О фотографии
Зачем ехать в фото-тур?
Как все начиналось…

Мысль начать организовывать собственные фото-туры пришла не сразу. До этого было достаточно много собственных путешествий. Первые открытия были связаны с работой в Китае, во время которых страна открылась с совершенно новой нетуристической стороны. Возможно это стало возможно благодаря плотному общению с местными жителями. У нас был переводчик, который несколько лет жил в России и хорошо знал русский язык. Мы общались с обычными людьми, ходили по их любимым местам, общались с семьями, женщинами и детьми, много времени проводили на заводах, смогли узнать, чем они живут, что их волнует и беспокоит. Именно тогда я понял для себя, что любая страна это в первую очередь не достопримечательности, не памятники архитектуры, и даже не природные красоты, а обычные люди…



После Китая было много других стран. Переводчик не всегда оказывался рядом, и как ни странно на помощь в таких ситуациях стал приходить… фотоаппарат. Оказалось, что с помощью камеры можно не только делать интересные картинки, но и общаться с людьми. Сам процесс съемки, когда ты спрашиваешь разрешение, снимаешь, показываешь, что получилось, невольно перерастает в процесс общения… Завязывается эмоциональный контакт, в ходе которого человек раскрывается… И часто это внутреннее состояние человека передается на получающихся фотографиях… Таким образом все сложилось: интересные фотографии, общение с людьми, огромное удовольствие, получаемое от этого процесса. И, в конечном счете, возможность более глубоко узнать жизнь страны, в которую мы приезжаем.



Кроме того, появились любимые страны, любимые места, в которые тянуло возвращаться снова и снова. Были страны – открытия. А потом появилось желание поделиться этой любовью и этими открытиями с другими людьми… Именно с этого желания и возникла идея начать проводить собственные фото-туры. 




 В чем отличие от других фото-туров…

Мне сложно сравнивать, для этого нужно как минимум принять участие во всем множестве предлагаемых сегодня программ… Но я могу выделить несколько очень важных для меня моментов, которые я стараюсь соблюдать во всех своих путешествиях.

1. В центре любой поездки – жизнь простых людей. Монастыри, деревни, школы, частные дома, заводы, рынки, лавочки и склады… И не просто жизнь, но общение с людьми.



2. Мы вместе учимся фотографировать людей. В каждой поездке я делюсь своим опытом, как общаться и снимать незнакомых людей, так чтобы это были живые эмоциональные портреты, а сам процесс оставил только теплые приятные впечатления у всех его участников…

3. У нас нет практически пейзажной съемки. Для многих это минус. Но это так… Фотосъемка пейзажей занимает не более 10-15 процентов всего времени…

4. Комфорт. Для меня важны хорошие условия. Нормальный отель, хороший ресторан, с выбором не только местной, но и европейской еды. Все люди разные, не все сразу могут расслабиться в ритме азиатских стран… Поэтому в отеле у каждого человека должна быть возможность расслабиться и нормально отдохнуть. При этом я стараюсь, чтобы место было интересным, колоритным, и предавало дух и колорит той местности, в которой мы находимся. То же самое относится и к транспорту. Никаких поездов, автобусов и другого общественного транспорта, за исключением самолетов. Все остальное время - личные комфортные автомобили, в которых всегда можно оставить вещи или просто отдохнуть с работающим кондиционером (или наоборот при желании его выключить – в общественном транспорте такой возможности обычно нет). 

5. Ритм поездки. Считаю очень важным, чтобы у каждого человека была возможность прочувствовать страну, ее жизнь, ее энергетику… В спешке это просто невозможно. Я против подхода, когда приехали на место, все осмотрели, отсняли, поехали дальше… Каждое место нужно прочувствовать, а на это нужно время и спокойный ритм… Поэтому я всегда выбираю вариант – меньше мест, но в спокойном вдумчивом ритме…




 Зачем ехать в фото-тур?

Каждый отвечает на этот вопрос сам. Однако я могу сформулировать несколько важных для меня причин.

