружбе, но и вообще в жизни. Люди должны помогать друг другу, и это тоже можно отнести к смыслу жизни. Это то, чего нам сейчас очень не хватает. Всем нам, нашему обществу.



- Правила? Да. Главное правило — всегда, если у тебя есть возможность помочь человеку, не важно, близкому, знакомому или нет — всегда помогать. Если ты чувствуешь, что кто-то слабее тебя, кто-то нуждается в помощи, значит нужно помочь. Не важно, поступкам, деньгами, эмоциональной поддержкой — помощь может быть разной, но обязательно помочь. Не проходить мимо.



- Вера? … Я бы сказала так, я верю в хорошее. В добро. Если говорить о религии, я училась в церковно-приходской школе при старообрядческой церкви, видела, как все это устроено изнутри, и в эту систему я не верю. А что такое добро? Это просто, когда ты не вредишь и когда ты готов помочь. И когда ты делаешь это не для того, чтобы что-то получить, а когда ты просто не можешь это не делать, потому что это нормально.
Люди дороги…
Грязь, камень, холод, высота до 4000 метров… по дороге беспрерывно идут машины, поднимая клубы пыли… асфальт есть далеко не везде, а там где есть, иногда кажется, что лучше бы и не было, так много ям и колдобин… На обочине примостились маленькие самодельные хижины из железных щитов, досок… окон нет – непозволительная роскошь. Днем на крышах сушатся покрывала и матрацы, ночью в них укутываются всей семьей и греются друг о друга, холод по ночам собачий. Так живут рабочие, которые строят дорогу в горах штата Аруначал, что на северо-востоке Индии…



Люди приходят из разных частей страны и работают за небольшие деньги. Здесь часто встречают своих мужей, рожают и растят детей… живут там же, где и работают… Часто живут так помногу лет…

Дорога строится допотопным способом. Механизация минимальная. В том месте, где идет ремонт, с гор сталкивают средние и большие камни. Их дробят на камни поменьше. Тут же обычными молотками их дробят на мелкий гравий, из которого и делают дорогу. Последнюю работу чаще всего выполняют женщины, как самую легкую. Часто с маленькими детьми за спиной. Тут нет нянь и оставлять малышей не с кем. Когда дети немного подрастут их можно будет оставить со старшими.

Дорога длинная и отдельные её части приходят в негодность кажется раньше, чем успевают закончить ремонт предыдущих частей… Ремонт дороги становится бесконечным… Так и проходит жизнь… так появляются Люди дороги…
















Соня
На днях встречался с девочкой, которую снимал год назад, и еще за год до этого... И понял, какое счастье быть семейным фотографом. Не фотографом, который снимает семейные фото, а человеком, который много лет снимает одну и туже семью. Становится другом, проводит много времени вместе с семьей, видит, как растут и меняются дети. Имеет возможность снимать не только в студии, но и в повседневной жизни... Жаль, что у меня такой возможности нет, но к этому стоит стремиться... Думаю в любой съемке, лучше двадцать раз вернуться к одному человеку, чем снять двадцать разных людей...



А еще очень хочется вместе с Соней уйти из студии, и провести хотя бы один день вместе с ней и ее семьей, друзьями, радостями и проблемами. Ведь фотография - это доля секунды, но чтобы она родилась порой нужно так много времени... Возможно, когда-нибудь это и получится сделать...








Дядя Саша
Знаете, какие люди часто начинают пить первыми? Самые талантливые, самые принципиальные, самые честные, самые добрые, самые лучшие... Слишком велика разница между тем миром, который мы себе представляем, как идеальный, и тем, который нас окружает... Чем сильнее мы держимся за идеалы, тем больнее будет любое несовершенство окружающего мира... И либо мы отказываемся от идеалов, либо... А просто потому, что в детстве нам не объяснили, что быть честным, целеустремленным, принципиальным и т. д. и любящим... немного разные вещи. И второе может жить без первого, в вот первое без второго... увы. Без любви вообще ничто не жизнеспособно...



