Современное искусство пытается декларировать свою свободу. Но на деле оно становится менее свободным, чем было когда-либо до этого. Оторванное от целостной картины мира, оно занято по сути не исследованием и изучением его законов, а их разрушением.
Удивительно, но мне кажется, многие даже из тех, кто занимаются напрямую вопросами культуры, путают такие вещи, как культура и цивилизация. А у них, на мой взгляд, немного разные вектора. Если цивилизация услужливо потакает нашим желаниям, включая базовые, инстинктивные, расширяя наши возможности для их удовлетворения. То культура наоборот ограничивает низшие ради развития более высоких.
Существует исследования, которые выявили, что человек хуже запоминает те вещи, в частности в исследовании речь шла о произведениях искусства, которые он фотографирует на телефон. То есть он по сути делегирует функцию памяти внешнему устройству. А раз я уже это снял, я смогу посмотреть потом, это уже со мной, и можно сейчас особо не напрягаться, пытаясь вникнуть и запомнить. Это вообще со временем делает внимание более рассеянным и поверхностным, когда вырабатывается привычка все фотографировать на всякий случай.
Похожая ситуация возникает в самых разных ситуациях, например, в путешествиях, где процесс фотографирования часто вообще заменяет процесс личного восприятия. Не секрет, что многие путешественники часто говорят, что видели страну в основном через видоискатель камеры или на экране смартфона. Привычка все вокруг фотографировать, чтобы сохранить на память, на самом деле не дублирующая функция, а замещающая. Снимая на телефон, мы в любом случае низбежно обкрадываем себя в плане глубины восприятия, да и просто запоминания увиденного. Но я хочу поговорить немножко не об этом.
Похожая ситуация возникает в самых разных ситуациях, например, в путешествиях, где процесс фотографирования часто вообще заменяет процесс личного восприятия. Не секрет, что многие путешественники часто говорят, что видели страну в основном через видоискатель камеры или на экране смартфона. Привычка все вокруг фотографировать, чтобы сохранить на память, на самом деле не дублирующая функция, а замещающая. Снимая на телефон, мы в любом случае низбежно обкрадываем себя в плане глубины восприятия, да и просто запоминания увиденного. Но я хочу поговорить немножко не об этом.
Фотографии не могут создать моральную позицию, но могут ее подкрепить или способствовать ее зарождению.
Событие само по себе может заслуживать фотографирования, но, каково его содержание, решает все же идеология (в самом широком смысле). Не может быть свидетельства о событии, фотографического или иного, пока само событие не названо и не охарактеризовано. И не фотосвидетельства выстраивают — а вернее, опознают — событие; они вносят свой вклад только после того, как событие названо. Окажут ли фотографии моральное воздействие — зависит от наличия соответствующего политического понимания ситуации.
Сьюзен Сонтаг. О фотографии.
Событие само по себе может заслуживать фотографирования, но, каково его содержание, решает все же идеология (в самом широком смысле). Не может быть свидетельства о событии, фотографического или иного, пока само событие не названо и не охарактеризовано. И не фотосвидетельства выстраивают — а вернее, опознают — событие; они вносят свой вклад только после того, как событие названо. Окажут ли фотографии моральное воздействие — зависит от наличия соответствующего политического понимания ситуации.
Сьюзен Сонтаг. О фотографии.
Без света - нет фотографии, это банальность, которая всем известна. Мы будем говорить не о свете как таковом, не о оптическом явлении, под действием которого окружающий нас мир приобретает очертания, становится видимым и мы можем запечатлеть его на наших фотографиях. Мы поговорим о фотографическом свете. Том свете, который делает кадры выразительными, атмосферными, запоминающимися. Том свете, который помогает нам выражать наши идеи и создавать образы. Попробуем посмотреть на свет творчески, не как ученые, а как художники или на крайний случай писатели, которые должны уметь пользоваться своим инструментом. Ведь свет для фотографа — тоже, что перо для писателя. И делать это будем исключительно с практической точки зрения. Так, чтобы после прочтения этой статьи, вы смогли сразу взять камеру и пойти снять что-нибудь интересное и вдохновляющее. Итак приступим.