1. Экономия времени. Подготовка любой поездки – это изучение страны, изучение маршрута, поиск машин, гидов, отелей. Нужно собрать информацию о каждом месте. И все равно, часть мест окажутся неинтересными, а часть придется пропустить по причине ограниченного времени. В случае фото-тура, можно всем этим не заниматься, и быть уверенным, что в те небольшие две недели поездки войдет все действительно самое-самое… Ведь прежде чем приглашать куда-то людей, я сам уже проехал по этому маршруту, выбрал самые интересные места, и исключил то, что не заслуживает внимания. Например, нынешние программы в Мьянму – это опыт 3-4 предыдущих поездок. 



2. Возможность расслабиться. Одна из бесценных для меня вещей в любом фото-туре это возможность не думать ни о каких организационных вещах. Куда ехать, что с машиной, где сегодня поесть – смех смехом, а мы порой забирались в такие места, что не могли найти, где поужинать и приходилось ложиться спать голодными  Все внимание и все силы можно посвятить любимому занятию – фотографии. А заодно и неплохо отдохнуть.

3. Хорошая компания единомышленников. Общение. Это очень важная составляющая любого фото-тура.

4. Возможность поучиться и открыть для себя что-то новое. Мне всегда интересно, как снимают другие люди. Поэтому обмен опытом у нас всегда обоюдный. Я делюсь своим, но в тоже время всегда с интересом наблюдаю, как снимают другие. Кроме того в наших поездках мы обычно затрагиваем и обсуждаем очень интересные темы, касающиеся фотографии и наших путешествий.



Помню одно время я очень часто ездил в различные групповые поездки. Иногда верхом, иногда в горы и пещеры с палаткой… Но это неизменно доставляло мне массу удовольствия. Удовольствия от общения с единомышленниками, новые знакомства, совместные ужины и посиделки у костра, новые впечатления… В таких поездках у меня появилось много друзей и знакомых… И не удивительно, что появляются люди, которые регулярно ездят со мной почти во все фото-туры уже не первый год… Я вижу, что на базе наших фото-туров, формируется что-то вроде клуба друзей – любителей фотопутешествий, и это по-настоящему здорово! 


Как выбрать фото-тур

Думаю, что при выборе фото-тура самое главное, фотографии организатора поездки – если Вам интересно то, что снимает ведущий, ехать стоит, если это совсем не ваше, то я бы не рекомендовал. Даже если программа и страна очень интересные, а цена привлекательная. Проще говоря, выбирайте по фотографиям.



Второй момент, обучение. Уточните, планируется ли какая-то обучающая программа или нет. Часто в фото-турах ее просто нет, а сама поездка ничем не отличается от обычного тура с возможностью больше времени посвятить съемкам.

Третий момент. Предварительное общение. Если организатор готов Вас сразу взять в команду, даже не поговорив по телефону, так же нужно 10 раз подумать. Я всегда общаюсь со всеми людьми, как минимум по телефону, в идеале лично, прежде чем подтвердить участие в туре. Это нужно для того, чтобы все участники вместе чувствовали себя комфортно. 

Так же стоит уточнить уровень отелей, транспорт, на котором планируется передвижение по маршруту, необходимость переносить на себе вещи, а так же наличие длительных пеших переходов. Хороший организатор перед поездкой также пришлет памятку со всем, что нужно взять с собой, какие ожидаются погодные условия, особенности поведения в стране, пожелания по фотооборудованию. Так же нужно обратить внимание, входит ли в стоимость медицинская страховка. Если нет, нужно сделать ее самостоятельно.


В фото-туре все снимают одно и тоже и привозят одни и те же кадры…

Пожалуй, вынесенная в подзаголовок мысль, чаще всего вызывает опасения фотографов, отправляющихся в фото-тур… Согласен, коллективная съемка допустима при фотографировании пейзажей, но никак не людей, если вспомнить, что важнейшим условием является личный эмоциональный контакт с фотографируемым… Именно поэтому мы никогда не снимаем всей группой одного человека.



