Что мне нравится в буддизме
5 понятий буддизма, которые могут помочь изменить жизнь к лучшему любому человеку.
 
1. Терпимость буддистов во многом определена пониманием и принятием того, что все люди разные и тот путь, который хорош для одного человека, не обязательно подходит другому. Поэтому к выбору другого человека нужно относиться с уважением, даже если он нам не совсем понятен или не совпадает с нашим.

Буддизм

2. Сострадание ко всем живым существам. Одна из важнейших вещей, которая делает нас людьми.

Молодой буддист

3. Понятие внутреннего единства со всем миром. Человек, который чувствует своё внутреннее единство с окружающим миром, никогда не сделает плохо другому. Этот пункт неразрывно связан с предыдущим.

Буддизм

4. В буддизме одинаково уважительно относятся ко всем живым существам, вне зависимости человек это или маленький жучок. Это позволяет ощущать себя частью мира, в котором человек не является господином, а имеет такие же права на жизнь, как и другие живые существа, что делает жизнь человека более гармоничной.

Буддизм

5. В буддизме есть концепция, согласно которой внешний мир, в котором живёт человек, и его внутренний мир, связаны так же, как макрокосмос и микрокосмос. И меняя себя изнутри можно изменить внешний мир. Эта концепция объясняет, почему наше душевное состояние напрямую влияет на нашу внешнюю жизнь, подталкивая к тому, чтобы заботиться не только о внешнем благополучии, но и о своём душевном состоянии, что в свою очередь, закладывает надёжный фундамент для счастливой и гармоничной жизни.

Буддизм
Во что верят в Непале
Жертвоприношение

Еще живое животное с надрезанным горлом трое здоровых мужчин обносят вокруг алтаря по часовой стрелке. Кровь капает на камни, образовывая красную непрерывную дорожку. Кровь прилипает к босым ногам идущих, попадает на одежду. После совершения жертвоприношения животному большим ножом окончательно перерубают горло, отделяя голову от туловища. Только в этот момент, оно умирает. После этого голова, некоторые внутренности — пойдут в качестве приношения богам, а остальное заберет хозяин, и в этот же день его, друзей и семью ждет праздничный обед с большим количеством мяса. Так совершается жертвоприношение в одном из небольших городков Непала, недалеко от Катманду. Впрочем, ритуал практически одинаков по всему Непалу и Индии, где до сих пор жертвоприношение играет важную роль в жизни индусов.  





Праздник — а это именно праздник со всеми своими атрибутами — музыкальными шествиями, украшениями и парадной одеждой, приподнятым настроением — начинается с самого утра. На часах еще нет и 4, а в темноте у храмов слышны первые колокольчики, в которые звонят верующие в момент совершения молитвы. И примерно с этого же времени по городу тянутся большие и маленькие группы людей с украшенными краской и веточками зелени животными. В большинстве своем это козлы, иногда бараны, реже утки или то, что смог позволить себе хозяин. Кажется, что животных больше, чем жителей. Люди идут к различным алтарям и храмам, которых в городе огромное множество. На каждой площадке разворачивается одно и тоже действие. Праздник длится два дня практически без остановки. Но основное действие, конечно, происходит рано утром. А после обеда по всему городу можно видеть, как люди разделывают, коптят, иногда жарят прямо на улице туши животных. 



Недалеко от храма на берегу речки стоит грузовик. Рядом соорудили небольшой импровизированный загон. Здесь любой может купить себе животное для жертвоприношения, если у него нет своего собственного.





Жертва всегда занимала и продолжает занимать важнейшее место в любой религии. Без жертвы не возможно самое понятие веры. Человек, который не умеет жертвовать, никогда не сможет не только прийти к Богу, но и гармонично прожить данную ему жизнь. Понятие жертвы есть и в Христианстве, и во всех языческих культах. Необходимость жертвы люди понимали еще с глубокой древности. Но, что важно, и само понятие жертвы развивалось и трансформировалось вместе с человеком. Если для древнего человека с примитивным отношением к жизни, понятие жертвоприношения было доступно только как необходимость отдать часть своей собственности, часть добычи, полученной на охоте, пожертвовать козла или барана, то для современного человека жертва это в первую очередь самоограничение в своих эгоистичных желаниях, умение уступать другим людям, радоваться успеху других, пожертвовать своими личными интересами ради общего дела или ради интересов других людей. То есть из материальной сферы жертва постепенно уходит в сферу духовную, что возможно только в случае духовного развития человека. Эгоистичный человек, живущий всегда только своими личными интересами и желаниями не имеет будущего, так же как и общество, в котором личный интерес человека ставиться на первое место, обречено на вымирание. В Непале это хорошо понимают, хоть и не все смогли достаточно пройти по пути духовного развития, чтобы полностью отказаться от материального жертвоприношения, которое до сих пор является важными символом для всех верующих.







Красиво одетая девочка стоит рядом с большой лужей крови. Вокруг лежат несколько только что обезглавленных туш. Еще несколько животных здесь же привязанные веревкой к столбу ждут своей очереди. Чуть поодаль с серьезным видам стоят еще несколько детей. Мальчики помогают взрослым разделывать туши. Еще две девочки принимают активное участие в церемонии. У каждой своя очень важная роль. На всех самая лучшая одежда, а на девочках — праздничный макияж, даже на самых маленьких, которые еще даже не могут ходить. Жертвоприношение — это праздник. Семейный праздник. И это очень важно. Если жертва не связана с понятием радости, то она превратиться в обычную утрату и теряет всякий смысл. Жертвуя материальное, человек приобретает духовные блага, и этому радуется. Так сохраняется гармония и равновесие в мире. В первую очередь в мире самого человека, который является неразрывной частью того огромного мира, в котором он живет. А участие детей позволяет сохранить традицию и передать данный ритуал из поколения в поколение. Так же, как это было сотни и тысячи лет назад, так же это происходит в Непале и теперь.