Как все начиналось…
Мысль начать организовывать собственные фото-туры пришла не сразу. До этого было достаточно много собственных путешествий. Первые открытия были связаны с работой в Китае, во время которых страна открылась с совершенно новой нетуристической стороны. Возможно это стало возможно благодаря плотному общению с местными жителями. У нас был переводчик, который несколько лет жил в России и хорошо знал русский язык. Мы общались с обычными людьми, ходили по их любимым местам, общались с семьями, женщинами и детьми, много времени проводили на заводах, смогли узнать, чем они живут, что их волнует и беспокоит. Именно тогда я понял для себя, что любая страна это в первую очередь не достопримечательности, не памятники архитектуры, и даже не природные красоты, а обычные люди…
После Китая было много других стран. Переводчик не всегда оказывался рядом, и как ни странно на помощь в таких ситуациях стал приходить… фотоаппарат. Оказалось, что с помощью камеры можно не только делать интересные картинки, но и общаться с людьми. Сам процесс съемки, когда ты спрашиваешь разрешение, снимаешь, показываешь, что получилось, невольно перерастает в процесс общения… Завязывается эмоциональный контакт, в ходе которого человек раскрывается… И часто это внутреннее состояние человека передается на получающихся фотографиях… Таким образом все сложилось: интересные фотографии, общение с людьми, огромное удовольствие, получаемое от этого процесса. И, в конечном счете, возможность более глубоко узнать жизнь страны, в которую мы приезжаем.
Кроме того, появились любимые страны, любимые места, в которые тянуло возвращаться снова и снова. Были страны – открытия. А потом появилось желание поделиться этой любовью и этими открытиями с другими людьми… Именно с этого желания и возникла идея начать проводить собственные фото-туры.
В чем отличие от других фото-туров…
Мне сложно сравнивать, для этого нужно как минимум принять участие во всем множестве предлагаемых сегодня программ… Но я могу выделить несколько очень важных для меня моментов, которые я стараюсь соблюдать во всех своих путешествиях.
1. В центре любой поездки – жизнь простых людей. Монастыри, деревни, школы, частные дома, заводы, рынки, лавочки и склады… И не просто жизнь, но общение с людьми.
2. Мы вместе учимся фотографировать людей. В каждой поездке я делюсь своим опытом, как общаться и снимать незнакомых людей, так чтобы это были живые эмоциональные портреты, а сам процесс оставил только теплые приятные впечатления у всех его участников…
3. У нас нет практически пейзажной съемки. Для многих это минус. Но это так… Фотосъемка пейзажей занимает не более 10-15 процентов всего времени…
4. Комфорт. Для меня важны хорошие условия. Нормальный отель, хороший ресторан, с выбором не только местной, но и европейской еды. Все люди разные, не все сразу могут расслабиться в ритме азиатских стран… Поэтому в отеле у каждого человека должна быть возможность расслабиться и нормально отдохнуть. При этом я стараюсь, чтобы место было интересным, колоритным, и предавало дух и колорит той местности, в которой мы находимся. То же самое относится и к транспорту. Никаких поездов, автобусов и другого общественного транспорта, за исключением самолетов. Все остальное время - личные комфортные автомобили, в которых всегда можно оставить вещи или просто отдохнуть с работающим кондиционером (или наоборот при желании его выключить – в общественном транспорте такой возможности обычно нет).
5. Ритм поездки. Считаю очень важным, чтобы у каждого человека была возможность прочувствовать страну, ее жизнь, ее энергетику… В спешке это просто невозможно. Я против подхода, когда приехали на место, все осмотрели, отсняли, поехали дальше… Каждое место нужно прочувствовать, а на это нужно время и спокойный ритм… Поэтому я всегда выбираю вариант – меньше мест, но в спокойном вдумчивом ритме…
Зачем ехать в фото-тур?
Каждый отвечает на этот вопрос сам. Однако я могу сформулировать несколько важных для меня причин.
1. Экономия времени. Подготовка любой поездки – это изучение страны, изучение маршрута, поиск машин, гидов, отелей. Нужно собрать информацию о каждом месте. И все равно, часть мест окажутся неинтересными, а часть придется пропустить по причине ограниченного времени. В случае фото-тура, можно всем этим не заниматься, и быть уверенным, что в те небольшие две недели поездки войдет все действительно самое-самое… Ведь прежде чем приглашать куда-то людей, я сам уже проехал по этому маршруту, выбрал самые интересные места, и исключил то, что не заслуживает внимания. Например, нынешние программы в Мьянму – это опыт 3-4 предыдущих поездок.
2. Возможность расслабиться. Одна из бесценных для меня вещей в любом фото-туре это возможность не думать ни о каких организационных вещах. Куда ехать, что с машиной, где сегодня поесть – смех смехом, а мы порой забирались в такие места, что не могли найти, где поужинать и приходилось ложиться спать голодными Все внимание и все силы можно посвятить любимому занятию – фотографии. А заодно и неплохо отдохнуть.
3. Хорошая компания единомышленников. Общение. Это очень важная составляющая любого фото-тура.
4. Возможность поучиться и открыть для себя что-то новое. Мне всегда интересно, как снимают другие люди. Поэтому обмен опытом у нас всегда обоюдный. Я делюсь своим, но в тоже время всегда с интересом наблюдаю, как снимают другие. Кроме того в наших поездках мы обычно затрагиваем и обсуждаем очень интересные темы, касающиеся фотографии и наших путешествий.