Во время съемок я всегда стараюсь, чтобы у любого участника поездки были следующие возможности:
- Побыть какое-то время одному в снимаем месте.
- Не оставаться ни на минуту одному.
- Снимать самому свой сюжет.
- Снимать в паре.
- Наблюдать за съемкой других участников тура.
- Никогда не спешить и провести на месте съемке столько времени, сколько это нужно каждому участнику, конечно, в рамках разумного.

Все это позволяет любому участнику тура и снять свою собственную тему, которая не будет ни с кем пересекаться, и при желании поучиться технике съемки у других участников. 

Кроме того, скажу банальную, но от этого не перестающую быть истинной вещь – первоначальным является видение самого фотографа, и три разных фотографа снимут один и тот же сюжет совершенно по-разному… Поэтому одинаковые картинки, это то, чего я меньше всего боюсь в наших поездках…

Для примера приведу пример картинок из лагеря афганских беженцев в Пакистане. Мои и еще одного участника тура – Эдуарда Кутлиева - замечательного фотографа. Снимали мы их одновременно…



Мои картинки.



Фотографии Эдуарда.

В заключение я хотел бы отметить, что организация фото-туров для меня не просто любимая работа. В каждую поездку я вкладываю душу, и делаю тур таким, каким бы я его сделал для самого себя и для самых близких друзей.
Соня
На днях встречался с девочкой, которую снимал год назад, и еще за год до этого... И понял, какое счастье быть семейным фотографом. Не фотографом, который снимает семейные фото, а человеком, который много лет снимает одну и туже семью. Становится другом, проводит много времени вместе с семьей, видит, как растут и меняются дети. Имеет возможность снимать не только в студии, но и в повседневной жизни... Жаль, что у меня такой возможности нет, но к этому стоит стремиться... Думаю в любой съемке, лучше двадцать раз вернуться к одному человеку, чем снять двадцать разных людей...



А еще очень хочется вместе с Соней уйти из студии, и провести хотя бы один день вместе с ней и ее семьей, друзьями, радостями и проблемами. Ведь фотография - это доля секунды, но чтобы она родилась порой нужно так много времени... Возможно, когда-нибудь это и получится сделать...








Три смертельных ошибки фотографа или то, чего ни в коем случае не должно быть!..
Чем больше я общаюсь с разными фотографами, тем чаще сталкиваюсь с самыми разными штампами – категоричными суждениями – оказывается есть целый список того, что недопустимо в фотографии вообще, и в тревел-фотографии в частности… И я с ужасом понимаю, что мои фотографии – отличная иллюстрация к этому списку запрещенных вещей…

В итоге я подумал и решил привести этот список, чтобы вы не повторяли моих ошибок. Итак, что же несет смерть и позор человеку с камерой.



1. Человек в кадре ни в коем случае не должен смотреть в камеру. 

Это преступление номер один. Взгляд в камеру не любят по многим причинам. Если человек смотрит в камеру, значит он видит фотографа, а значит позирует. А это плохо. Значит он уже не в своем естественном состоянии. А самое главное – взгляд, это же отражение души, и очень часто в этом взгляде может промелькнуть взаимосвязь фотографа и его невольной модели. Можно увидеть, не только, что в душе у фотографируемого, но и у самого фотографа… А этого ни в коем случае не должно быть… Только фиксация жизни другого человека… Фотограф должен остаться за кадром. Зачем нам лезть в душу… мало ли что мы там найдем. Давайте просто покажем, как люди ловят рыбу, просеивают пшено, разводят огонь в очаге… Для тревел-фотографии этого более чем достаточно.




2. Фотограф не должен быть виден в кадре.

Это требование логично продолжает предыдущее. Ведь задача тревел-фотографии показать жизнь других людей такой, как она есть, без какой-либо субъективной оценки или вмешательства со стороны фотографа. Идеал – фотограф – зеркало или фотограф камера слежения, или видеофиксатор… вообщем, чем меньше фотографа, тем лучше.

