Присутствовал при споре известного фотографа и психиатра. Фотограф говорил, что съемка бомжей, наркоманов и пр. проблемных людей любого вида ему давно не интересна, снимать стоит людей гармоничных и любящих, а психиатр говорил, что это не правильно. И даже довод привел — что к примеру бомжи — очень сильные люди, они могут выжить в таких условиях, в каких обычный человек и не выживет...

Я на тот момент был готов согласиться с психиатром, а через некоторое время я встал на сторону фотографа.


А потом мне подарили книжку девочки-фотографа, которая провела пару дней в семье наркоманов, и наснимала всяких ужасов. Потом наткнулся на проект про сообщество садомазохистов и т. д. И тому подобное... И сейчас таких проектов море...

Нужны ли они? Возможно... Страшные и необычные для обычных людей вещи хорошо привлекают внимание, их публикуют, люди смотрят, обсуждают, спорят... А по сути? Они ничего не меняют в нашей жизни. Проблем меньше не становится.

Сильнее ли наркоманы и пр. люди? Нет. Психиатр просто хотел подколоть фотографа. Это больные люди. Люди, которые ошиблись по каким-то причинам и пошли не туда. И в итоге оказались в трудной ситуации. Никто не становится проблемным просто так. На все есть причина. Где был этот неверный поворот? Но говорить о причинах не принято. Сложно и не удобно. Если их много — можно говорить о болезни общества. Ставить диагноз обществу — задача ли это фотографа? Возможно. Но это и не диагноз. Если мы говорим, что болит зуб, мы не ставим диагноз, а просто констатируем факт. А то, что причиной боли может быть все что угодно, мы не задумываемся...

Почему стоит снимать и показывать людей успешных? Потому что в них есть гармония и они выбрали правильный путь. Конечно, под успехом я понимаю настоящий успех — умение любить и сострадать, жертвовать и чувствовать, заботиться о близких, жить душой. Всегда лучше показать куда нужно идти, чем куда идти не нужно. Копаясь в грязи мы не станем чище, сколько не развози грязь по полу, он чище не станет, пока мы не возьмем несколько ведер чистой воды и не выльем на пол... Только обращение к свету может помочь справиться с проблемами.

В тибетской медицине есть такой способ лечения. Пациента помещают в компанию очень позитивных светлых людей и он поправляется. В тоже время компания людей мрачных со смещенными ориентирами может сильно повредить человеку. Люди понимали это много веков назад. Так может если прикладывать усилия, то к тому, чтобы создать вокруг нас хорошую компанию. И мир постепенно будет меняться к лучшему?! :)

Или все-таки про наркоманов, бомжей, убийц и садомазохистов интереснее? :)
Внутри и снаружи...
Человек может иметь разную внешность, разный цвет кожи, иметь разные привычки и жить в разных уголках нашей планеты, но сути это не меняет, он все равно остается человеком. И при желании мы всегда можем понять друг друга.

Люди могут произносить слово Любовь на сотни разных языков. Но то чувство, которое они вкладывают в это понятие, остается неизменным.

Каждый из нас может быть приверженцем своей религии или вообще быть атеистом. Но по-настоящему важно не то, в какую церковь мы ходим или не ходим вообще, важно то, что происходит у нас внутри.

И человек, и вера, и Любовь — внутри нас, в нашей душе и в нашем сердце. А снаружи всего лишь быстро изменчивая оболочка...
Фотография умирает тогда...
Фотография умирает тогда, когда у фотографа в плане съемки исчезает пункт Чудо. Когда весь процесс четко выверен, хорошо известен и продуман до каждого пикселя. Это иногда еще называют профессионализмом... И в этом плане быть любителем намного лучше. Хотя бы потому, что любитель от слова Любить. А это для живой фотографии намного важнее...
1. Фотография не может быть целью. Это всегда средство, от которого можно отказаться или заменить другим. Это важно.
2. Если фотография не является целью, то что цель? Нужно определиться с целью хотя бы потому, что именно цель определяет средство. А значит и нашу фотографию. Хорошо, когда цель в фотографии не противоречит смыслу жизни, а является ее частью.
3. Средств для достижения цели, как и фотографий, может быть очень много. В отличие от цели.
4. Давайте попробуем придумать, чем мы можем заменить фотографию в достижении наших целей. Это развяжет нам руки и сделает нашу фотографию легкой. Мы не будем зависеть от нее. И излишне отвлекаться на технические моменты.
5. Если мы говорим о фотографии человека, то в первую очередь нам нужно понимать, что такое человек. Я бы выделил несколько уровней.