Утром после двух дней праздника город производит немного странное впечатление. Народу на улицах уже не так много. О произошедшем напоминают только пятна крови и горы мусора, которые еще не успели убрать. Праздник есть праздник. Следов крови не останется уже через два дня. А кровавые жертвоприношения заменят цветы и кусочки фруктов. Но звук небольшого колокольчика, сопровождающий каждую молитву, все так же, начиная с 4-х утра будет напоминать, что жизнь без жертвы не возможна, и относиться к ней нужно всегда как к празднику.




Садху

- Нет мира с самим собой? Беспокойство и страхи? Вставай каждое утро на рассвете и занимайся йогой. Так же хорошо в это время помогает справиться с отсутствием мира в голове молитва. Садху несколько раз повторяет слова молитвы, которую нужно выучить. И добавляет: - Только обязательно каждый день и обязательно рано утром, иначе результата не будет. - Следующий вопрос про проблемы с женой, у следующего очень личный вопрос и так по цепочке. Во всё нужно вникнуть и всем помочь.



Мы сидим под большим деревом. В центре настоящий Садху в окружении людей. Преимущественно местные жители и два европейца. Проблема с миром в голове как раз у европейца. У местных проблемы попроще. Картина настолько удивительная, что кажется, будто мы оказались в далеком прошлом, когда Садху не просили деньги, а действительно помогали людям. Ходили по городам и деревням. Приход Садху всегда был большим событием. Собиралась вся деревня. Садху рассказывал последние новости и интересные истории, помогал нуждающимся, давал советы и помогал с решением проблем. И был в полном смысле этого слова Holy Man – Святым человеком. Поскольку в индуизме не было монастырей и монашества в западном понимании, то место монахов занимали Садху — люди, отказавшиеся от всех мирских благ и посвятившие себя выбранной религии. Любой Садху обязательно должен был найти себе учителя, который и учил его всем премудростям. Среди Садху были самые разные люди, которые использовали разные техники и способы для служения Богу. Жили они всегда только на добровольные пожертвования людей, которым они помогали. Вот и сейчас у меня ощущение, что я попал в далекое прошлое, только автомобильная дорога с машинами да пара современных магазинчиков на другой стороне дороги выдавали, что сейчас на дворе 21 век.



И тем не менее, институт Садху действительно существует. И в Непале, и в Индии. Настоящего Садху узнать очень просто, он никогда не просит денег и вокруг него всегда собираются люди. Сдаху сам дает — делиться чувством любви и зарядом доброты, угощает собравшихся, дает еду — прасад, и самое главное — помогает советами, вникая в любые сложные ситуации каждого человека. И в ответ люди сами дают пожертвования, не потому что их об этом просят, а потому что у них возникает в этом внутренняя потребность. Вот именно такого Садху мне повезло встретить в этот раз во время моего путешествия по Непалу.

Я сажусь рядом чуть ниже Садху у дерева. Садху тут же встает и усаживает меня рядом. Все равны и никто не может быть выше или ниже. Поэтому и сидеть все должны на одном уровне, жестами показывает он мне и заставляет сесть рядом. В каждом жесте, во взгляде чувствуется спокойствие и уверенность. И еще полная гармония с собой и с миром. То, что так редко встречается в последнее время.



Часть людей пришли со своими проблемами. Многие пришли просто посидеть и послушать. Встреча занимает около двух часов. Собирается, прощается и уходит. - Его ждет много людей, а таких Садху не так много, объясняет мне один из местных, неплохо говорящий по английски. Он же до этого переводил мне слова Садху. Вслед за Садху расходятся и остальные, а я еще долго сижу под деревом и осмысливаю свои впечатления и чувства, оставшиеся от встречи с этим удивительным человеком.


Псевдосадху или человеческий фактор

Помню в одну из прошлых поездок рано утром я повстречал Судху, который усиленно красился, стараясь создать образ обезьяны. Сзади был приделан проволочный хвост. Мимика и жесты так же соответствовали образу выбранного животного. Всем своим видом он старался повторить образ бога-обезьяны — Ханумана, и это у него неплохо получалось.



Увидев камеру, он радостно направился ко мне, корча обезьяноподобные рожицы и издавая то ли лающие, то ли рычащие звуки. Насладившись произведенным впечатлением, он объяснил, что сегодня большой праздник — День Обезьяны, и именно в честь этого праздника данный наряд. И в этот день нужно давать всем Садху хорошие пожертвования, а Садху в образе обезьяны — особенно большие.

Уже вечером мне довелось еще раз повстречаться с этим Садху. Работники туристического кафе выгоняли из зала человека с перемазанным лицом, немного безумными выпученными глазами с большой пачкой денег в руках. Говоря что-то про День Обезьяны, он пытался приставать к посетителям кафе и просил у всех денег.



К сожалению очень многие Садху, с которыми встречаются туристы, таковыми не являются. Это хорошие актеры, которые носят красивую одежду, наносят грим, иногда ходят обнаженными или в набедренных повязках, бывает носят с собой коробочки с кобрами и другими змеями, которых показывают желающим. Их задача — попозировать для фото или просто развлечь туристов, заработав на этом деньги. С ними можно легко и просто сделать красивые и колоритные фотографии, но всегда нужно понимать, что это фальшивка и к настоящим Садху они отношения не имеют.



В одном месте я видел целый кооператив таких псевдосадху, которые отслеживали туристические сезоны и приезжали туда, где больше туристов. Они разбивали небольшой лагерь недалеко от туристического городка. Утром выходили на заработки, а вечером собирались в своем лагере, варили еду, стирали вещи, курили и делили заработанное.