Бред, скажу я вам, полный. Фотографа видно всегда и везде, даже если фотографируемый человек и не смотрит в камеру. Кстати, то, что он не смотрит в камеру, уже выражение позиции фотографа. А дальше идет ракурс, кадрирование, выхваченный из жизни людей момент, когда фотограф решил нажать на кнопку… и т.д. и т.п. Объективной фотографии в природе в принципе не существует. Любая фотография субъективна и в той или иной мере выражает отношение фотографа к происходящему, несет в себе пусть скрытую, но оценку…




3. Постановка – недопустима. 

Помню, была забавная ситуация на озере Инле, в Бирме. На закате я заметил еще одного фотографа, который так же как и я плавал на лодке по озеру и наблюдал за рыбаками в поисках кадра. Увидев интересного мне рыбака, который сетью ловил рыбу, я подплыл поближе и через переводчика попросил его кинуть пару раз сеть в нужном мне направлении. Рыбак и так кидал сеть, но я не мог встать в нужно мне место, так чтобы не распугать рыбу и не мешать ему… Рыбак с радостью выполнил мою просьбу, я сделал несколько кадров на широкоугольник, и уже собрался плыть дальше, как к моей лодке подплыл второй фотограф с огромным телевиком, и обрушился на меня с гневной речью, что дескать я позорю фотографов, вмешиваюсь в жизнь местного населения, и снимать можно только издалека, незаметно наблюдая за жизнью людей, при этом оставаясь для них незаметными… Высказав все, фотограф уплыл. 

Мы с рыбаком остались стоять на своих лодках с разинутыми ртами… причем рыбак похоже был ошарашен так же, как и я, хотя он совсем не понимал английского… и не понял смысла претензий фотографа.

Все бы ничего, но с подобной точкой зрения в последнее время я сталкиваюсь все чаще и чаще… причем часто подобные утверждения звучат со страниц солидных изданий и на мастер-классах известных фотографов… И я вот задумался, может это я чего-то не понимаю, и я действительно неправ… и все мои фотографии совершенно неправильные… Как Вы думаете? Вы же когда снимаете, не допускаете подобных ошибок?

Я не смог найти у себя ни одной фотографии, в которой так или иначе не проскользнули бы следы хотя бы одного из этих трех преступлений против Фотографии...

P.S.
А если серьезно, что бы я хотел добавить… правила – это костыли, нужны тогда, когда внутри вас пустота и вы не знаете, куда и как идти… пока вы не умете совсем ходить, они, возможно, вам помогут… как ходунки младенцу… но как только вы хоть чуть-чуть пошли, выбрасывайте их и слушайте только свое сердце…



Катарина
Катарина Морозова.Россия. Москва. 
26 лет.
Тату-мастер.



У Катарины получилось найти дело, которое доставляет огромное удовольствие, наполняет жизнь смыслом и позволяет зарабатывать на жизнь. Во многом в этом помогли замечательные родители. В частности папа первый подал идею стать тату-мастером, нанял репетитора, который учил рисовать и стал одним из первых клиентов дочери.





Жизнь должна быть наполнена счастьем и доставлять удовольствие. И у Катарины это получается в полной мере - не только самой, но и заряжать позитивными эмоциями всех окружающих. 



В работе очень важна благодарность людей, когда люди спустя время пишут, звонят и благодарят за татуировки, это очень приятно.



Деньги не являются чем-то важным, источником счастья или целью, главное, чтобы хватало на жизнь.



Из страхов - страх будущего и страх одиночества.





Есть брат-близнец, множество товарищей, несколько верных друзей и мечта - жить на острове, где у каждого будет все необходимое, будет много друзей-единомышленников, тепло, море и возможность заниматься любимым творчеством. 





А еще обворожительная улыбка...



И Катарина пишет замечательные стихи. 