Внешность, черты лица, одежда, прическа, макияж — внешний слой. Важен, если определяет культуру, религию человека, принадлежность к определенной группе. Например, стриженные волосы и оранжевые одежды буддийских монахов. В то же время нужно понимать, что я могу постричь волосы и надеть оранжевые одежды, и тогда эта одежда ничего не будет говорить обо мне.

Человек, это определенный характер, привычки, поведение и реакции на окружающий мир. Это уже больше говорит о конкретном человеке.

Человек — это определенная карма. Светлая или проблемная. Карма, связанная одновременно и с родителями и с прошлыми жизнями. Именно поэтому даже в маленьком ребенке можно порой увидеть определенную предначертанность и судьбу. Бывает легкую, бывает непростую или даже трагическую. Что впрочем не значит, что ее нельзя изменить.

Любой человек на глубинном плане — всегда является частью различных групп, в которые он входит. Они тоже имеют свою карму, свою энергетику, свои особенности. Это могут быть объединения по национальному признаку, религиозному, территориальному и пр. Скажем, японцы и американцы очень разные. Но эта разность не столько внешняя, сколько внутренняя. Они по-разному ведут себя в разных ситуациях. По-разному чувствуют. Если японцам больше свойственно коллективное мышление, единство, то американцы — больше индивидуалисты. Для американца собственная жизнь почти всегда будет на первом месте, а для японца есть более важные вещи. Поэтому в Америке в принце не возможно существование, скажем, харакири — ритуального самоубийства. Почти не встречается добровольный уход в отставку и т. д.

Еще дальше — глубинные чувства и глубинные эмоции человека. Именно они определяют его характер, карму, судьбу и пр. Проявляются они в том, как себя человек ощущает в мире. Как эмоционально реагируют в разных ситуациях. Способен ли он выдержать боль потери. Как поведет себя в критической ситуации. Работая с этим уровнем, мы работаем с одним из самых глубинных уровней человека. Портрет, который отражает глубинные чувства, может рассказать о человеке все: его судьбу, характер, судьбу его детей и внуков. Показать как светлые, так и проблемные стороны личности.

Последний уровень. В котором все индивидуальные особенности человека уходят на второй план. Если мы принимаем божественную природу человека, то мы не можем отказать в божественном начале, которое есть в любом живом существе. В моем понимании Бог проявляется в человеке через чувство Любви. Через это же чувство происходит и познание Бога. Если мы это понимаем, то мы так же понимаем, что Любовь есть в каждом человеке. Даже не говоря слово Бог, не сложно допустить, наличие Любви, как некоего объединяющего чувства, которое свойственно всем людям. Увидеть и раскрыть в человеке это чувство, по моему субъективному мнению, и есть главная задача фотографа.

В чем ценность раскрытия любви в портрете человека? Очень просто. Все предыдущие уровни позволяют рассказать что-то о человеке, как ему самому так и зрителям. Кто-то может сделать определённые выводы. Но только последний вариант поможет меняться самому человеку и людям, которые видят фотографию. Без мыслей. На уровне чувств. Если человек видит свет на своем портрете, и он ему нравится, он подсознательно будет стараться ему соответствовать. Будет стараться, чтобы света и Любви в нем и его жизни становилось больше. Будет стремиться к Любви. И чем больше в нем будет Любви, тем быстрее его жизнь будет меняться к лучшему. А значит такая фотография может менять к лучшему как жизнь конкретного человека, так и весь мир, в котором мы живем.

Что нужно, чтобы снимать на таком уровне.

1. Чувствовать человека. Научиться воспринимать мир и людей чувствами, притормаживая сознание. Это важно.
2. Контактировать с человеком на уровне чувств. Взаимодействовать. Важно, чтобы человек проявлял свои чувства.
3. Чувствовать Любовь и единство с тем, кого снимаешь. Быть свободным от других чувств. Если в нас много агрессии и она есть в том, кого мы снимаем, то проявится именно она. А если в нас много Любви, то и человек ответит нам тем же. А поскольку Любовь есть во всех без исключения, даже если она где-то далеко и порой забыта. То увидеть ее мы сможем в любом человеке.

А дальше нужно просто снимать, и со временем обязательно будет получаться. Не сразу, не всегда, обязательно будут провалы и неудачи, и это нормально. Это, как мне кажется, и есть трудный, но безумно интересный путь настоящей человеческой фотографии.
Рассвет над рисовыми полями и кормление монахов
Мьянма, озеро Инле, наш коттедж стоит на берегу озера, окна выходят на рисовые поля, небольшую деревеньку, расположенную за ними, и синеватые горы.