Помню одно время я очень часто ездил в различные групповые поездки. Иногда верхом, иногда в горы и пещеры с палаткой… Но это неизменно доставляло мне массу удовольствия. Удовольствия от общения с единомышленниками, новые знакомства, совместные ужины и посиделки у костра, новые впечатления… В таких поездках у меня появилось много друзей и знакомых… И не удивительно, что появляются люди, которые регулярно ездят со мной почти во все фото-туры уже не первый год… Я вижу, что на базе наших фото-туров, формируется что-то вроде клуба друзей – любителей фотопутешествий, и это по-настоящему здорово!
Как выбрать фото-тур
Думаю, что при выборе фото-тура самое главное, фотографии организатора поездки – если Вам интересно то, что снимает ведущий, ехать стоит, если это совсем не ваше, то я бы не рекомендовал. Даже если программа и страна очень интересные, а цена привлекательная. Проще говоря, выбирайте по фотографиям.
Второй момент, обучение. Уточните, планируется ли какая-то обучающая программа или нет. Часто в фото-турах ее просто нет, а сама поездка ничем не отличается от обычного тура с возможностью больше времени посвятить съемкам.
Третий момент. Предварительное общение. Если организатор готов Вас сразу взять в команду, даже не поговорив по телефону, так же нужно 10 раз подумать. Я всегда общаюсь со всеми людьми, как минимум по телефону, в идеале лично, прежде чем подтвердить участие в туре. Это нужно для того, чтобы все участники вместе чувствовали себя комфортно.
Так же стоит уточнить уровень отелей, транспорт, на котором планируется передвижение по маршруту, необходимость переносить на себе вещи, а так же наличие длительных пеших переходов. Хороший организатор перед поездкой также пришлет памятку со всем, что нужно взять с собой, какие ожидаются погодные условия, особенности поведения в стране, пожелания по фотооборудованию. Так же нужно обратить внимание, входит ли в стоимость медицинская страховка. Если нет, нужно сделать ее самостоятельно.
В фото-туре все снимают одно и тоже и привозят одни и те же кадры…
Пожалуй, вынесенная в подзаголовок мысль, чаще всего вызывает опасения фотографов, отправляющихся в фото-тур… Согласен, коллективная съемка допустима при фотографировании пейзажей, но никак не людей, если вспомнить, что важнейшим условием является личный эмоциональный контакт с фотографируемым… Именно поэтому мы никогда не снимаем всей группой одного человека.
Во время съемок я всегда стараюсь, чтобы у любого участника поездки были следующие возможности:
- Побыть какое-то время одному в снимаем месте.
- Не оставаться ни на минуту одному.
- Снимать самому свой сюжет.
- Снимать в паре.
- Наблюдать за съемкой других участников тура.
- Никогда не спешить и провести на месте съемке столько времени, сколько это нужно каждому участнику, конечно, в рамках разумного.
Все это позволяет любому участнику тура и снять свою собственную тему, которая не будет ни с кем пересекаться, и при желании поучиться технике съемки у других участников.
Кроме того, скажу банальную, но от этого не перестающую быть истинной вещь – первоначальным является видение самого фотографа, и три разных фотографа снимут один и тот же сюжет совершенно по-разному… Поэтому одинаковые картинки, это то, чего я меньше всего боюсь в наших поездках…
Для примера приведу пример картинок из лагеря афганских беженцев в Пакистане. Мои и еще одного участника тура – Эдуарда Кутлиева - замечательного фотографа. Снимали мы их одновременно…
Мои картинки.
Фотографии Эдуарда.
В заключение я хотел бы отметить, что организация фото-туров для меня не просто любимая работа. В каждую поездку я вкладываю душу, и делаю тур таким, каким бы я его сделал для самого себя и для самых близких друзей.
Мысль начать организовывать собственные фото-туры пришла не сразу. До этого было достаточно много собственных путешествий. Первые открытия были связаны с работой в Китае, во время которых страна открылась с совершенно новой нетуристической стороны. Возможно это стало возможно благодаря плотному общению с местными жителями. У нас был переводчик, который несколько лет жил в России и хорошо знал русский язык. Мы общались с обычными людьми, ходили по их любимым местам, общались с семьями, женщинами и детьми, много времени проводили на заводах, смогли узнать, чем они живут, что их волнует и беспокоит. Именно тогда я понял для себя, что любая страна это в первую очередь не достопримечательности, не памятники архитектуры, и даже не природные красоты, а обычные люди…
После Китая было много других стран. Переводчик не всегда оказывался рядом, и как ни странно на помощь в таких ситуациях стал приходить… фотоаппарат. Оказалось, что с помощью камеры можно не только делать интересные картинки, но и общаться с людьми. Сам процесс съемки, когда ты спрашиваешь разрешение, снимаешь, показываешь, что получилось, невольно перерастает в процесс общения… Завязывается эмоциональный контакт, в ходе которого человек раскрывается… И часто это внутреннее состояние человека передается на получающихся фотографиях… Таким образом все сложилось: интересные фотографии, общение с людьми, огромное удовольствие, получаемое от этого процесса. И, в конечном счете, возможность более глубоко узнать жизнь страны, в которую мы приезжаем.