Хочу поделиться некоторыми размышлениями из последней поездки. Сейчас о том, что такое хорошая фотография. Хорошей фотографии в абсолютном понимании не существует. Для всех — это разные картинки. Поэтому я напишу про себя. О той фотографии, к которой стремлюсь. Правда даже субъективно дать точное определение мне довольно сложно, поэтому попробую описать её через свойства фотографии.

1. Фотография должна так или иначе быть о внутреннем мире человека. Помню экскурсовод в музеи Рериха говорил, что у него все работы, включая пейзажи, о внутреннем мире человека. Вот я думаю, это очень важно. Можно снимать пейзаж, можно натюрморт, но все это должно быть о человеке. И не о внешней его жизни, а о внутреннем содержании.
2. В фотографии должна быть причина, следствие и выход, куда идти. А не только констатация события в определенном месте и пространстве. На самом деле в определенные моменты и при определенном взгляде на событие, причина и следствие могут объединяться, а время сжиматься в точку. Про такие работы говорят, что они вне времени и пространства. Это идеальный вариант.
3. Из второго пункта следует третий. Хорошая фотография живет вне контекста, времени и пространства.

4. Хорошо, когда в фотографии, как и в жизни, есть дуальность, взаимодействие противоположностей, две стороны или два противоположных взгляда. Иногда еще это сильно упрощенно называют конфликтом.
5. Единство формы и содержания кадра.
6. Как частное проявления формы — свет, цвет и атмосфера. Причем цвет совсем не обязателен.
7. Многоплановость и многозначность.
8. Если в кадре есть человек, герой, то хорошо, когда получается уйти от конкретного человека к образу, архетипу. Уйти от частного к общему.
9. Случайность. Жизнь, как соавтор картинки. Часто, чем меньше человек контролирует картинку, тем интереснее она получается. Возможности даже у самого гениального автора по моделированию кадра все равно меньше, чем у самой жизни.
10. Для меня важно, когда в кадре есть видение Бога. Проявление божественного начала есть во всем. И если фотограф умеет это видеть и чувствовать, как мне кажется, это очень важно.


И наверное еще одно свойство хорошей фотографии, это то, что она как правило еще не снята. Это то, к чему мы стремимся в своих работах.
Семён
Судьба подарила встречу с очень интересным человеком. Съемку и общение. Текст между карточками, это цитаты из рассказов Семёна во время съемки.



Сплю. Дорога длинная. У нас праворульная машина, мое сидение спереди слева рядом с водителем. Открываю глаза, вижу нам лоб в лоб несется машина, только и успел, наклониться вбок и закрыться руками. Последствия для всех были очень тяжелые, машины всмятку, от моего места ничего не осталось, а я чудом сам вылез и только синяки и палец на ноге сломал. Все. А вообще 2016 год в плане аварий был очень невезучим - за короткий промежуток времени сразу три автомобильных аварии... В одном случае частично и моя вина была, а в остальных двух - стечение обстоятельств.



Религия, вера... Для себя я давно этот вопрос решил. Религий и путей много, но любая религия это всего лишь форма... Культурные особенности разных народов. Конечно, очень интересные. Помните заповедь, Не сотвори себе кумира. Вот ей я и пытаюсь руководствоваться, когда речь заходит о религиях. И уверен, что каждому человеку даются в жизни те уроки, которые ему нужно усвоить. Главное - видеть и правильно относиться к происходящему. Вообще, я человек верующий, конечно, но это внутри, личное.





Одно время служил в казачестве, храм охранял. Бывало придет кто-нибудь из мужичков. К батюшке на исповедь. А сам выпивши. Я и говорю, приходи завтра. А он - мочи нет, сейчас хочу покаяться. Я говорю, ну пойдем со мной поговорим. А ты кто? Я вроде как заместитель, ну сам видишь. И говорим часами, такое рассказывают. О жизни, нереализованных надеждах, о том, что ничего к лучшему как не старайся не изменишь, разные истории...






