Тревел-блог
Календарь 2017!
Сделал календарь на 2017 год. В него вошли кадры разных лет из Индии, Мьянмы и Пакистана. Формат А3. Если календарь понравился, Вы можете скачать макет для печати и напечатать его для себя или друзей (не для продажи) в любой лаборатории или типографии рядом с вашим домом.


 
 
Так же могу отдать печатную версию в Москве. Стоимость и сроки печатной версии, исходя из чиcла желающих и времени, можно уточнить в личных сообщениях (alex@mosbrand.ru).

Стоимость скачивания электронной версии — 500р. Деньги можно перевести на ЯД: 410013628620877. Если у Вас нет сейчас возможности заплатить 500р., можно скачать календарь бесплатно, деньги перевести когда-нибудь потом.

Ссылка для скачивания: https://yadi.sk/d/JpgWCYIk33vy9Q
Рассвет над рисовыми полями и кормление монахов
Мьянма, озеро Инле, наш коттедж стоит на берегу озера, окна выходят на рисовые поля, небольшую деревеньку, расположенную за ними, и синеватые горы.

Мьянма

 Эстетическим шоком в хорошем смысле этого слова было все, с того момента, как мы увидели озеро. Но раннее утро было чем-то особенным. Вообще Инле – рай для пейзажных фотографов, солнце еще не встало, а на улице уже светло, светло задолго до того момента, как первые лучи солнца появятся из-за верхушек невысоких гор, окружающих озеро. Такая же ситуация с закатом, еще где-то час после захода солнца на озере светло и можно снимать.

Монахи

 Я никогда не снимал пейзажи, меня всегда больше интересовали люди, и тут, увидев, что уже светло, натянул штаны, обулся, схватил камеру, без сумки, просто так в руки, побежал через поле в соседнюю деревню с надеждой застать монахов, которые каждое утро собирают еду у местных жителей.

Кормление_монахов

 Этот процесс, так называемого кормления монахов, сохранился далеко не во всех странах, считающихся буддийскими. При том, что это не просто традиция, для меня это важнейший показатель того, что религия в стране сохранила свое содержание, а не превратилась в красивый ритуал, лишенный смысла. Монахи зависят от той еды, которую им дают местные жители, это дает правильное мироощущение монахам, что очень важно. Это возможность для местных жителей жертвовать и заботиться о монахах. Это теснейшая связь между религией и простыми жителями, поддерживаемая каждый день и передающаяся от родителей к детям.

Монахи

Я думаю, многим из наших церковных служителей было бы полезно пройтись ранним утром босиком по домам своих прихожан, собирая еду, и понимая, что от этого зависит, будет у них сегодня пища или нет. Но это уже мечты и отступления…

Мьянма

 От бунгало, в котором мы жили, до деревни около километра через рисовые поля. В этот момент я вдруг резко понял пейзажных фотографов, когда вокруг такая красота не снимать невозможно. И как-то для себя само-собой решилось, что в следующую поездку я потащу с собой штатив, градиентные и прочие фильтры… опять же не столько ради результата, сколько ради процесса, который сродни медитации. Особенно, когда кругом так красиво. Хочется не просто передать увиденное, но выразить свое отношение, признаться в любви к окружающему миру.


  Рисовые_поля_Мьянма

 Вот эти мои размышления были грубо прерваны укусом комара. Именно на рисовых полях их больше всего, даже, когда уже рассвело. А малярию никто не отменял, и лишний раз рисковать здоровьем, даже ради такой красоты, как-то не хотелось. Поэтому бегу я через рисовые поля, подпрыгивая и отмахиваясь от комаров, периодически, щелкая затвором.