Кроме того, появились любимые страны, любимые места, в которые тянуло возвращаться снова и снова. Были страны – открытия. А потом появилось желание поделиться этой любовью и этими открытиями с другими людьми… Именно с этого желания и возникла идея начать проводить собственные фото-туры.
В чем отличие от других фото-туров…
Мне сложно сравнивать, для этого нужно как минимум принять участие во всем множестве предлагаемых сегодня программ… Но я могу выделить несколько очень важных для меня моментов, которые я стараюсь соблюдать во всех своих путешествиях.
1. В центре любой поездки – жизнь простых людей. Монастыри, деревни, школы, частные дома, заводы, рынки, лавочки и склады… И не просто жизнь, но общение с людьми.
2. Мы вместе учимся фотографировать людей. В каждой поездке я делюсь своим опытом, как общаться и снимать незнакомых людей, так чтобы это были живые эмоциональные портреты, а сам процесс оставил только теплые приятные впечатления у всех его участников…
3. У нас нет практически пейзажной съемки. Для многих это минус. Но это так… Фотосъемка пейзажей занимает не более 10-15 процентов всего времени…
4. Комфорт. Для меня важны хорошие условия. Нормальный отель, хороший ресторан, с выбором не только местной, но и европейской еды. Все люди разные, не все сразу могут расслабиться в ритме азиатских стран… Поэтому в отеле у каждого человека должна быть возможность расслабиться и нормально отдохнуть. При этом я стараюсь, чтобы место было интересным, колоритным, и предавало дух и колорит той местности, в которой мы находимся. То же самое относится и к транспорту. Никаких поездов, автобусов и другого общественного транспорта, за исключением самолетов. Все остальное время - личные комфортные автомобили, в которых всегда можно оставить вещи или просто отдохнуть с работающим кондиционером (или наоборот при желании его выключить – в общественном транспорте такой возможности обычно нет).
5. Ритм поездки. Считаю очень важным, чтобы у каждого человека была возможность прочувствовать страну, ее жизнь, ее энергетику… В спешке это просто невозможно. Я против подхода, когда приехали на место, все осмотрели, отсняли, поехали дальше… Каждое место нужно прочувствовать, а на это нужно время и спокойный ритм… Поэтому я всегда выбираю вариант – меньше мест, но в спокойном вдумчивом ритме…
Зачем ехать в фото-тур?
Каждый отвечает на этот вопрос сам. Однако я могу сформулировать несколько важных для меня причин.
1. Экономия времени. Подготовка любой поездки – это изучение страны, изучение маршрута, поиск машин, гидов, отелей. Нужно собрать информацию о каждом месте. И все равно, часть мест окажутся неинтересными, а часть придется пропустить по причине ограниченного времени. В случае фото-тура, можно всем этим не заниматься, и быть уверенным, что в те небольшие две недели поездки войдет все действительно самое-самое… Ведь прежде чем приглашать куда-то людей, я сам уже проехал по этому маршруту, выбрал самые интересные места, и исключил то, что не заслуживает внимания. Например, нынешние программы в Мьянму – это опыт 3-4 предыдущих поездок.
2. Возможность расслабиться. Одна из бесценных для меня вещей в любом фото-туре это возможность не думать ни о каких организационных вещах. Куда ехать, что с машиной, где сегодня поесть – смех смехом, а мы порой забирались в такие места, что не могли найти, где поужинать и приходилось ложиться спать голодными Все внимание и все силы можно посвятить любимому занятию – фотографии. А заодно и неплохо отдохнуть.
3. Хорошая компания единомышленников. Общение. Это очень важная составляющая любого фото-тура.
4. Возможность поучиться и открыть для себя что-то новое. Мне всегда интересно, как снимают другие люди. Поэтому обмен опытом у нас всегда обоюдный. Я делюсь своим, но в тоже время всегда с интересом наблюдаю, как снимают другие. Кроме того в наших поездках мы обычно затрагиваем и обсуждаем очень интересные темы, касающиеся фотографии и наших путешествий.