Жизнь... Стараюсь быть честным. Даже в ущерб себе и своей выгоде. Сейчас продавцом работаю, у меня самые низкие продажи, но зато покупатели мне благодарны. Я о товаре всегда только правду говорю. Считаю, что сексом без любви заниматься нельзя. Да чего говорить, как жить нужно и так всем известно. Стараюсь... 
Как снимать незнакомых людей в поездках
Попробовал сформулировать несколько правил, которыми сам часто пользуюсь при съемке людей в поездках и путешествиях. Да и просто людей на улицах. Буду рад, если информация окажется полезной. 

1. Снимая человека никогда её забывайте о фоне. Он должен или не мешать, быть нейтральным, либо работать на раскрытие внутреннего мира человека. Но фон не должен отвлекать, конкурировать с нашим героем или быть не связанным с ним.



2. Никогда не пытайтесь снимать незаметно. Это или невозможно, что вывозит негативную реакцию к вам, либо вы будете так далеко, что кадр будет не интересным.



3. Общайтесь с людьми. Можно общаться без слов или на родном языке. Важен обмен информацией, который происходит на энергетическом уровне, а для этого слова не так уж важны. Общение позволит полнее раскрыться человеку, вы увидите те чувства и те его стороны, которые без взаимодействия с человеком в обычной ситуации не видны.



4. Не забывайте, что снимая другого человека, как бы он ни раскрылся, вы в первую очередь снимаете не его, а ваше представление о нем. В этом и состоит творчество. Поэтому очень важно снимать в спокойном и гармоничном состоянии, иначе ваше впечатление будет сильно искажено вашими сиюминутными эмоциями.



5. Снимайте в режиме серийной съёмки. Порой выражение лица может меняться так быстро, что в обычном режиме можно пропустить интересный или выразительный кадр.



6. Не бойтесь менять точку съёмки с верхней на нижнюю и наоборот. Взгляд на вас, когда вы находитесь под и над человеком может быть разным. В каком варианте человек раскрылся лучше, вы сможете решить после.



7. Не забывайте следить за светом. Если свет боковой, вы всегда можете выбрать, снимать в контровом свете или в рисующем. Для этого достаточно просто подойти к человеку с другой стороны. Если вы общаетесь, человек почти всегда развернётся на вас.



8. Дым, снег, туман, дождь, пыль - все, что в обычной жизни может мешать, для фотографа являются лучшими друзьями, они помогают создавать атмосферу в кадре, делают свет по-настоящему видимым.



9. Сколько бы правил, инструкций и советов вы не прочитали, забудьте о них на время съемки и сконцентрируйтесь на своих чувствах и на чувствах тех людей, которых вы снимаете - это самое главное, без чего по-настоящему хороший кадр просто не возможен.


5 советов, как снять душевный портрет в студии
1. Используйте один источник света. Солнце на нашей планете одно. Такие схемы будут выглядеть более естественными и искренними. При этом источник света во время съёмки можно по кругу носить вокруг модели, делая фотографии с разными световыми схемами и сравнивая результат. При необходимости можно использовать флаги и отражатели.



2. Используйте мягкий свет, полученный с помощью больших софтбоксов в сочетании с длиннофокусной мягкорисующей оптикой, или жёсткие световые насадки с резкими в том числе широко угольными объективами, как мощные выразительные средства. Попробуйте оба варианта во время одной съёмки и сравните, какая техника лучше раскрывает конкретного человека, его состояние.



3. Общайтесь с человеком. Искренне интересуйтесь его жизнью. Постарайтесь посмотреть на жизнь его глазами. Ваша главная задача дать человеку раскрыться в ключевых для него эмоциях, увидеть это и в нужный момент нажать на кнопку.



4. Даже если вы думаете, что полностью поняли человека и он полностью перед вами раскрылся, даже тогда вы снимаете не столько человека, как он есть, сколько ваше представление о нем. В этом и состоит творческий процесс.



5. Используйте фоновую музыку, соответствующую съёмке, она поможет расслабиться и вам и модели.