Мьянма

 Эстетическим шоком в хорошем смысле этого слова было все, с того момента, как мы увидели озеро. Но раннее утро было чем-то особенным. Вообще Инле – рай для пейзажных фотографов, солнце еще не встало, а на улице уже светло, светло задолго до того момента, как первые лучи солнца появятся из-за верхушек невысоких гор, окружающих озеро. Такая же ситуация с закатом, еще где-то час после захода солнца на озере светло и можно снимать.

Монахи

 Я никогда не снимал пейзажи, меня всегда больше интересовали люди, и тут, увидев, что уже светло, натянул штаны, обулся, схватил камеру, без сумки, просто так в руки, побежал через поле в соседнюю деревню с надеждой застать монахов, которые каждое утро собирают еду у местных жителей.

Кормление_монахов

 Этот процесс, так называемого кормления монахов, сохранился далеко не во всех странах, считающихся буддийскими. При том, что это не просто традиция, для меня это важнейший показатель того, что религия в стране сохранила свое содержание, а не превратилась в красивый ритуал, лишенный смысла. Монахи зависят от той еды, которую им дают местные жители, это дает правильное мироощущение монахам, что очень важно. Это возможность для местных жителей жертвовать и заботиться о монахах. Это теснейшая связь между религией и простыми жителями, поддерживаемая каждый день и передающаяся от родителей к детям.

Монахи

Я думаю, многим из наших церковных служителей было бы полезно пройтись ранним утром босиком по домам своих прихожан, собирая еду, и понимая, что от этого зависит, будет у них сегодня пища или нет. Но это уже мечты и отступления…

Мьянма

 От бунгало, в котором мы жили, до деревни около километра через рисовые поля. В этот момент я вдруг резко понял пейзажных фотографов, когда вокруг такая красота не снимать невозможно. И как-то для себя само-собой решилось, что в следующую поездку я потащу с собой штатив, градиентные и прочие фильтры… опять же не столько ради результата, сколько ради процесса, который сродни медитации. Особенно, когда кругом так красиво. Хочется не просто передать увиденное, но выразить свое отношение, признаться в любви к окружающему миру.


  Рисовые_поля_Мьянма

 Вот эти мои размышления были грубо прерваны укусом комара. Именно на рисовых полях их больше всего, даже, когда уже рассвело. А малярию никто не отменял, и лишний раз рисковать здоровьем, даже ради такой красоты, как-то не хотелось. Поэтому бегу я через рисовые поля, подпрыгивая и отмахиваясь от комаров, периодически, щелкая затвором.

Буддистсике_монахи_Мьянма

Примерно в таком виде я и прибежал в монастырь. Нужно сказать вовремя. Монахи как раз выстроились в линейку, чтобы идти за едой. Мое появление явно привлекло к себе внимание. Причем почти магическое. Я для них явно был чем-то экзотическим, да еще с дурацкой счастливой улыбкой на лице. Заставить хоть кого-нибудь из молодых монахов отвести взгляд от меня и фотоаппарата было практически невозможно. Но мое появление никак не повлияло на распорядок их жизни, и в назначенный момент, разделившись на две части, монахи ушли в деревню за едой. Тут меня ждало еще одно открытие. Со стороны казалось, что монахи идут очень спокойно и расслаблено. И это действительно так. Но скорость, с которой они передвигаются очень высокая. Пытаясь обогнать их, чтобы сфотографировать идущих спереди молодых монахов, мне приходилось почти бежать, что немало их веселило.

Монахи

Вообще в монастырь может уйти почти любой желающий, часто на время, чтобы отрешится от страстей и проблем, привести в порядок душу и сердце, обрести гармонию перед важным событием в жизни. Я слышал, что есть монастыри, в которые могут прийти и европейцы. Для детей же монастырь часто оказывается чем-то вроде духовной школы. Это еще раз показывает тесную связь религии и жизни простых людей.

    Монах

 Религия это не материальное понятие. Ее качество нельзя увидеть, потрогать, оценить привычными нам методами. Можно только почувствовать. Приходишь в монастырь и ощущаешь собственную гармонию, мир в душе, легкость и радость. Это так просто, и так сложно бывает прийти к этому в обычной жизни.