Помню одно время я очень часто ездил в различные групповые поездки. Иногда верхом, иногда в горы и пещеры с палаткой… Но это неизменно доставляло мне массу удовольствия. Удовольствия от общения с единомышленниками, новые знакомства, совместные ужины и посиделки у костра, новые впечатления… В таких поездках у меня появилось много друзей и знакомых… И не удивительно, что появляются люди, которые регулярно ездят со мной почти во все фото-туры уже не первый год… Я вижу, что на базе наших фото-туров, формируется что-то вроде клуба друзей – любителей фотопутешествий, и это по-настоящему здорово!
Как выбрать фото-тур
Думаю, что при выборе фото-тура самое главное, фотографии организатора поездки – если Вам интересно то, что снимает ведущий, ехать стоит, если это совсем не ваше, то я бы не рекомендовал. Даже если программа и страна очень интересные, а цена привлекательная. Проще говоря, выбирайте по фотографиям.
Второй момент, обучение. Уточните, планируется ли какая-то обучающая программа или нет. Часто в фото-турах ее просто нет, а сама поездка ничем не отличается от обычного тура с возможностью больше времени посвятить съемкам.
Третий момент. Предварительное общение. Если организатор готов Вас сразу взять в команду, даже не поговорив по телефону, так же нужно 10 раз подумать. Я всегда общаюсь со всеми людьми, как минимум по телефону, в идеале лично, прежде чем подтвердить участие в туре. Это нужно для того, чтобы все участники вместе чувствовали себя комфортно.
Так же стоит уточнить уровень отелей, транспорт, на котором планируется передвижение по маршруту, необходимость переносить на себе вещи, а так же наличие длительных пеших переходов. Хороший организатор перед поездкой также пришлет памятку со всем, что нужно взять с собой, какие ожидаются погодные условия, особенности поведения в стране, пожелания по фотооборудованию. Так же нужно обратить внимание, входит ли в стоимость медицинская страховка. Если нет, нужно сделать ее самостоятельно.
В фото-туре все снимают одно и тоже и привозят одни и те же кадры…
Пожалуй, вынесенная в подзаголовок мысль, чаще всего вызывает опасения фотографов, отправляющихся в фото-тур… Согласен, коллективная съемка допустима при фотографировании пейзажей, но никак не людей, если вспомнить, что важнейшим условием является личный эмоциональный контакт с фотографируемым… Именно поэтому мы никогда не снимаем всей группой одного человека.
Во время съемок я всегда стараюсь, чтобы у любого участника поездки были следующие возможности:
- Побыть какое-то время одному в снимаем месте.
- Не оставаться ни на минуту одному.
- Снимать самому свой сюжет.
- Снимать в паре.
- Наблюдать за съемкой других участников тура.
- Никогда не спешить и провести на месте съемке столько времени, сколько это нужно каждому участнику, конечно, в рамках разумного.
Все это позволяет любому участнику тура и снять свою собственную тему, которая не будет ни с кем пересекаться, и при желании поучиться технике съемки у других участников.
Кроме того, скажу банальную, но от этого не перестающую быть истинной вещь – первоначальным является видение самого фотографа, и три разных фотографа снимут один и тот же сюжет совершенно по-разному… Поэтому одинаковые картинки, это то, чего я меньше всего боюсь в наших поездках…
Для примера приведу пример картинок из лагеря афганских беженцев в Пакистане. Мои и еще одного участника тура – Эдуарда Кутлиева - замечательного фотографа. Снимали мы их одновременно…
Мои картинки.
Фотографии Эдуарда.
В заключение я хотел бы отметить, что организация фото-туров для меня не просто любимая работа. В каждую поездку я вкладываю душу, и делаю тур таким, каким бы я его сделал для самого себя и для самых близких друзей.
Свернуть...
На днях встречался с девочкой, которую снимал год назад, и еще за год до этого... И понял, какое счастье быть семейным фотографом. Не фотографом, который снимает семейные фото, а человеком, который много лет снимает одну и туже семью. Становится другом, проводит много времени вместе с семьей, видит, как растут и меняются дети. Имеет возможность снимать не только в студии, но и в повседневной жизни... Жаль, что у меня такой возможности нет, но к этому стоит стремиться... Думаю в любой съемке, лучше двадцать раз вернуться к одному человеку, чем снять двадцать разных людей...
А еще очень хочется вместе с Соней уйти из студии, и провести хотя бы один день вместе с ней и ее семьей, друзьями, радостями и проблемами. Ведь фотография - это доля секунды, но чтобы она родилась порой нужно так много времени... Возможно, когда-нибудь это и получится сделать...
А еще очень хочется вместе с Соней уйти из студии, и провести хотя бы один день вместе с ней и ее семьей, друзьями, радостями и проблемами. Ведь фотография - это доля секунды, но чтобы она родилась порой нужно так много времени... Возможно, когда-нибудь это и получится сделать...
Свернуть...