Буддистсике_монахи_Мьянма

Примерно в таком виде я и прибежал в монастырь. Нужно сказать вовремя. Монахи как раз выстроились в линейку, чтобы идти за едой. Мое появление явно привлекло к себе внимание. Причем почти магическое. Я для них явно был чем-то экзотическим, да еще с дурацкой счастливой улыбкой на лице. Заставить хоть кого-нибудь из молодых монахов отвести взгляд от меня и фотоаппарата было практически невозможно. Но мое появление никак не повлияло на распорядок их жизни, и в назначенный момент, разделившись на две части, монахи ушли в деревню за едой. Тут меня ждало еще одно открытие. Со стороны казалось, что монахи идут очень спокойно и расслаблено. И это действительно так. Но скорость, с которой они передвигаются очень высокая. Пытаясь обогнать их, чтобы сфотографировать идущих спереди молодых монахов, мне приходилось почти бежать, что немало их веселило.

Монахи

Вообще в монастырь может уйти почти любой желающий, часто на время, чтобы отрешится от страстей и проблем, привести в порядок душу и сердце, обрести гармонию перед важным событием в жизни. Я слышал, что есть монастыри, в которые могут прийти и европейцы. Для детей же монастырь часто оказывается чем-то вроде духовной школы. Это еще раз показывает тесную связь религии и жизни простых людей.

    Монах

 Религия это не материальное понятие. Ее качество нельзя увидеть, потрогать, оценить привычными нам методами. Можно только почувствовать. Приходишь в монастырь и ощущаешь собственную гармонию, мир в душе, легкость и радость. Это так просто, и так сложно бывает прийти к этому в обычной жизни.

Буддизм

 В Мьянме я ощущал это очень во многих монастырях. Ведь буддизм это одна из трех мировых религий, и при всех различиях с близким нам христианством, по сути разница не так уже велика. Вряд ли такое возможно в какой-нибудь африканской или другой языческой стране. Возможно, именно поэтому подсознательно я выбираю для поездок страны, в которых исповедуют одну из мировых религий. И уже давно никак не могу решиться на Африку и Индию.

Монахи

 На обратном пути я встретил пожилого европейца из нашего отеля, он приехал с женой, а сейчас, так же как и я, в одиночестве вышел пройтись до деревни и обратно. На вид ему было лет 70, но держался он отлично. Первые лучи солнца уже показались из-за гор. Мы поздоровались, он подмигнул мне, как будто знал какую-то тайну, известную только нам двоим в целом мире, и пошел дальше. А я пошел назад в отель. Принял душ. Переоделся. И пошел наслаждаться завтраком с видом на озеро.

Кормление_монахов

Монах с колокольчиком

Монах

Монахи

Мьянма 
Праздник первой крови
Индия... Праздник первой крови... Теперь девушка может иметь детей... Это очень важный день в ее жизни. И большой праздник. Жить в гармонии с природой и с собой... Для женщины - возможность иметь детей очень важная часть такой гармонии... И в Индии понимание этого закладывается с детства...

Праздник_Индия

Из последнего путешествия по Северу Индии.
Дорога...
У каждого она своя. У кого-то одна. У кого-то их много. Автомобильные, трассы… слепящий свет фар и перекус на обочине. Воздушные… бесконечные ожидания в аэропортах, взлеты, посадки и бессонные ночи в неудобных креслах на высоте 10000 м. Дорога к Богу и бесконечные пути в поисках себя… Лесные тропинки, по которым мы с такой легкостью бегали в детстве… Или путь в гору, когда не хватает дыхания, сил, только бы не остановиться, потому что тогда уже точно не заставишь себя идти вперед, и каждый шаг почти подвиг… а вокруг белое безмолвие и бесконечная красота гор, которая заставляет идти снова и снова… А еще есть дорога домой, но это приходит не сразу. Пока молод, хочется как можно больше стран и открытий… Дорога…

Дорога
Длинношеие… Мьянма
Удивительные украшения в виде металлических спиралей на шее, руках и ногах сделали женщин народности Падаунг известными почти на весь мир. Основная особенность в том, что кольца надевают на шею женщины в детстве и носят они их всю свою жизнь, из-за чего шея вытягивается, а кольца визуально удлиняют ее еще больше. Отсюда и название – Длинношеие… Таков идеал красоты, основанный на культе дракона, которому исторически следовали в племенах народности Падаунг.