Буддизм

 В Мьянме я ощущал это очень во многих монастырях. Ведь буддизм это одна из трех мировых религий, и при всех различиях с близким нам христианством, по сути разница не так уже велика. Вряд ли такое возможно в какой-нибудь африканской или другой языческой стране. Возможно, именно поэтому подсознательно я выбираю для поездок страны, в которых исповедуют одну из мировых религий. И уже давно никак не могу решиться на Африку и Индию.

Монахи

 На обратном пути я встретил пожилого европейца из нашего отеля, он приехал с женой, а сейчас, так же как и я, в одиночестве вышел пройтись до деревни и обратно. На вид ему было лет 70, но держался он отлично. Первые лучи солнца уже показались из-за гор. Мы поздоровались, он подмигнул мне, как будто знал какую-то тайну, известную только нам двоим в целом мире, и пошел дальше. А я пошел назад в отель. Принял душ. Переоделся. И пошел наслаждаться завтраком с видом на озеро.

Кормление_монахов

Монах с колокольчиком

Монах

Монахи

Мьянма 
11 коротких мыслей о жизни, любви и человеческом счастье…
1. Никогда не считай себя лучше, умнее, красивее, талантливее другого человека. Помни, что все в мире относительно.

2. Помни, что в мире невозможно стоять на месте, если мы не идем вверх, значит падаем вниз.

3. Не бойся терять равновесие и не бойся сомнений. И то и другое – необходимые элементы развития. Уверенный человек стоит на месте и добровольно вперед не пойдет. Только потеряв равновесие, мы вынуждены сделать шаг вперед в поисках новой точки опоры.


4. Хотя бы иногда нужно жить чувствами, а не сознанием. Сознание статично и очень ограничено, привязано к интересам тела. Постигая мир чувствами, мы значительно расширяем свои возможности познания.

5. Не грусти о потерях. Любая потеря нужна для того, чтобы в нашей жизни появилось что-то новое. Без потерь не бывает приобретений.

6. Настоящая Любовь не вписывается ни в какие рамки и представления о ней.

7. Раздражение – верный признак того, что ты в чем-то не прав.

8. Хорошее путешествие, это всегда путь к самому себе.

9. Если в мире есть хоть что-то, что может ограничить твою свободу, значит ты никогда и не был по-настоящему свободным.

10. Счастье – это когда ты отдаешь больше, чем получаешь.

11. Знать ответ на вечный гамлетовский вопрос, и оказаться перед необходимостью отвечать на него, это разные вещи…
Когда я начинал снимать, мне хотелось научиться делать красивые картинки. Потом я понял, что хорошая фотография должна быть эмоциональной, обращаться к чувствам человека… Сегодня я понимаю, что и просто эмоций мало… Жизнь диалектична, любое явление имеет две стороны, боль и страдание – с одной стороны плохо, с другой – без них нет развития и совершенствования человека… Исполнения желаний – вроде хорошо, но с другой стороны может быть очень опасным… В радости всегда проглядывает страдание и наоборот… А еще хорошая фотография может менять время, сжимая в одной точки прошлое и будущее, показывая одновременно причину и следствие…


Конечно, хорошо, если в фотографии есть хоть что-то из перечисленного выше, но в идеале нужно стремиться ко всем трем аспектам: обращаться к чувствам, воспринимать мир диалектично, одновременно видеть и показывать причину и следствие происходящего… Это безумно сложно, но кто сказал, что хорошая фотография – это легко? :) А красивые картинки… ну пусть тоже будут… :)
Праздник первой крови
Индия... Праздник первой крови... Теперь девушка может иметь детей... Это очень важный день в ее жизни. И большой праздник. Жить в гармонии с природой и с собой... Для женщины - возможность иметь детей очень важная часть такой гармонии... И в Индии понимание этого закладывается с детства...

Праздник_Индия

Из последнего путешествия по Северу Индии.
Дядя Саша...
Знаете, какие люди часто начинают пить первыми? Самые талантливые, самые принципиальные, самые честные, самые добрые, самые лучшие... Слишком велика разница между тем миром, который мы себе представляем, как идеальный, и тем, который нас окружает... Чем сильнее мы держимся за идеалы, тем больнее будет любое несовершенство окружающего мира... И либо мы отказываемся от идеалов, либо... А просто потому, что в детстве нам не объяснили, что быть честным, целеустремленным, принципиальным и т. д. и любящим... немного разные вещи. И второе может жить без первого, в вот первое без второго... увы. Без любви вообще ничто не жизнеспособно...

Дядя Саша...

Дядя Саша из... любого провинциального городка в России...

По-настоящему хороший фотограф всегда чувствует момент, когда на время нужно перестать быть фотографом, и остаться просто человеком.

1 2 3 4 5