Чем больше я общаюсь с разными фотографами, тем чаще сталкиваюсь с самыми разными штампами – категоричными суждениями – оказывается есть целый список того, что недопустимо в фотографии вообще, и в тревел-фотографии в частности… И я с ужасом понимаю, что мои фотографии – отличная иллюстрация к этому списку запрещенных вещей…
В итоге я подумал и решил привести этот список, чтобы вы не повторяли моих ошибок. Итак, что же несет смерть и позор человеку с камерой.
1. Человек в кадре ни в коем случае не должен смотреть в камеру.
Это преступление номер один. Взгляд в камеру не любят по многим причинам. Если человек смотрит в камеру, значит он видит фотографа, а значит позирует. А это плохо. Значит он уже не в своем естественном состоянии. А самое главное – взгляд, это же отражение души, и очень часто в этом взгляде может промелькнуть взаимосвязь фотографа и его невольной модели. Можно увидеть, не только, что в душе у фотографируемого, но и у самого фотографа… А этого ни в коем случае не должно быть… Только фиксация жизни другого человека… Фотограф должен остаться за кадром. Зачем нам лезть в душу… мало ли что мы там найдем. Давайте просто покажем, как люди ловят рыбу, просеивают пшено, разводят огонь в очаге… Для тревел-фотографии этого более чем достаточно.
2. Фотограф не должен быть виден в кадре.
Это требование логично продолжает предыдущее. Ведь задача тревел-фотографии показать жизнь других людей такой, как она есть, без какой-либо субъективной оценки или вмешательства со стороны фотографа. Идеал – фотограф – зеркало или фотограф камера слежения, или видеофиксатор… вообщем, чем меньше фотографа, тем лучше.
Бред, скажу я вам, полный. Фотографа видно всегда и везде, даже если фотографируемый человек и не смотрит в камеру. Кстати, то, что он не смотрит в камеру, уже выражение позиции фотографа. А дальше идет ракурс, кадрирование, выхваченный из жизни людей момент, когда фотограф решил нажать на кнопку… и т.д. и т.п. Объективной фотографии в природе в принципе не существует. Любая фотография субъективна и в той или иной мере выражает отношение фотографа к происходящему, несет в себе пусть скрытую, но оценку…
3. Постановка – недопустима.
Помню, была забавная ситуация на озере Инле, в Бирме. На закате я заметил еще одного фотографа, который так же как и я плавал на лодке по озеру и наблюдал за рыбаками в поисках кадра. Увидев интересного мне рыбака, который сетью ловил рыбу, я подплыл поближе и через переводчика попросил его кинуть пару раз сеть в нужном мне направлении. Рыбак и так кидал сеть, но я не мог встать в нужно мне место, так чтобы не распугать рыбу и не мешать ему… Рыбак с радостью выполнил мою просьбу, я сделал несколько кадров на широкоугольник, и уже собрался плыть дальше, как к моей лодке подплыл второй фотограф с огромным телевиком, и обрушился на меня с гневной речью, что дескать я позорю фотографов, вмешиваюсь в жизнь местного населения, и снимать можно только издалека, незаметно наблюдая за жизнью людей, при этом оставаясь для них незаметными… Высказав все, фотограф уплыл.
Мы с рыбаком остались стоять на своих лодках с разинутыми ртами… причем рыбак похоже был ошарашен так же, как и я, хотя он совсем не понимал английского… и не понял смысла претензий фотографа.
Все бы ничего, но с подобной точкой зрения в последнее время я сталкиваюсь все чаще и чаще… причем часто подобные утверждения звучат со страниц солидных изданий и на мастер-классах известных фотографов… И я вот задумался, может это я чего-то не понимаю, и я действительно неправ… и все мои фотографии совершенно неправильные… Как Вы думаете? Вы же когда снимаете, не допускаете подобных ошибок?
Я не смог найти у себя ни одной фотографии, в которой так или иначе не проскользнули бы следы хотя бы одного из этих трех преступлений против Фотографии...
P.S.
А если серьезно, что бы я хотел добавить… правила – это костыли, нужны тогда, когда внутри вас пустота и вы не знаете, куда и как идти… пока вы не умете совсем ходить, они, возможно, вам помогут… как ходунки младенцу… но как только вы хоть чуть-чуть пошли, выбрасывайте их и слушайте только свое сердце…
В итоге я подумал и решил привести этот список, чтобы вы не повторяли моих ошибок. Итак, что же несет смерть и позор человеку с камерой.
1. Человек в кадре ни в коем случае не должен смотреть в камеру.