Падунг

Сегодня длинношеие проживают в Мьянме и на севере Таиланда, хотя историческая родина находится именно здесь, в Мьянме. Большинство современных девушек уже не следует этой давней традиции. И немудрено, весят такие колечки очень немало, а с возрастом и числом колец вес только возрастает. Снять же украшения тоже уже нельзя, так как мышцы шеи атрофируются и перестают держать вытянутую шею в нужном положении. Большинство современных длинношеих носят такие кольца только ради того, чтобы позировать для туристов и зарабатывать этим на жизнь. Причем часто приезжают в места скопления туристов, отдаленные от мест исторического проживания племени. Я всегда относился к таким аттракционам резко отрицательно, однако последняя встреча заставила меня если не изменить свое отношение, то по крайней мере задуматься и посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Мы пообщались с женщинами, живущими в Багане и на Инле. Дом немного напоминает музей: карты с обозначением исторической родины, изделия, сувениры. За счет продажи последних и живут. За фотосъемку и общение, как это принято думать, никаких денег не берут. Основная задача не просто заработать на жизнь, но сохранить традицию, и показать ее тем путешественникам, которым интересно узнать больше об исторической жизни племен Мьянмы.

Падунг

С другой стороны я видел и глаза туристов, для которых знакомство с такой необычной традицией было настоящим и очень интересным опытом. Ведь кто бы что ни говорил, а это тоже настоящие люди, живущие своей реальной жизнью, пусть и уже не разделяемой большинством соплеменников.

Вот я и подумал, так ли это плохо, ведь уже во всем мире огромное количество традицией вообще умирает, все чаще целые деревни превращаются вот в такие музей, когда людям платят деньги за то, чтобы они каждый день надевали не галстуки, а набедренные повязки и показывали туристам, как когда-то жили их предки. Возможно, пройдет совсем немного времени, и кроме вот таких деревень-музеев вообще не останется ничего, что напоминало бы нам о традициях и жизнях малых народностей. Так можем ли мы осуждать этих людей и тех туристов, которые приезжают к ним и платят за возможность познакомиться с этой удивительной культурой деньги… Я думаю, что нет.

Падунг

Хотя в заключение от себя добавлю, что, конечно, энергетика музея и реальной деревни, сохранившей в своей жизни традиции предков – это совершенно разные вещи. Но посетить последние для большинства туристов бывает весьма проблематично, да и не всегда нужно. И это хорошо. Ведь труднодоступность таких деревень наверно один из основных факторов, спасающих эти племена и их традиции от полного вымирания и растворения в современном мире.
Брат и сестра
Эти дети – брат и сестра. Мальчик еще совсем маленький, он удобно устроился на руках у сестры. Девочка принесла малыша в китайский храм. Она зажжет несколько палочек, и вернется домой. Мальчик еще не понимает, что делает его сестра, но понимает всю важность происходящего и сидит очень тихо…

Это совершенно обыденный эпизод из жизни Янгона…

Мьянма. Янгон
Гребем ногой
В Мьянме есть очень популярное у туристов озеро Инле, одна из особенностей которого заключается в том, что рыбаки там гребут не руками, а ногой. Такая необычная техника гребли на самом деле очень удобна, и я бы сказал физиологична. Во-первых, в процессе участвуют не только руки, но все тело (человек работает всем корпусом), а главное - всегда свободны руки, и можно грести и одновременно что-то делать, например, вытягивать сеть. Удивительно, почему в других районах страны такой способ гребли почти совсем не используется, оставаясь визитной карточкой именно этого места.


Мьянма

Рыбак на Инле
День обезьяны
В Манали, небольшом, популярном у хиппи городке на Севере Индии, есть замечательный лес с высокими гималайскими кедрами. Гулять там одно удовольствие, поэтому во время нашей жизни в Манали мы почти каждое утро старались бывать там. И в один из таких дней, рано утром, я увидел сидящего на камне Садху с большим металлическим хвостом из проволоки, торчащим из под одежды, тщательно раскрашивающего себя яркими красками.