Есть и много Садху, которые вступили на этот путь с чистыми намерениями, но зависимость от пожертвований и недостаток внутренней чистоты, заставили их так же активно просить деньги у окружающих. Таких Садху отличить сложнее, но тоже не сложно.



В Непале самое известное место, в котором всегда можно сфотографироваться с Садху, это комплекс Пашупатинатх. Но самое удивительное, как и любое значимое место, в которое стекается большое количество людей, здесь перемешано и настоящее и фальшивое. Я слышал много рассказов и про оргии, которые устраивают местные псевдосадху по ночам, проедая подаяние, полученное за день, так и про встречи с удивительными по-настоящему святыми людьми, произошедшие в этом месте. И тут дело еще и в самом человеке, в его настрое и карме, что он сам представляет внутри себе. От этого тоже зависит, увидит он больше жуликов или по-настоящему светлых людей, ведь подобное всегда притягивается подобным. А в Непале есть абсолютно все на любой вкус и любое внутреннее состояние человека.


На берегу священной реки

Пашупатинатх - это не только место, где можно увидеть Садху. Это еще и крупнейший в регионе индуистский храмовый комплекс, посвященный богу Шиве, и место погребения усопших на берегу небольшой речки Багмати, которая считается у индусов священной.



Первое, что бросается в глаза, это дым погребальных костров и как везде в Непале огромное количество снующих взад и вперед людей — движение пестрой и разноликой толпы. Но как и в любом беспорядке здесь тоже кроется свой порядок, нужно только немного освоиться и присмотреться к происходящему. Взгляд задерживается на клубах черного дыма, потом речка, женщина с яркой серьгой смывает мусор и непрогоревшие угли в реку, в ухе у нее блестит огромная золотая серьга, а на голове повязан яркий цветастый платок... И взгляд утыкается на маленькое завернутое в ткань усохшее тело. И ты понимаешь, что все, происходящее вокруг, как впрочем и все, с чем приходится сталкиваться в Непале, это не спектакль, игра или розыгрыш, это все взаправду. Настоящая жизнь и настоящая смерть. И вглядевшись в лица, стоящих рядом людей, многие из которых родственники покойных, понимаешь это еще отчетливее.

Погребение на берегу священной реки очень важно для верующих, так как ритуал похорон важен для успешной реинкарнации в следующей жизни, поэтому сюда стекаются на похороны со всех окрестностей, и погребальные костры горят с раннего утра до позднего вечера. Еще очень важно, чтобы именно сын покойного поджег погребальный костер, поэтому отсутствие сыновей в семье всегда большое горе.





Священная река объединяет самых разных людей. Здесь же омывают тела перед сожжением, сюда же потом смывают пепел и остатки одежды. Чуть ниже по реке целые группы людей живут за счет того, что вылавливают то, что осталось от сожженных. Здесь же проходят ритуальные омовения и купания. Сюда стекаются попрошайки и здесь же можно встретить настоящих святых, йогов, отшельников. Рано утром здесь много верующих, а после захода солнца можно можно стать свидетелем удивительного представления с факелами.



Нагромождение ритуалов, ярких одежд, дыма, лиц, храмов, богов, горя и надежд, света и мрака... все это только на первый взгляд и только очень неподготовленному туристу может показаться бессмысленным хаосом и неразберихой, замешанной на коммерции и суевериях. На самом деле это не так. Именно здесь, несмотря на обилие туристов, можно прочувствовать все грани индуизма, понять жизнь людей, через их религию и традиции, соприкоснуться с настоящими чувствами и настоящей жертвенностью.


Два обряда

Если бы в Неплае изначально преобладал индуизм, ситуация не была бы такой интересной, а культура страны такой богатой и разноплановой. Много лет назад именно в Непале произошло зарождение буддизма, в результате чего на территории страны находится множество буддийских святынь, а страну посещает множество буддийских паломников. Именно отсюда буддизм распространился в Тибет (где частично вобрал в себя элементы шамонизма — религии Бон, которая исповедывалась там в это время) и на Север Индии, а потом из Тибета вновь вернулся в Непал. При этом с течением времени развивалось и само учение буддизма и происходила некая интеграция между индуизмом и буддизмом.



Буддизм изначально спокойно относился к любым верованиям, которые могли исповедовать люди. Часто буддистов не смущало, что люди, которых они учили, одновременно исповедовали языческие или индуистские верования. Сами же индусы привыкли к большому количеству воплощений своего бога и восприняли Будду, как еще одно воплощение, что не противоречило их пониманию мира. Результатом стало огромное количество храмов и святых мест, одинаково значимых и для буддистов и для индусов. Более того, некоторые обряды и ритуалы, а так же храмовые постройки вобрали в себя отдельные элементы обеих религий.



Однако, если говорить более формально, на данный момент в Непале, конечно, преобладает индуизм, но как и в буддизме есть множество направлений и школ, так и индуизм может существенно отличаться, в зависимости от региона и влияния других религий. А на развитие культуры и верований народов Непала буддизм оказал огромное, всепроникающее влияние.



Поэтому только на первый взгляд вызывает удивление сцена, когда женщина с изображением нынешнего Далай-Ламы на груди, сперва старательно выполняет индуистский ритуал, приносит жертвоприношение, а потом совершает кору, вращает молитвенные барабаны и подходит к буддийскому монаху, чтобы вместе с ним произнести словам буддийской молитвы. 



Мы привыкли очень много внимания обращать на форму, которая часто оказывается для нас важнее сути. Разрушение привычных догм и представлений помогает понять, что содержание важнее, чем форма, что это всего лишь путь, который каждый человек выбирает сам, а цель у всех религий общая. 