Это преступление номер один. Взгляд в камеру не любят по многим причинам. Если человек смотрит в камеру, значит он видит фотографа, а значит позирует. А это плохо. Значит он уже не в своем естественном состоянии. А самое главное – взгляд, это же отражение души, и очень часто в этом взгляде может промелькнуть взаимосвязь фотографа и его невольной модели. Можно увидеть, не только, что в душе у фотографируемого, но и у самого фотографа… А этого ни в коем случае не должно быть… Только фиксация жизни другого человека… Фотограф должен остаться за кадром. Зачем нам лезть в душу… мало ли что мы там найдем. Давайте просто покажем, как люди ловят рыбу, просеивают пшено, разводят огонь в очаге… Для тревел-фотографии этого более чем достаточно.
2. Фотограф не должен быть виден в кадре.
Это требование логично продолжает предыдущее. Ведь задача тревел-фотографии показать жизнь других людей такой, как она есть, без какой-либо субъективной оценки или вмешательства со стороны фотографа. Идеал – фотограф – зеркало или фотограф камера слежения, или видеофиксатор… вообщем, чем меньше фотографа, тем лучше.
Бред, скажу я вам, полный. Фотографа видно всегда и везде, даже если фотографируемый человек и не смотрит в камеру. Кстати, то, что он не смотрит в камеру, уже выражение позиции фотографа. А дальше идет ракурс, кадрирование, выхваченный из жизни людей момент, когда фотограф решил нажать на кнопку… и т.д. и т.п. Объективной фотографии в природе в принципе не существует. Любая фотография субъективна и в той или иной мере выражает отношение фотографа к происходящему, несет в себе пусть скрытую, но оценку…
3. Постановка – недопустима.
Помню, была забавная ситуация на озере Инле, в Бирме. На закате я заметил еще одного фотографа, который так же как и я плавал на лодке по озеру и наблюдал за рыбаками в поисках кадра. Увидев интересного мне рыбака, который сетью ловил рыбу, я подплыл поближе и через переводчика попросил его кинуть пару раз сеть в нужном мне направлении. Рыбак и так кидал сеть, но я не мог встать в нужно мне место, так чтобы не распугать рыбу и не мешать ему… Рыбак с радостью выполнил мою просьбу, я сделал несколько кадров на широкоугольник, и уже собрался плыть дальше, как к моей лодке подплыл второй фотограф с огромным телевиком, и обрушился на меня с гневной речью, что дескать я позорю фотографов, вмешиваюсь в жизнь местного населения, и снимать можно только издалека, незаметно наблюдая за жизнью людей, при этом оставаясь для них незаметными… Высказав все, фотограф уплыл.
Мы с рыбаком остались стоять на своих лодках с разинутыми ртами… причем рыбак похоже был ошарашен так же, как и я, хотя он совсем не понимал английского… и не понял смысла претензий фотографа.
Все бы ничего, но с подобной точкой зрения в последнее время я сталкиваюсь все чаще и чаще… причем часто подобные утверждения звучат со страниц солидных изданий и на мастер-классах известных фотографов… И я вот задумался, может это я чего-то не понимаю, и я действительно неправ… и все мои фотографии совершенно неправильные… Как Вы думаете? Вы же когда снимаете, не допускаете подобных ошибок?
Я не смог найти у себя ни одной фотографии, в которой так или иначе не проскользнули бы следы хотя бы одного из этих трех преступлений против Фотографии...
P.S.
А если серьезно, что бы я хотел добавить… правила – это костыли, нужны тогда, когда внутри вас пустота и вы не знаете, куда и как идти… пока вы не умете совсем ходить, они, возможно, вам помогут… как ходунки младенцу… но как только вы хоть чуть-чуть пошли, выбрасывайте их и слушайте только свое сердце…
Свернуть...
Катарина Морозова.Россия. Москва.
26 лет.
Тату-мастер.
У Катарины получилось найти дело, которое доставляет огромное удовольствие, наполняет жизнь смыслом и позволяет зарабатывать на жизнь. Во многом в этом помогли замечательные родители. В частности папа первый подал идею стать тату-мастером, нанял репетитора, который учил рисовать и стал одним из первых клиентов дочери.
Жизнь должна быть наполнена счастьем и доставлять удовольствие. И у Катарины это получается в полной мере - не только самой, но и заряжать позитивными эмоциями всех окружающих.
В работе очень важна благодарность людей, когда люди спустя время пишут, звонят и благодарят за татуировки, это очень приятно.
Деньги не являются чем-то важным, источником счастья или целью, главное, чтобы хватало на жизнь.
Из страхов - страх будущего и страх одиночества.
Есть брат-близнец, множество товарищей, несколько верных друзей и мечта - жить на острове, где у каждого будет все необходимое, будет много друзей-единомышленников, тепло, море и возможность заниматься любимым творчеством.
А еще обворожительная улыбка...
И Катарина пишет замечательные стихи.
26 лет.
Тату-мастер.
У Катарины получилось найти дело, которое доставляет огромное удовольствие, наполняет жизнь смыслом и позволяет зарабатывать на жизнь. Во многом в этом помогли замечательные родители. В частности папа первый подал идею стать тату-мастером, нанял репетитора, который учил рисовать и стал одним из первых клиентов дочери.