Увидев меня, Садху принял странную позу и стал издавать угрожающие звуки. Я не сразу понял, что он полностью пытается повторить поведение обезьяны. В первые минуты мне стало не по себе. Увидел это, Человек-обезьяна на вполне сносном английском объяснил, что сегодня особый день — день обезьяны, поэтому он сегодня перевоплотился в это прекрасное животное, как уже делал кто-то из индийских богов до него.


Садху в образе обезьяны
 
Выразив легкое неудовольствие, что я пожертвовал ему всего 100 рупий, он все таки принял их, и каждый из нас продолжил свое дело. Садху краситься — я гулять по лесу.

А вечером в тот же день, ужиная в кафе в том же Манали, я увидел знакомого мне Садху. Растрепанный, с размазанной по лицу краской, с безумными глазами и огромной пачкой денег в руке, он забежал в кафе, приставая к посетителям и требуя денег в честь Дня обезьяны. Надо сказать, что служащие кафе очень быстро отправили его на выход.

Сами Садху до сих пор вызывают у меня самые разные и противоречивые чувства. К сожалению в местах, где есть туристы и возможность легких денег, Садху быстро превращаются в обычных попрошаек. Возможен и обратный процесс, когда попрошайки прикидываются Садху, чтобы собрать у доверчивых туристов побольше денег. В совокупности с их увлечением наркотиками, которые, несмотря на официальные запреты, во многих штатах Индии они курят вполне открыто, к людям в одежде Садху порой стоит относится скорее с осторожностью, чем с доверием. Особенно в тех местах, где уже побывали туристы.

Садху

На втором фото еще один Садху, собирающий деньги в Манали. С настоящими Садху, на мой взгляд, его роднит только увлечение наркотиками... Во взгляде пустота мертвой души...

Для справки, в Индуизме нет института монашества. Роль монахов всегда выполняли Садху. Кроме того они много странствовали по стране, предавали новости, а люди всегда могли обратиться к ним за советом. Садху отказывались от денег и имущества, жили на пожертвования (отсюда традиция Садху просить деньги) и посвящали свою жизнь духовным поискам.
Садху в Индии
В Индуизме нет монастырей и монахов... Зато есть Садху, которые ходят по деревням и селам и рассказывают разные истории. К Садху можно прийти за советом и благословением. Садху курят наркотики, пытаясь отрешиться от сиюминутного мира и обрести Знание... Садху - это странники, вечные ученики и учителя одновременно. Действительно, быть Садху нигде не учат. Чтобы стать Садху, нужно найти своего учителя, который согласится тебя учить. Раньше приход Садху в деревню был важным событием. Вокруг странника собирались и дети и взрослые, слушая удивительные рассказы и новости. Сейчас большинство жителей предпочитают телевизор, но к Садху относятся с огромным уважением. И действительно, при всей своей неоднозначности, это удивительные люди, живущие духовной жизнью, пусть и не всегда нам понятной...


Садху в Индии

Этого Садху мы встретили в ущелье, он шел в Таванг, через перевал к святым местам. Было холодно, а у него не было теплой одежды. Мы поговорили о жизни, попили чая и купили страннику теплый спальник. 

Садху
Новая Жизнь в горах штата Чин…
Она раскачивалась из стороны в сторону, поднимая вверх руки в такт музыке. Темп нарастал. Движения замедлялись. На пике женщина склонилась к земле и некоторое время оставалась неподвижной…

Мьянма. Штат Чин

Священники в теплых куртках пели и тоже раскачивались в такт музыке. Один играл на гитаре, второй – задавал ритм ударами в бубен. На полу лежал сборник молитв с большим черным крестом на обложке и три мешочка с рисом – то что принесли прихожане. Последних в церкви было человек десять.

Над вытянутым в длину деревянным зданием с маленькой башенкой возвышался небольшой деревянный крест – символ христианства. Церковь Новой Жизни – такие слова были написаны на табличке у главного входа…

Мьянма. Штат Чин.

1 2 3 4