Тибетцы

В каждой религии есть заповедь — Не сотвори себе кумира. На буддийский манер она может звучать так: Если встретишь Будду, убей его. Это означает, что все настоящее находится внутри человека, а внешние представления о мире, в том числе религиозные, переменчивы, зависят от региональных, культурных условий, в которых вырос человек, той ступеньки развития, на которой он находится. Упрощенно говоря, язык, понятный академику, будет не понятен папуасу, и для последнего нужно находить более простые и доступные ему образы. Но и не нужно забывать, что любой академик всегда будет находится на уровне папуаса, относительно человека, ушедшего вперед по пути духовного развития и понимания мира. Поэтому и религиозная догматика всегда будет неполной, ориентированной на возможности конкретного человека, в конкретное время и конкретном месте. 



Смешение культур и религий в Непале, как бы подталкивает к пониманию этой простой истины. Но для нас, привыкшим к тому, что даже небольшие различия в понимании одной и той же религии часто становились причиной кровопролитий и гражданский войн, факт сращивания фактически двух совершенно разных религий в первый момент производит впечатление шока. Вроде, что общего может быть у буддизма, отвергающего само понятие бога и индуизма, с его кучей богов и божеств. Оказывается эти две религии вполне могут сосуществовать, более того, слиться в одно целое, в отдельных аспектах. И у этого направления есть название — неварский буддизм, по названию народности, проживающий в долине Катманду.



В Непале, особенно после обострения отношений с Китаем, живет очень много тибетских беженцев, приехавших в Непал из Тибета в разные годы. Почти все они, а так же коренные жители горных районов Непала, исповедуют тибетский буддизм в чистом виде. Очень большой тибетский квартал расположен около ступы Боднатх — место, почитаемое исключительно тибетскими буддистами. Поселения тибетцов, большие тибетские монастыри, совсем другие взгляды и поведения людей. Невары и тибетцы — очень разные, к каждому нужно найти свой ключик. Но уникальность ситуации в том, что мы можем тут же сравнить неварский буддизм и тибетский. Разница прослеживается во всем, от оформления ступ до одежды и выполняемых ритуалов верующих. И это поистине уникальная возможность, которую дарит нам Непал. 


Бесконечное множество путей

Иду пешком через город, до ступы Боднатх остается может быть чуть больше километра. На другой стороне дороги вижу тибетскую бабушку с добрыми светящимися глазами. Определить тибетцев совсем несложно. Я радостно улыбаюсь и здороваюсь: «Таши делек». Бабушка улыбается мне, как родному, самому близкому челну свое семьи, с которым она виделась еще вчера вечером. Здоровается, и мы идем к ступе вместе. И оказывается, что у нее так много знакомых, и всех она заражает энергией, любовью и светом. Я чуть отстаю, чтобы сделать несколько кадров. Но через несколько минут вижу, как моя бабушка, встретив одну из коров, которых тут много ходит по городу, уже кормит ее арбузными корками, которую попросила тут же у торговцев фруктами. Оказалось, что таких корок у продавцов целый ящик, и вот уже корова с удовольствием ест фруктовые корки, а бабушка, все так же улыбаясь, идет к ступе. Наверно это и есть любовь и сострадание без оценки и осуждения в действии. И это то, что действительно меняет мир. Ведь согласно Калачакре — одной из школ тибетского буддизма, внутренний мир человека связан с внешним миром, как микрокосмом и макрокосмос. И меняя себя, мы можем изменить окружающий нас мире. 



В Буддизме есть понимание, что все люди разные, об этом говорил еще сам Будда, и для каждого человека подходит свой путь. Главное, куда человек идет, не ошибся ли с направлением, а дорогу можно выбрать любую. Наверно в этом и кроется такая терпимость буддистов к другим религиям, и такое разнообразие техник и способов достижения состояния Будды. А так же возможность концентрироваться на цели, и не слишком привязываться к способу её достижения. 



Интересно, что в Буддизме существуют достаточно сложные представления о мире, как о системе множества различных миров, населяемыми различными существами. И душа человека, исходя из кармы, которая в свою очередь определяется образом жизни человека, может перерождаться в разных мирах. В каких-то мирах, она будет обречена на страдания и мучения, которые будут ее очищать, а в каких-то страдания отсутствуют. И задача человека прожить жизнь так, чтобы переродиться в более светлом мире. И кстати, для совсем нетерпеливых есть направление Ваджраяна, которое имеет целью достичь высшего мира или состояния Будды не при следующим перерождении, а еще при этой жизни. И что интересно, если каждый мир имеет свое описание, то высший мир описывается, как то, что не возможно описать. 



Конечно, то, что я напишу, может показаться наивным, но думаю, что такая возможность в понимании буддизма тоже заложена. Если в других религиях понятие Бога занимает важнейшее место, то буддизм принято называть религией без Бога. Это же одна из наиболее серьезных причин обвинений в адрес буддизма. Но Бог, это тоже наше представление о нем. Если раньше был бог — Зевс, наделенный всеми человеческими свойствами, практически человек, который мог сойти на землю, который все видел, обладал сверхспособностями и мог карать и миловать, то это не значит, что Бог именно такой. Просто это представление соответствовало уровню развитию людей на тот момент времени. Понять и принять другое определение Бога они просто не могли. 



Сейчас мы уже не считаем, что Бог — это сверх-человек, а все чаще говорим, что Бог — есть Любовь. То есть чувство. Но что такое любовь с точки зрения первобытного человека? Наверно ничто, и если убрать внешние, физические атрибуты, то он скажет, что Бога нет. И обозначение мира, который есть, но который нельзя описать, пользуясь человеческим языком на самом деле и является наиболее точным описанием Бога, если можно так сказать. Бога, как дедушки, сидящего на небесах, действительно нет. Но есть высшее начало, к которому должен стремиться каждый человек, и приблизиться к которому можно через любовь и сострадание. Вопрос опять же встает о понимании и трактовки учения. Каждый трактует исходя из своих возможностей и устремлений.  