Жизнь должна быть наполнена счастьем и доставлять удовольствие. И у Катарины это получается в полной мере - не только самой, но и заряжать позитивными эмоциями всех окружающих.
В работе очень важна благодарность людей, когда люди спустя время пишут, звонят и благодарят за татуировки, это очень приятно.
Деньги не являются чем-то важным, источником счастья или целью, главное, чтобы хватало на жизнь.
Из страхов - страх будущего и страх одиночества.
Есть брат-близнец, множество товарищей, несколько верных друзей и мечта - жить на острове, где у каждого будет все необходимое, будет много друзей-единомышленников, тепло, море и возможность заниматься любимым творчеством.
А еще обворожительная улыбка...
И Катарина пишет замечательные стихи.
Свернуть...
Хочу поделиться некоторыми размышлениями из последней поездки. Сейчас о том, что такое хорошая фотография. Хорошей фотографии в абсолютном понимании не существует. Для всех — это разные картинки. Поэтому я напишу про себя. О той фотографии, к которой стремлюсь. Правда даже субъективно дать точное определение мне довольно сложно, поэтому попробую описать её через свойства фотографии.
1. Фотография должна так или иначе быть о внутреннем мире человека. Помню экскурсовод в музеи Рериха говорил, что у него все работы, включая пейзажи, о внутреннем мире человека. Вот я думаю, это очень важно. Можно снимать пейзаж, можно натюрморт, но все это должно быть о человеке. И не о внешней его жизни, а о внутреннем содержании.
2. В фотографии должна быть причина, следствие и выход, куда идти. А не только констатация события в определенном месте и пространстве. На самом деле в определенные моменты и при определенном взгляде на событие, причина и следствие могут объединяться, а время сжиматься в точку. Про такие работы говорят, что они вне времени и пространства. Это идеальный вариант.
3. Из второго пункта следует третий. Хорошая фотография живет вне контекста, времени и пространства.
1. Фотография должна так или иначе быть о внутреннем мире человека. Помню экскурсовод в музеи Рериха говорил, что у него все работы, включая пейзажи, о внутреннем мире человека. Вот я думаю, это очень важно. Можно снимать пейзаж, можно натюрморт, но все это должно быть о человеке. И не о внешней его жизни, а о внутреннем содержании.
2. В фотографии должна быть причина, следствие и выход, куда идти. А не только констатация события в определенном месте и пространстве. На самом деле в определенные моменты и при определенном взгляде на событие, причина и следствие могут объединяться, а время сжиматься в точку. Про такие работы говорят, что они вне времени и пространства. Это идеальный вариант.
3. Из второго пункта следует третий. Хорошая фотография живет вне контекста, времени и пространства.
4. Хорошо, когда в фотографии, как и в жизни, есть дуальность, взаимодействие противоположностей, две стороны или два противоположных взгляда. Иногда еще это сильно упрощенно называют конфликтом.
5. Единство формы и содержания кадра.
6. Как частное проявления формы — свет, цвет и атмосфера. Причем цвет совсем не обязателен.
7. Многоплановость и многозначность.
8. Если в кадре есть человек, герой, то хорошо, когда получается уйти от конкретного человека к образу, архетипу. Уйти от частного к общему.
9. Случайность. Жизнь, как соавтор картинки. Часто, чем меньше человек контролирует картинку, тем интереснее она получается. Возможности даже у самого гениального автора по моделированию кадра все равно меньше, чем у самой жизни.
10. Для меня важно, когда в кадре есть видение Бога. Проявление божественного начала есть во всем. И если фотограф умеет это видеть и чувствовать, как мне кажется, это очень важно.
И наверное еще одно свойство хорошей фотографии, это то, что она как правило еще не снята. Это то, к чему мы стремимся в своих работах.
5. Единство формы и содержания кадра.
6. Как частное проявления формы — свет, цвет и атмосфера. Причем цвет совсем не обязателен.
7. Многоплановость и многозначность.
8. Если в кадре есть человек, герой, то хорошо, когда получается уйти от конкретного человека к образу, архетипу. Уйти от частного к общему.
9. Случайность. Жизнь, как соавтор картинки. Часто, чем меньше человек контролирует картинку, тем интереснее она получается. Возможности даже у самого гениального автора по моделированию кадра все равно меньше, чем у самой жизни.
10. Для меня важно, когда в кадре есть видение Бога. Проявление божественного начала есть во всем. И если фотограф умеет это видеть и чувствовать, как мне кажется, это очень важно.
И наверное еще одно свойство хорошей фотографии, это то, что она как правило еще не снята. Это то, к чему мы стремимся в своих работах.
Свернуть...