О фотографии
Семён
Судьба подарила встречу с очень интересным человеком. Съемку и общение. Текст между карточками, это цитаты из рассказов Семёна во время съемки.



Сплю. Дорога длинная. У нас праворульная машина, мое сидение спереди слева рядом с водителем. Открываю глаза, вижу нам лоб в лоб несется машина, только и успел, наклониться вбок и закрыться руками. Последствия для всех были очень тяжелые, машины всмятку, от моего места ничего не осталось, а я чудом сам вылез и только синяки и палец на ноге сломал. Все. А вообще 2016 год в плане аварий был очень невезучим - за короткий промежуток времени сразу три автомобильных аварии... В одном случае частично и моя вина была, а в остальных двух - стечение обстоятельств.



Религия, вера... Для себя я давно этот вопрос решил. Религий и путей много, но любая религия это всего лишь форма... Культурные особенности разных народов. Конечно, очень интересные. Помните заповедь, Не сотвори себе кумира. Вот ей я и пытаюсь руководствоваться, когда речь заходит о религиях. И уверен, что каждому человеку даются в жизни те уроки, которые ему нужно усвоить. Главное - видеть и правильно относиться к происходящему. Вообще, я человек верующий, конечно, но это внутри, личное.





Одно время служил в казачестве, храм охранял. Бывало придет кто-нибудь из мужичков. К батюшке на исповедь. А сам выпивши. Я и говорю, приходи завтра. А он - мочи нет, сейчас хочу покаяться. Я говорю, ну пойдем со мной поговорим. А ты кто? Я вроде как заместитель, ну сам видишь. И говорим часами, такое рассказывают. О жизни, нереализованных надеждах, о том, что ничего к лучшему как не старайся не изменишь, разные истории...






Жизнь... Стараюсь быть честным. Даже в ущерб себе и своей выгоде. Сейчас продавцом работаю, у меня самые низкие продажи, но зато покупатели мне благодарны. Я о товаре всегда только правду говорю. Считаю, что сексом без любви заниматься нельзя. Да чего говорить, как жить нужно и так всем известно. Стараюсь... 
Как снимать незнакомых людей в поездках
Попробовал сформулировать несколько правил, которыми сам часто пользуюсь при съемке людей в поездках и путешествиях. Да и просто людей на улицах. Буду рад, если информация окажется полезной. 

1. Снимая человека никогда её забывайте о фоне. Он должен или не мешать, быть нейтральным, либо работать на раскрытие внутреннего мира человека. Но фон не должен отвлекать, конкурировать с нашим героем или быть не связанным с ним.



2. Никогда не пытайтесь снимать незаметно. Это или невозможно, что вывозит негативную реакцию к вам, либо вы будете так далеко, что кадр будет не интересным.



3. Общайтесь с людьми. Можно общаться без слов или на родном языке. Важен обмен информацией, который происходит на энергетическом уровне, а для этого слова не так уж важны. Общение позволит полнее раскрыться человеку, вы увидите те чувства и те его стороны, которые без взаимодействия с человеком в обычной ситуации не видны.



4. Не забывайте, что снимая другого человека, как бы он ни раскрылся, вы в первую очередь снимаете не его, а ваше представление о нем. В этом и состоит творчество. Поэтому очень важно снимать в спокойном и гармоничном состоянии, иначе ваше впечатление будет сильно искажено вашими сиюминутными эмоциями.



5. Снимайте в режиме серийной съёмки. Порой выражение лица может меняться так быстро, что в обычном режиме можно пропустить интересный или выразительный кадр.



6. Не бойтесь менять точку съёмки с верхней на нижнюю и наоборот. Взгляд на вас, когда вы находитесь под и над человеком может быть разным. В каком варианте человек раскрылся лучше, вы сможете решить после.



7. Не забывайте следить за светом. Если свет боковой, вы всегда можете выбрать, снимать в контровом свете или в рисующем. Для этого достаточно просто подойти к человеку с другой стороны. Если вы общаетесь, человек почти всегда развернётся на вас.



8. Дым, снег, туман, дождь, пыль - все, что в обычной жизни может мешать, для фотографа являются лучшими друзьями, они помогают создавать атмосферу в кадре, делают свет по-настоящему видимым.



9. Сколько бы правил, инструкций и советов вы не прочитали, забудьте о них на время съемки и сконцентрируйтесь на своих чувствах и на чувствах тех людей, которых вы снимаете - это самое главное, без чего по-настоящему хороший кадр просто не возможен.


5 советов, как снять душевный портрет в студии
1. Используйте один источник света. Солнце на нашей планете одно. Такие схемы будут выглядеть более естественными и искренними. При этом источник света во время съёмки можно по кругу носить вокруг модели, делая фотографии с разными световыми схемами и сравнивая результат. При необходимости можно использовать флаги и отражатели.