А пока мысли крутятся в голове, я иду среди удивительных храмов и божеств. Мандалы, молитвенные барабаны и флажки с мантрами, тантрические сцены, вырезанные из дерева в оформлении храмов, причудливые и страшные божества. Многие из них пугают, но при этом ведут к свету. Сперва я этого не понимал, как можно отнимая, что-то давать людям. А теперь понял, изображение Бога выглядит зловещим и устрашающим для того, кто забыл о своей душе и слишком привязался к земному миру. Для того этот мир будет разрушен и это будет сопровождаться болью и мучениями. Но даже таким способом это помощь человеку, так как освободившись от привязанностей, человек сможет освободиться и обрести настоящее счастье. Если не в этой жизни, то в следующей. А человеку гармоничному бояться нечего. Так в каждом изображении заложен основной закон мироздания — диалектический принцип устройства мира. 


Бог один

На небольшой улочке среди обычных жилых домов почти затерялся вход в небольшой индуистский храм. Довольно высокий квадратный забор, внутри колокол, статуи с изображением богов, в центре небольшой храм, перед которым возвышается статуя обезьяны, почитаемого в Индии бога — Ханумана. Ему посвящено множество комплексов в самых разных частях Индии и Непала. Именно с ним связано уважительное отношение к обезьянам, которых считают его прямым родственником.



Непосредственно за главной постройкой, в дальнем углу дворика стоит маленький, видимо жилой домик. Через двор протянута веревка, с развивающимся на ветру бельем. Под деревом сидит женщина и кормит младенца. Я улыбаюсь ей и она немного смущенно улыбается мне в ответ.



Служитель убирается в храме. Я здороваюсь. Завязывается небольшая беседа. Стандартные вопросы. Потом тишина. Я сажусь рядом и просто растворяюсь в окружающем меня пространстве. И вдруг он спрашивает, а во что верят в моей стране. Я сперва не знаю, что ответить, а потом честно отвечаю, что большинство христиане, но так же есть мусульмане, буддисты и чуть-чуть людей других вероисповеданий. Он некоторое время молчит, а потом на ломаном английском объясняет, что Христианство, Буддизм, Ислам, Индуизм — все это просто разные названия, но Бог — он всегда один в любой религии. И нет разницы, как называется твоя религии, важно только веришь ты в Бога или нет... Потом улыбается, прощается и уходит... А я остаюсь наедине с нахлынувшими чувствами и размышлениями о том, какая удивительная страна Непал, и как много в мире есть вещей, о которых нельзя судить, исходя из привычных нам представлений.  


Больше фотографий из Непала можно посмотреть вальбоме Непал.

Даты ближайших фототуров в Непал смотрите в разделе Фототуры.

Спасибо!
Семья
За эти фотографии большое спасибо Наташе и её замечательной семье. В любой семье живет любовь, без этого семьи не бывает. В каждом человеке есть помимо любви его собственная индивидуальность. И большинство из нас плохо умеют открываться особенно малознакомым людям, да и еще с фотоаппаратом. И мне кажется, что главная задача семейного, детского, портретного фотографа — постараться помочь человеку раскрыться, снять маску, и когда это происходит — а занимать это может одну долю секунды — почувствовать и не упустить этот момент. Именно ради него и стоит затевать съемку.







































































Обучение
Настоящее обучение — не накапливание знаний, а формирование способности человека воспринимать информацию.

Дать информацию можно очень быстро. Но чтобы человек смог её воспринять, на это часто уходят годы. Именно поэтому настоящее обучение никогда не бывает быстрым.  
Не секрет, что мы живем в эпоху всеобщей глобализации. Так же не секрет, что наиболее распространенной моделью в мире сегодня становится западная, другими словами — капиталистическая, если говорить сильно упрощенно. В основе этой модели лежит вообщем-то неплохой принцип — делай лучше, делай качественнее, делай доступнее — и люди будут покупать именно твой продукт, а ты будешь зарабатывать больше денег. На словах все отлично. А что получается на практике.

Умеет человек что-то делать хорошо, у него есть идеи, как сделать отличный продукт или услугу, которая будет полезна людям. Он начинает предлагать свой продукт людям, и у него сразу появляются довольные клиенты. Он рад и начинает развиваться. Для этого ему нужно зарегистрировать фирму, снять помещение, заплатить налоги, взносы и т. д. В результате стоимость его продукта вырастает многократно и становится неконкурентной. Что делать? Он перестает сам изготавливать продукт и приглашает на своё место более дешевых исполнителей, начинает экономить на качестве, на материалах. Продукт становится конкурентным по цене, но чтобы окупить все затраты, должен быть больше объем. А в новом объеме продукт никто не покупает, потому что нет рекламы. Производитель начинает заниматься рекламой, вкладывая в нее деньги. Поднимать цену на продукт нельзя, значит нужно еще снижать качество. А тут становится очевидным и еще один фактор. Чтобы покупатель возвращался к нему снова и снова, нужно сократить срок службы продукта. Продукт может служить 30 лет, а мы умышленно уменьшим его до 5. Тогда покупатель вынужден будет платить ни один раз за 30 лет, а каждые 5 лет. И постепенно происходит подмена цели — из желания дать людям что-то полезное и хорошее, целью становится зарабатывание денег, ради достижения которой мы готовы пожертвовать всем остальным.