Дядя Саша из... любого провинциального городка в России..
Китайский квартал в Янгоне
Китайские кварталы в разных городах мира довольно сильно отличаются друг от друга. Жизнь в другой стране накладывает свой отпечаток. Но есть и довольно много общего. Лавки с народными снадобьями, китайские храмы с курящимися в них палочками, но самое главное отличие – это торговля! Она здесь кипит с утра до вечера в каждом переулке, дворе, каждом доме… Тут либо чем-то торгуют в небольших магазинчиках, либо разгружают поступивший на склад товар, либо подсчитывают доходы с убытками, записывая что-то в потрепанные тетради… Кажется, что тут нет ни одного человека, который так или иначе не был связан с процессом купли - продажи…

Но еще интереснее даже не это, а тот факт, что именно китайские кварталы есть почти во всех крупных городах мира… а это можно сказать далеко не обо всех народах…

Давайте немного пройдемся, тем более, что за окном такая замечательная погода, так располагающая к прогулкам :)





Улицы чем-то напоминают не прекращающийся рынок, а в каждом втором доме - небольшой магазинчик. Вот тут, например, торгуют бананами :)



На улице же проходит большая часть жизни, здесь пьют чай, работают, отдыхают, читают газеты...



Несмотря на то, что большинство китайцев не являются буддистами, специфика страны берет свое. Даже здесь буддийские монахи не редкость. И отношение к ним более чем почтительное.



Но большинство все-таки идет в местный китайский храм...





Сестра принесла брата в храм, и мальчик в полной мере чувствует всю важность происходящего...
Афганцы…
- Неверное понимание Ислама – одна из главных причин бед нашего народа… - Как часто я слышал эти слова, здесь, в Пакистане, наверно одном из самых религиозных государств в мире… Мало кто задумывается, что образ мусульманских организаций, как преимущественно террористических, умышленно создается в сознании целых народов, и к Исламу, как таковому, не имеет никакого отношения… Ислам, как и любая мировая религия, призывает к миру, труду, уважению и любви… Но никак не к убийствам и насилию…





Мы в окрестностях Исламабада. Здесь разбросано сразу несколько лагерей афганских беженцев… Какие-то совсем близко от столицы, до каких-то нужно проехать 30-50 километров на сервер… Но везде примерно одинаковая картина… каменные, обмазанные глиной домики, пристроенные друг к другу, и образовывающие поселения, отдаленно похожие на пчелиный улей… Входы завешены разноцветными тряпочками… Между домами узкие земляные проходы… Так люди живут уже почти 40 лет…



Афганцы живут обособлено. У них наверно самый строгий вариант религиозных норм и правил. Увидеть, не то что сфотографировать, лицо афганской женщины – под большим запретом. Даже девочки, и те бегают от чужаков… Мальчики же с детства готовы защищать свои законы и честь рода… Невзирая на возраст и силу соперника… Это не важно… Это и есть победа силы духа… 



Афганцы в какой-то мере приспособились к жизни в Пакистане… Женятся, рожают и воспитывают детей, дети ходят в местных школа… Мужчины зарабатывают деньги, пасут, разводят и продают животных, коз, верблюдов, торгуют коврами на рынках… или на тех же ранках помогают другим покупателям с товаром, зарабатывая свою монетку на жизнь…



Почти у каждого лагеря – города есть небольшой пустырь и кладбище… Это мир, который трудно постичь приезжему человеку… Но это мир, где есть место воле и силе духа, любви и простому человеческому счастью, улыбкам и вере… Потому что без веры даже в хоромах жить ох как не просто, а выживать просто невозможно…



Почти у каждого лагеря – города есть небольшой пустырь и кладбище… Это мир, который трудно постичь приезжему человеку… Но это мир, где есть место воле и силе духа, любви и простому человеческому счастью, улыбкам и вере… Потому что без веры даже в хоромах жить ох как не просто, а выживать просто невозможно…




































Горы…
О горах можно ничего не писать… достаточно просто быть там… дышать, видеть, чувствовать, быть частью… Горы – это всегда сказка, и огромное счастье, когда удается хоть ненадолго вырваться в горы…

На фото – Северный Пакистан из последней поездки.









1 2 3 4 5