6. Не контролируйте съёмочный процесс. Можно планировать съемку до, можно анализировать после, но в процессе отпустите ситуацию и просто наслаждайтесь процессом. Дайте возможность произойти чуду, оно никогда не бывает запланированным.




7. Чтобы вы не увидели на поверхности в человеке, внутри у каждого из нас живёт любовь. И разглядеть её главная задача фотографа.



Семья
За эти фотографии большое спасибо Наташе и её замечательной семье. В любой семье живет любовь, без этого семьи не бывает. В каждом человеке есть помимо любви его собственная индивидуальность. И большинство из нас плохо умеют открываться особенно малознакомым людям, да и еще с фотоаппаратом. И мне кажется, что главная задача семейного, детского, портретного фотографа — постараться помочь человеку раскрыться, снять маску, и когда это происходит — а занимать это может одну долю секунды — почувствовать и не упустить этот момент. Именно ради него и стоит затевать съемку.







































































Как фотографировать незнакомых людей в путешестивях
Меня часто спрашивают о фотосъемке незнакомых людей в поездках. Хочу поделиться одним важным моментом. Очень часто тяжело преодолеть себя и вступить в контакт с незнакомым человеком. Пугает неизвестность ответной реакции, но самое главное, необходимость затратить энергию, без которой такой контакт не возможен. Не случайно, что людям открытым и добродушным общение с незнакомыми людьми дается легче, чем людям обидчивым с плохим характером. У них энергии намного больше. Но речь сейчас не об этом. Можно снимать, не вступая в контакт, можно просто ходить и смотреть со стороны. Но так ничего не получится. Просто потому, что вы ничего не узнаете о человеке. Он останется просто фигурой у вас в голове. Можно снять хорошую карточку, но другого человека там не будет, не будет его энергетики, только ваш взгляд на него. Для хорошей фотографии да и просто для получения информации о новом месте очень важен энергетический обмен с людьми, которых мы снимаем. Именно энергия несет информацию. А чтобы обмен пошел, нужно вывести человека из состояния покоя. Для этого нужно затратить собственные силы. А чтобы сделать это, порой нужно преодолеть себя.

Понятно, что подходить к людям всегда нужно только с теплыми чувствами и самым искреннем интересом и расположением. И конечно, мы не застрахованы от ситуаций, когда люди в ответ могут ответить пренебрежением или даже агрессией. Это тоже моменты познания окружающего мира, и это нормально. Но очень часто люди отвечают на позитивные чувства такими же позитивными, и в итоге общение приносит всем участникам массу новой энергии и позитивных эмоций. Ты еще долго потом идешь, улыбаешься и вспоминаешь порой вообщем-то мимолетную встречу, как что-то важное и очень доброе. И получаются живые и светлые фотографии.



Конечно, это не исключает необходимости композиции, света, сюжета и других составляющих хорошего кадра, но основу портрета составляют на мой взгляд именно эмоции, энергетика того человека, которого мы снимаем. Можно убрать из кадра все, оставив живые чувства — и кадр будет живым. Можно сделать гениальный кадр с точки зрения света, композиции и пр., но убрать энергию, чувства — и он будет мертвым. Красивым, но мертвым.

Так вот возвращаясь к самому началу. Бывает очень сложно подойти, улыбнуться, заговорить, обратить на себя внимание. И ты проходишь мимо. А потом жалеешь о том, что не сделал, оправдывая себя, что ты не хотел мешать другому, что был плохой свет и кадр все равно бы не получился и т. д. Да, может быть и не получился бы. Может быть и время не удачное, и человек не станет с тобой общаться. Но по крайней мере ты никогда не будешь жалеть о том, что не попробовал, и о том, что могло бы получится, преодолей ты себя тогда...

Поэтому я бы сказал, что для портерной фотографии самое главное — умение подходить к незнакомым людям. А чтобы это было не так мучительно, нужно чтобы внутри было много искреннего добродушия и любви к людям. Тогда этот процесс из мучительного превращается в радостный и очень увлекательный...

1 2 3