Что мы видим на практике. Товары народного потребления. Телевизоры, купленные 20-30 лет назад до сих пор отлично работают, новые же выходят из строя каждые 5 лет. И это касается не только телевизоров, но всего, от машин до бытовых мелочей. Асфальт на дорогах стабильно растворяется два раза в год, и дважды в год подрядчики ремонтируют дороги. Хотя очевидно, что положить и сделать асфальт, который будет служить значительно дольше под силу современным технологиям. Но как тогда постоянно зарабатывать деньги целой команде бездельников. Кстати, о тендерах. Ни для кого не секрет, что почти все тендеры это просто прикрытие для откровенного воровства. Побеждает, в кавычках, в тендере одна компания, за меньшие деньги находит другую компанию, которая в свою очередь за еще меньшие деньги находит исполнителя.

Продукты питания давно уже становятся вредными для здоровья из-за используемых в них компонентов, которые позволяют поднять урожайность и снизить себестоимость. То же самое происходит с медициной. Она давно не лечит человека, ориентированна не на помощь, а на зарабатывание денег. Современный врач работает в таких условиях, что ему важно, чтобы человек снова и снова приходил к нему на прием и потреблял как можно больше лекарств и проходил часто ненужные и дорогие обследования. Не секрет, что у многих врачей есть установка заставить человека пройти больше обследований, чем реально нужно. Или другой пример, раньше стоматологи бесплатно ставили пломбы, которые стоят по 30-40 лет, а сегодня за большие деньги ставят пломбы срок службы которых 5-7 лет. И это современные технологии в действии. Конечно, говорить обо всех нельзя, здесь важен человеческий фактор, есть очень хорошие врачи, которые действительно лечат, а не вымогают деньги у пациентов, но они как правило выбиваются из общей тенденции и не задерживаются в платных клиниках.

Возьмем еще один пример. Обучение продавцов в магазине. Продавца учат и премируют не в том случае, когда он продает тот товар, который нужен покупателю, а тот который выгодно продавать магазину. То есть, в миссии компании написано — Мы сделаем жизнь покупателя лучше за счет качественных и необходимых продуктов. А в реальности работа компании подчинена только одному — как любым способом получить максимальную прибыль, и часто в ущерб объявленной миссии.

А теперь попробуем дать определение происходящим процессам обычным человеческим языком. Все просто. Деньги становятся важнее морали и нравственности. Отказываясь от морали и нравственности сейчас, мы зарабатываем больше денег. Но теряем и себя, и те же деньги, в перспективе. Очевидно, что мир в таком виде не жизнеспособен. Это как снежный ком, который рано или поздно съест сам себя.

Если говорить о конкретном человеке, то огромная опасность — это поставить деньги, прибыль, выше моральных и нравственных ценностей. А происходит это каждый раз, когда мы продаем некачественный товар, когда мы навязываем ненужные обследования и т.д. Маленькими незаметными действиями. Как все. Когда ради денег и стабильности отказываемся от совести. В какой-то момент мы просто перестаем ее чувствовать и слышать. А что? Так все живут. Что же теперь, с голоду умереть? Но мы не понимаем, что вместе с этим умирает наша душа. А это самое страшное, что может случиться с человеком.

Но это только одна опасность из двух. И наверно не самая страшная. Есть еще одна, незаметная, но намного более опасная. Это осуждение мира в котором мы живем. Осуждение людей, которые обманывают, делают некачественные вещи, пытаются заработать деньги любой ценой. Так мы еще быстрее убиваем свою душу, отказываясь от единства с другими людьми, от любви к людям. От понимания того, что все происходящее в мире закономерно, а не случайно.

А происходит это от непонимания, что потеря морали, нравственности это такая же болезнь, как грипп или простуда. Только болезнь не тела, а души. Но такому человеку так же нужна помощь и забота, а не осуждение и ненависть. И вылечить общество и самих себя мы можем только взаимной помощью и любовью, а не осуждением.

Ведь если вдуматься, любовь к людям, это умение любить людей несовершенных, в том числе с больной душой, а если мы любим только честных и праведных, то мы уже любим не людей, а свои идеалы и принципы.

Ну а начинается любой положительный процесс, конечно, только с самого себя. С собственных изменений. Главное не боятся и двигаться в том направлении, которое мы считаем правильным.
Как фотографировать незнакомых людей в путешестивях
Меня часто спрашивают о фотосъемке незнакомых людей в поездках. Хочу поделиться одним важным моментом. Очень часто тяжело преодолеть себя и вступить в контакт с незнакомым человеком. Пугает неизвестность ответной реакции, но самое главное, необходимость затратить энергию, без которой такой контакт не возможен. Не случайно, что людям открытым и добродушным общение с незнакомыми людьми дается легче, чем людям обидчивым с плохим характером. У них энергии намного больше. Но речь сейчас не об этом. Можно снимать, не вступая в контакт, можно просто ходить и смотреть со стороны. Но так ничего не получится. Просто потому, что вы ничего не узнаете о человеке. Он останется просто фигурой у вас в голове. Можно снять хорошую карточку, но другого человека там не будет, не будет его энергетики, только ваш взгляд на него. Для хорошей фотографии да и просто для получения информации о новом месте очень важен энергетический обмен с людьми, которых мы снимаем. Именно энергия несет информацию. А чтобы обмен пошел, нужно вывести человека из состояния покоя. Для этого нужно затратить собственные силы. А чтобы сделать это, порой нужно преодолеть себя.

Понятно, что подходить к людям всегда нужно только с теплыми чувствами и самым искреннем интересом и расположением. И конечно, мы не застрахованы от ситуаций, когда люди в ответ могут ответить пренебрежением или даже агрессией. Это тоже моменты познания окружающего мира, и это нормально. Но очень часто люди отвечают на позитивные чувства такими же позитивными, и в итоге общение приносит всем участникам массу новой энергии и позитивных эмоций. Ты еще долго потом идешь, улыбаешься и вспоминаешь порой вообщем-то мимолетную встречу, как что-то важное и очень доброе. И получаются живые и светлые фотографии.