2. Используйте мягкий свет, полученный с помощью больших софтбоксов в сочетании с длиннофокусной мягкорисующей оптикой, или жёсткие световые насадки с резкими в том числе широко угольными объективами, как мощные выразительные средства. Попробуйте оба варианта во время одной съёмки и сравните, какая техника лучше раскрывает конкретного человека, его состояние.



3. Общайтесь с человеком. Искренне интересуйтесь его жизнью. Постарайтесь посмотреть на жизнь его глазами. Ваша главная задача дать человеку раскрыться в ключевых для него эмоциях, увидеть это и в нужный момент нажать на кнопку.



4. Даже если вы думаете, что полностью поняли человека и он полностью перед вами раскрылся, даже тогда вы снимаете не столько человека, как он есть, сколько ваше представление о нем. В этом и состоит творческий процесс.



5. Используйте фоновую музыку, соответствующую съёмке, она поможет расслабиться и вам и модели.



6. Не контролируйте съёмочный процесс. Можно планировать съемку до, можно анализировать после, но в процессе отпустите ситуацию и просто наслаждайтесь процессом. Дайте возможность произойти чуду, оно никогда не бывает запланированным.




7. Чтобы вы не увидели на поверхности в человеке, внутри у каждого из нас живёт любовь. И разглядеть её главная задача фотографа.



Семья
За эти фотографии большое спасибо Наташе и её замечательной семье. В любой семье живет любовь, без этого семьи не бывает. В каждом человеке есть помимо любви его собственная индивидуальность. И большинство из нас плохо умеют открываться особенно малознакомым людям, да и еще с фотоаппаратом. И мне кажется, что главная задача семейного, детского, портретного фотографа — постараться помочь человеку раскрыться, снять маску, и когда это происходит — а занимать это может одну долю секунды — почувствовать и не упустить этот момент. Именно ради него и стоит затевать съемку.







































































Как фотографировать незнакомых людей в путешестивях
Меня часто спрашивают о фотосъемке незнакомых людей в поездках. Хочу поделиться одним важным моментом. Очень часто тяжело преодолеть себя и вступить в контакт с незнакомым человеком. Пугает неизвестность ответной реакции, но самое главное, необходимость затратить энергию, без которой такой контакт не возможен. Не случайно, что людям открытым и добродушным общение с незнакомыми людьми дается легче, чем людям обидчивым с плохим характером. У них энергии намного больше. Но речь сейчас не об этом. Можно снимать, не вступая в контакт, можно просто ходить и смотреть со стороны. Но так ничего не получится. Просто потому, что вы ничего не узнаете о человеке. Он останется просто фигурой у вас в голове. Можно снять хорошую карточку, но другого человека там не будет, не будет его энергетики, только ваш взгляд на него. Для хорошей фотографии да и просто для получения информации о новом месте очень важен энергетический обмен с людьми, которых мы снимаем. Именно энергия несет информацию. А чтобы обмен пошел, нужно вывести человека из состояния покоя. Для этого нужно затратить собственные силы. А чтобы сделать это, порой нужно преодолеть себя.

Понятно, что подходить к людям всегда нужно только с теплыми чувствами и самым искреннем интересом и расположением. И конечно, мы не застрахованы от ситуаций, когда люди в ответ могут ответить пренебрежением или даже агрессией. Это тоже моменты познания окружающего мира, и это нормально. Но очень часто люди отвечают на позитивные чувства такими же позитивными, и в итоге общение приносит всем участникам массу новой энергии и позитивных эмоций. Ты еще долго потом идешь, улыбаешься и вспоминаешь порой вообщем-то мимолетную встречу, как что-то важное и очень доброе. И получаются живые и светлые фотографии.



Конечно, это не исключает необходимости композиции, света, сюжета и других составляющих хорошего кадра, но основу портрета составляют на мой взгляд именно эмоции, энергетика того человека, которого мы снимаем. Можно убрать из кадра все, оставив живые чувства — и кадр будет живым. Можно сделать гениальный кадр с точки зрения света, композиции и пр., но убрать энергию, чувства — и он будет мертвым. Красивым, но мертвым.

Так вот возвращаясь к самому началу. Бывает очень сложно подойти, улыбнуться, заговорить, обратить на себя внимание. И ты проходишь мимо. А потом жалеешь о том, что не сделал, оправдывая себя, что ты не хотел мешать другому, что был плохой свет и кадр все равно бы не получился и т. д. Да, может быть и не получился бы. Может быть и время не удачное, и человек не станет с тобой общаться. Но по крайней мере ты никогда не будешь жалеть о том, что не попробовал, и о том, что могло бы получится, преодолей ты себя тогда...