Конечно, это не исключает необходимости композиции, света, сюжета и других составляющих хорошего кадра, но основу портрета составляют на мой взгляд именно эмоции, энергетика того человека, которого мы снимаем. Можно убрать из кадра все, оставив живые чувства — и кадр будет живым. Можно сделать гениальный кадр с точки зрения света, композиции и пр., но убрать энергию, чувства — и он будет мертвым. Красивым, но мертвым.

Так вот возвращаясь к самому началу. Бывает очень сложно подойти, улыбнуться, заговорить, обратить на себя внимание. И ты проходишь мимо. А потом жалеешь о том, что не сделал, оправдывая себя, что ты не хотел мешать другому, что был плохой свет и кадр все равно бы не получился и т. д. Да, может быть и не получился бы. Может быть и время не удачное, и человек не станет с тобой общаться. Но по крайней мере ты никогда не будешь жалеть о том, что не попробовал, и о том, что могло бы получится, преодолей ты себя тогда...

Поэтому я бы сказал, что для портерной фотографии самое главное — умение подходить к незнакомым людям. А чтобы это было не так мучительно, нужно чтобы внутри было много искреннего добродушия и любви к людям. Тогда этот процесс из мучительного превращается в радостный и очень увлекательный...
Кора
Что такое молитва? Разговор с Богом... Способ ощутить свое единство с Создателем. Возможность для собственного изменения и очищения. Но никак не выпрашивание различных благ, хотя иногда люди молятся и в надежде выпросить что-то для себя или своих близких. В Буддизме нет понятия Бога, но есть кора — ритуальный обход священного для буддистов места по часовой стрелке, в соответствии с ходом солнца. У коры есть свои ритуалы и правила. Есть свои числа. Наиболее трудный но и наиболее уважаемый способ прохождения коры — простиранием. Но не это главное. Важно, что происходит в душе человека, который проходит кору. Как меняется его самоощущение и характер. Сознание тормозится, а правильные чувства выходят на первый план. Любовь к ближнему, уважение, сострадание, внутренняя честность, скромность, сдержанность, достоинство, радость, познание себя и мира. Все это из отвлеченных понятий становится реальностью. Все это не приобретенные качества, они живы в каждом из нас. Но только часто мы не можем полностью ощутить их реальность, под слоем ложных эмоций и страстей, поддерживаемых перевозбужденным сознанием. А то, что казалось таким важным, занимает свое реальное место в системе жизненных приоритетов. Человек меняется внутренне, на уровне чувств. А вслед за этим меняется и внешняя жизнь человека, его судьба, судьба его детей. То что называется кармой.

Чтобы снимать буддизм, нужно понимать буддистов. Не выучить доктрины и постулаты, не понимать сознанием, а понимать на уровне чувств. Ощутить свое внутреннее единство с человеком в оранжевой одежде, который с сосредоточенным видом обходит священное место, повторяя слова мантр и перебирая четки. Когда он перестанет быть чужим и непонятным для вас человеком с другого конца света, тогда можно будет сказать, что поездка прошла не зря. И самый лучший способ, это отложить камеру, отодвинуть на время мысли и логику, и просто для начала начать проходить кору, круг за кругом.

А бывает и наоборот. Как это было у меня. Я начал снимать кору, шел вместе с монахами и простыми людьми, день за днем, раз за разом. И с каждым разом все реже и реже поднимал камеру, все реже снимал. В конце вообще перестав брать камеру на кору. У каждого свой путь. И кора — один из них. Но понять культуру Северной Индии и Тибета без понимания буддизма очень сложно, так же как и понять буддизм без постижения коры. А ведь в конечном счете любое путешествие - это всегда пусть к самому себе, настоящему и гармоничному.

Все кадры сделаны во время коры вокруг резиденции Далай Ламы в Дхарамсале. Индия. 2016 г.

































Триединство
Раньше я думал, что плохо быть однобоким. Что на любую проблему нужно уметь смотреть с разных сторон. Что в споре с другим, всегда нужно попытаться понять собеседника, посмотреть на ситуацию с его точки зрения. И это касалось абсолютно всех аспектов жизни. Всегда есть две стороны, две части, два полюса. И я понимал, что какой бы правильной и верной не казалась нам одна из этих сторон, если мы будем смотреть на жизнь только с неё, наш взгляд всегда будет однобоким и ущербным.


А сейчас я понял, что целостное восприятие всегда складывается не из двух частей, а из трех. Обычно это две противоположности и то, что их объединяет. Но именно это третье, объединяющее и оказывается самым главным. Мало уметь посмотреть на ситуацию с другой стороны, очень важно умение подняться над ситуацией. Не достаточно умения смотреть на мир и то, что в нем происходит с разных противоположных точек зрения, необходимо нечто большее, что позволит примирить и объединить в себе две разных позиции. Да и не случайно, не два, а именно три является чуть ли не магическим числом у всех народов и религий. Только поняв это, мы сможем воспринимать мир целостно и гармонично. А натолкнуло меня на понимание этого одна из буддийских мыслей, посвященная теме гордыни, в которой отлично чувствуется тема двух противоположностей и объединяющего их начала. 



Не чувствуй себя выше других. Не чувствуй себя ниже других. Не чувствуй себя кем-то. 

По-моему гениальные слова, в которых зашифровано все, от устройства мира, в котором мы живем, до рецепта счастливой и гармоничной жизни. Остается самая малость: правильно их понять, и что намного важнее, измениться и начать жить в соответствии с понятой мудростью.

P.S.
Написанное выше важно и для понимания истинного положения вещей в мире, который нас окружает. Возьмем школьный пример о природе света. Смотрим с одной стороны - свет частица. И это правда. Смотрим с другой - свет это волна. И это тоже правда. Но истина возможно только тогда, когда мы можем объединить сразу оба положения. Поэтому, когда мы с пеной у рта отстаиваем свою правду, стоит задуматься, может быть это просто одна из правд, но еще не истина. И в том числе об этом говорит буддийская мудрость. 
Кино и фотография
Когда режиссер снимает фильм, у него есть время. Кадры... сменяют один другой. Получается история, растянутая во времени. У поэта, писателя тоже есть время... Слова, строчки, страницы... Столько сколько нужно. Смысл... проще располагать по горизонтали, подготавливая и подводя к нему зрителя, читателя, собеседника и соучастника... У фотографа и художника нет такой возможности. Он либо идет вглубь, спрессовывая в одном кадре множество смыслов, прессуя время, начало и конец. Либо вырывает один кадр, одну страницу из фильма или книги. Вот это и есть критерий, отличающий фотографию — степень спрессованyого смысла-чувства. Глубина. То, что отличает Фотографию, как самостоятельный жанр, от фотографии, как случайного кадра из какого-то чужого фильма... Говорят, фильмы и тексты сложнее фотографии. Ерунда. Намного проще. И для высказывания и для понимания. В кино из фотографии уходят в том числе и тогда, когда есть потребность в глубине, но вложить её в один кадр намного сложнее, чем в сотни и тысячи. И тогда, когда есть потребность в понимании. Считывать смыслы по горизонтали проще, чем смотреть в глубину. Особенно, когда нам и остановиться-то порой бывает сложно.



Но... и хорошее кино всегда трехмерно. И каждый кадр так же стремится к глубине. А как вложить трехмерность в в наше произведение? Нужно стараться... Спрессовав время и выразив его через чувство. Сложно? Для понимания. Но для человека, который научился познавать мир чувствами, элементарно просто.
Умение расслабляться
Помните старый анекдот. - Вы как расслабляетсь? - А я не напрягаюсь. Необходимость расслабляться — вещь казалось бы банальная, но очень часто мы не умеем расслабляться вообще. Нас учили бороться, добиваться, напрягаться, завоевывать и отстаивать, но не учили расслабляться. Более того, расслабление считалось чуть ли не оскорблением. И в результате выросло целое поколение людей, которые не умеют расслабляться. Кстати, почему у нас в стране так много пьющих, это как раз тоже попытка компенсировать неумение расслабляться.

С чего начинается напряжение. С неверных приоритетов и искаженного мировоззрения человека. С утраты ощущения собственной Души. Если человек это только тело и потребности тела, то мы постоянно будем жить в стрессах и страхах, которые можно назвать синонимами напряжения. Человек, не чувствующий свою Душу, рано или поздно будет скатываться в одну или другую крайность во всем спектре своих жизненных эмоций. Будет либо застенчивым и нерешительным, либо наглым и хамоватым, либо подавлять собственные желания, либо подавлять других людей и т. д. И любое из этих отклонений рано или поздно будет давать проблемы. В том числе это проявляется и в напряжении. На глубинном уровне нет разницы в том, обматерили ли мы человека и устроили скандал или внешне тихо улыбнулись, а внутри тяжело переживали ситуацию, нет разницы между чрезмерной радостью по поводу чего-либо или непереносимой болью от его потери. Все это приводит к напряжению.

Напряжение эмоциональное очень быстро переходит в напряжение мышечное. Это естественная реакция организма на стресс, на опасность. И напряжение само по себе совершенно нормально, но когда оно становится слишком частым, а разрядки не происходит, оно становится постоянным, превращаясь в блоки, к которым мы привыкаем и перестаем их замечать. В этом одна из главных опасностей таких мышечных блоков. Мы вообще мало умеем слушать свое тело. А от мышечного блока до самых разных болезней — один шаг.

Попробуйте сделать простой эксперимент. Сесть удобно и почувствовать для начала мышцы лица — лоб, мышцы вокруг глаз, рот, шея — насколько они расслаблены и нет ли в них напряжения. Можете ли вы их расслабить. Очень многие люди настолько привыкли жить в постоянном напряжении, что даже не чувствуют уже его.

Есть еще один показатель напряжения. Это отсутствия радости и ощущения счастья в жизни. Нелюбимая работа, отсутствие смысла жизни, недовольство страной, в которой мы живем на эмоциональном уровне и т. д. Сказать иначе — счастливый человек не напряжен, человек несчастный всегда страдает от напряжения.

Чем опасно напряжение? Приведу лишь несколько примеров. Напряжение, это реакция на опасность, пусть даже выдуманную. Можно сравнить с тем, что мы вырыли бункер и закопались в нем. Мы сидим и не видим окружающий мир, не можем воспринимать реальность и не можем гармонично реализовывать себя в реальном мире. Живем в мире ограниченном. Другой образ — это гладь воды. В расслабленном состоянии она спокойна и мы видим реальное состояние вещей, в напряжение — это всегда рябь и волны которые мешают нам видеть и воспринимать себя и мир таким, как он есть. Напряжение очень сильно мешает творчеству, напряжение уменьшает возможности нашей интуиции, напряжение не дает принимать верные решения, напряжение приводит к физическим болезням... продолжать можно бесконечно.



Что делать? Научиться слушать себя, свои чувства и тело, научиться расслабляться, радоваться жизни, больше двигаться и заниматься спортом, больше жить чувствами, а не сознанием. А самое главное, помнить, что любое расслабление — это временная помощь, если мы не чувствуем свою Душу, не умеем жить интересами Души в первую очередь. Ведь напряжение — это всего лишь один из миллиона сигналов, которые напоминают нам о том, что мы забыли о том, что действительно важно. О том, что любой человек это в первую очередь Душа, а потом все остальное. Но если мы поможем себе, научившись расслабляться, думаю, тоже ничего плохого не будет. А возможностей в этом огромное количество от массажа для тела, до медитации для сознания и ...  

3 4 5 6 7