Поэтому я бы сказал, что для портерной фотографии самое главное — умение подходить к незнакомым людям. А чтобы это было не так мучительно, нужно чтобы внутри было много искреннего добродушия и любви к людям. Тогда этот процесс из мучительного превращается в радостный и очень увлекательный...
Кино и фотография
Когда режиссер снимает фильм, у него есть время. Кадры... сменяют один другой. Получается история, растянутая во времени. У поэта, писателя тоже есть время... Слова, строчки, страницы... Столько сколько нужно. Смысл... проще располагать по горизонтали, подготавливая и подводя к нему зрителя, читателя, собеседника и соучастника... У фотографа и художника нет такой возможности. Он либо идет вглубь, спрессовывая в одном кадре множество смыслов, прессуя время, начало и конец. Либо вырывает один кадр, одну страницу из фильма или книги. Вот это и есть критерий, отличающий фотографию — степень спрессованyого смысла-чувства. Глубина. То, что отличает Фотографию, как самостоятельный жанр, от фотографии, как случайного кадра из какого-то чужого фильма... Говорят, фильмы и тексты сложнее фотографии. Ерунда. Намного проще. И для высказывания и для понимания. В кино из фотографии уходят в том числе и тогда, когда есть потребность в глубине, но вложить её в один кадр намного сложнее, чем в сотни и тысячи. И тогда, когда есть потребность в понимании. Считывать смыслы по горизонтали проще, чем смотреть в глубину. Особенно, когда нам и остановиться-то порой бывает сложно.



Но... и хорошее кино всегда трехмерно. И каждый кадр так же стремится к глубине. А как вложить трехмерность в в наше произведение? Нужно стараться... Спрессовав время и выразив его через чувство. Сложно? Для понимания. Но для человека, который научился познавать мир чувствами, элементарно просто.
Когда фотография лечит
Иногда считают, что болезни и неприятности – это наказание, данное людям за неправильные поступки. Я так не думаю. Болезни и неприятности – это помощь на пути развития. Это то, что помогает нам пересмотреть нашу жизнь и наши ценности, если мы идем не верным путем, если мы слишком увлеклись сиюминутными задачами и забыли о том, что действительно важно в жизни каждого человека. Наверно поэтому, сколько бы мы не учились лечить болезни и изобретать новые лекарства, больных людей меньше не становится.

Почти всегда любые серьезные проблемы сопряжены с неправильным мировоззрением и как следствие не совсем правильным эмоциональным фоном, который сопровождает события в жизни человека. Другими словами состояние человека видно по тому, как он в глубине своей души реагирует на те или иные события в жизни. Как относится к себе и к окружающему его миру. Когда негативных реакций накапливается очень много, они перестают подчиняться сознанию, воли человека, и начинают жить самостоятельно. Человек теряет гармонию, становится несчастливым и зависимым. Вообще – зависимость еще один показатель душевного здоровья или нездоровья человека. Если счастье человека зависит от каких-то внешних ситуаций или событий, это тоже говорит о проблемах. Возможно будущих.


Именно поэтому пытаться лечить болезни не меняя мировоззрение, которое и лежит в основе наших чувств и эмоций, не меняя свои чувства и реакции, бесполезно. Можно вылечить одну болезнь, но нерешенная проблема уйдет в другое место, может проявиться как неприятности с близкими или проблемы в судьбе и т.д. А можно передать проблемы детям и внукам.

Чем здесь может помочь фотография? Все очень просто. В каждом человеке, сколько бы внешне не было проблем, внутри всегда есть живая душа и свет. Просто часто люди забывают о душе, и она проявляется в человеке все меньше и меньше. И увидеть этот свет – главная задача фотографа –портретиста. Увидеть в любом человеке, кто бы перед нами не сидел – монахиня или серийный убийца. В монахине увидеть свет проще – он на поверхности. В других людях – сложнее. Но именно этот свет, именно душа –  это и есть самое настоящее в человеке, а все остальное, что на поверхности – это временное и наносное. Увидеть и показать человеку. А человек,  глядя на такой портрет, если он ему понравился, будет вольно и невольно ориентироваться на свет, на душу. И душа будет оживать, а вместе с этим проблемы и болезни, которые раньше подталкивали к этому пути, станут ненужными. И работает это безотказно. Есть только одно условие. Человек должен сам всей душой захотеть измениться к лучшему, захотеть не просто избавиться от проблем, но стать таким, чтобы они стали не нужны. Потому что на настоящее счастье не могут повлиять ни болезни, ни проблемы. А к чему мы все стремимся в нашей жизни, если не к счастью.



Повторяя еще раз вышесказанное другими словами, можно сказать, что фотография может лечить душу человека. А залог избавления от любых болезний и проблем – это живая, любящая душа. 

Но лечебной фотография может быть не только для того человека, которого мы фотографируем, но и для самого фотографа, если он тянется к свету и к любви. Если учится видеть душу в других, тем самым открывая её и в себе. Это процесс двусторонний и одно без другого редко возможно. И даже если на внешнем плане нет быстрых и видимых изменений, ничто, делаемое для нашей души, не проходит бесследно и рано или поздно даст свои результаты. А вступивший на этот путь человек, по какую бы сторону объектива он не находился, в любом случае будет счастливым. Потому что путь к любви в нашей душе это уже огромное счастье.
Фотография — есть результат взаимодействия окружающей реальности и внутренней способности фотографа к восприятию этой реальности. Главная же проблема, с которой нужно справиться фотографу — повышенная активность сознания, которая как рябь на воде, искажает все, что в этой воде отразится, и дает искаженную картинку. Сознание связно с личностью человека и его интересами. Если они во время съемки очень активны, человек не может воспринимать окружающий мир таким как он есть, а воспринимает его исключительно в контексте своих личных интересов, что делает взгляд зашоренным, а фотографии однобокими и плоскими. Чтобы понять что-то во вне себя во всей его полноте, нужно хотя бы на время забыть о себе. А с активным сознанием это не возможно.


Приведу пример. Мы вставляем бумагу в принтер и печатаем изображение. Но если бумага будет измята, то сгибы не запечатаются краской и изображение будет искаженным, бракованным. Так же и человек, чтобы воспринимать окружающий его мир во всей полноте, должен быть подобен ровному листу бумаги. А для этого сознание должно быть совершенно спокойно. Иначе мы будем подобны мятому листу бумаги... И фотографии у нас будут такими же...

Справедливо это, конечно, не только для фотографов, но и для любого человека, который хочет воспринимать мир во всей его полноте, видеть не отрывки событий, а целостный мир, понимать взаимосвязь происходящих вокруг событий...
Присутствовал при споре известного фотографа и психиатра. Фотограф говорил, что съемка бомжей, наркоманов и пр. проблемных людей любого вида ему давно не интересна, снимать стоит людей гармоничных и любящих, а психиатр говорил, что это не правильно. И даже довод привел — что к примеру бомжи — очень сильные люди, они могут выжить в таких условиях, в каких обычный человек и не выживет...

Я на тот момент был готов согласиться с психиатром, а через некоторое время я встал на сторону фотографа.


А потом мне подарили книжку девочки-фотографа, которая провела пару дней в семье наркоманов, и наснимала всяких ужасов. Потом наткнулся на проект про сообщество садомазохистов и т. д. И тому подобное... И сейчас таких проектов море...

Нужны ли они? Возможно... Страшные и необычные для обычных людей вещи хорошо привлекают внимание, их публикуют, люди смотрят, обсуждают, спорят... А по сути? Они ничего не меняют в нашей жизни. Проблем меньше не становится.

Сильнее ли наркоманы и пр. люди? Нет. Психиатр просто хотел подколоть фотографа. Это больные люди. Люди, которые ошиблись по каким-то причинам и пошли не туда. И в итоге оказались в трудной ситуации. Никто не становится проблемным просто так. На все есть причина. Где был этот неверный поворот? Но говорить о причинах не принято. Сложно и не удобно. Если их много — можно говорить о болезни общества. Ставить диагноз обществу — задача ли это фотографа? Возможно. Но это и не диагноз. Если мы говорим, что болит зуб, мы не ставим диагноз, а просто констатируем факт. А то, что причиной боли может быть все что угодно, мы не задумываемся...

Почему стоит снимать и показывать людей успешных? Потому что в них есть гармония и они выбрали правильный путь. Конечно, под успехом я понимаю настоящий успех — умение любить и сострадать, жертвовать и чувствовать, заботиться о близких, жить душой. Всегда лучше показать куда нужно идти, чем куда идти не нужно. Копаясь в грязи мы не станем чище, сколько не развози грязь по полу, он чище не станет, пока мы не возьмем несколько ведер чистой воды и не выльем на пол... Только обращение к свету может помочь справиться с проблемами.

В тибетской медицине есть такой способ лечения. Пациента помещают в компанию очень позитивных светлых людей и он поправляется. В тоже время компания людей мрачных со смещенными ориентирами может сильно повредить человеку. Люди понимали это много веков назад. Так может если прикладывать усилия, то к тому, чтобы создать вокруг нас хорошую компанию. И мир постепенно будет меняться к лучшему?! :)

Или все-таки про наркоманов, бомжей, убийц и садомазохистов интереснее? :)
Фотография умирает тогда...
Фотография умирает тогда, когда у фотографа в плане съемки исчезает пункт Чудо. Когда весь процесс четко выверен, хорошо известен и продуман до каждого пикселя. Это иногда еще называют профессионализмом... И в этом плане быть любителем намного лучше. Хотя бы потому, что любитель от слова Любить. А это для живой фотографии намного важнее...

1 2 3