Свет в уличной фотографии. Что это такое и как научиться его видеть
Без света - нет фотографии, это банальность, которая всем известна. Мы будем говорить не о свете как таковом, не о оптическом явлении, под действием которого окружающий нас мир приобретает очертания, становится видимым и мы можем запечатлеть его на наших фотографиях. Мы поговорим о фотографическом свете. Том свете, который делает кадры выразительными, атмосферными, запоминающимися. Том свете, который помогает нам выражать наши идеи и создавать образы. Попробуем посмотреть на свет творчески, не как ученые, а как художники или на крайний случай писатели, которые должны уметь пользоваться своим инструментом. Ведь свет для фотографа — тоже, что перо для писателя. И делать это будем исключительно с практической точки зрения. Так, чтобы после прочтения этой статьи, вы смогли сразу взять камеру и пойти снять что-нибудь интересное и вдохновляющее. Итак приступим.
Первое, что хотелось бы сказать, что в фотографии нет ничего сложного. Да-да. Фотография это очень просто. Единственное отличие хорошего фотографа от не очень, помимо таланта, которой скажем прямо, является здесь далеко не самой главной составляющей, заключается в умении видеть вещи осознанно. Говоря проще, в умении видеть. Достигается это небольшим набором базовых знаний, приложением внутренней неугомонности и дальнейшей практикой. Чем больше, тем лучше.
Первое, чему учат во всех хороших фотошколах, это обращать внимание на фон объекта. Видеть, что находится за ним. На первый взгляд полная ерунда. Мы и так видим, ответит начинающий фотограф, не слепые же мы в конце концов. Оказывается же, что видеть-то мы видим, но очень часто не осознаем то, что видим. Наш мозг утроен таким образом, что мы в первую очередь обращаем внимание на тот объект, который нас заинтересовал. А все остальное мозг услужливо отсекает. Но камера не мозг — и она фиксирует все, что попадает в кадр. Именно так получаются фотографии молодоженов на фоне помойки или портреты с растущими из головы деревьями и фонарными столбами. А всего лишь нужно сделать над собой усилие и приучить себя видеть не только то, что нам интересно, но и то, что происходит вокруг. Это первый и самый важный шаг от обычного к фотографическому видению мира.
Другой пример — цвет. Да, мы знаем, что окружающий нас мир цветной, но можем ли мы сказать вот прямо сейчас, если закроем глаза, какие цвета и в каких сочетаниях находятся вокруг нас. А в том кадре, который мы сделали последним? Давайте еще проще. У вас есть любимый фильм? Помните, на каких цветах он построен? В какой сцене какие используются цвета, их сочетания, какую смысловую нагрузку они несут, как помогают созданию образов? А я с уверенностью могу сказать, что в 90% фильмов подбор цветов не случаен, в каждой сцене используются вполне определенные цветовые сочетания, редко превышающие два-три находящихся в гармонии между собой цвета. Включите любой фильм и посмотрите на него с точки зрения цвета. Вас будет ждать открытие. Но вы и до этого видели этот фильм. И цвета действовали на вас, как на зрителя, определенным образом, просто вы не отдавали себе в этом отчета. А это еще одна степень осознанности, необходимая фотографу. Да и просто, пройдитесь по комнате — прошлись? А теперь пройдитесь еще раз, но медленно, прислушиваясь к ощущениям в стопе. Почувствуйте как нога касается пола, как каждая клеточка отвечает на прикосновение, контакт с поверхностью, вы чувствуете каждый дюйм пройденного пространства. Вы чувствуете, вы видите. То же самое и со светом. Как я сказал, здесь нет ничего сложного, самое сложное — приучить себя видеть.
Боковой, рисующий, контровый...
Хорошо. Мы решили, что свет нужно учиться видеть осознанно. Но с чего начать, и что именно видеть? Куда смотреть? И тут тоже все просто. Студийные фотографы хорошо знают, что свет бывает рисующим, контровым, заполняющим, фоновым, акцентирующим. Знают потому, что им приходится этот свет самим ставить. А вот многие фотографы, которые никогда не снимали в студии, и вообщем-то не собираются этого делать, считают, что все эти премудрости им ни к чему. И ошибаются. Потому что свет везде одинаков, и более того, научившись его видеть, можно на него влиять и им управлять не только в студии. Секрет тут очень простой — выходя снимать в мир, нужно представить, что мы в одной большой студии, вот только свет ставим тут не всегда мы. Но и тем больше вариантов интересного света можно увидеть, ведь наша фантазия довольно ограничена, в отличии от фантазии Создателя, которая в своих вариациях совершенно безгранична. Кстати, это одна из причин, почему снимать в студии всегда немножко скучнее, чем в реальной жизни. Но вернемся к свету. Итак. Нам нужно последовательно сделать две вещи. Сперва понять, как выглядят и как получаются основные виды света, а потом научиться их различать, видеть вне стен студии, в окружающим нас мире. А уже увидев свет, мы сможем его использовать, пускать в свои фотографии, выбирать ракурсы с наиболее удачным световым рисунком. Разобраться со светом можно непосредственно в студии, или по картинкам.
Также, как это ни банально, нужно помнить, что любой свет можно оценивать только относительно того объекта, на который он падает. Поэтому первым шагом мы определяем объект съемки и фон. А дальше уже определяем какой свет и как падает на наш объект. Чаще всего речь идет о человеке, герое нашей съемки. Свет может помочь показать нашего героя, отделить его от фона, передать настроение кадра, усилить создаваемый образ.
Рисующий свет — считается основным, именно он создает основной свето-теневой рисунок в кадре. На самом деле в жизни это не совсем так. Рисующий свет, это свет, который обычно освещает нашего героя сбоку под различным углом, благодаря рисующему свету мы можем увидеть обращенное к камере лицо человека, создать объем за счет различных теней. Это обычно направленный свет, который может быть достаточно жестким.
Контровый или моделирующий свет в отличие от рисующего находится всегда сзади или сзади и сбоку от нашего героя. Контровый свет позволяет отделить объект съемки от заднего плана, фона. У контрового света есть и еще одно важное свойство, которое делает его очень популярным у уличных фотографов. О нем мы поговорим чуть позже.
Заполняющий свет — обычно мягкий рассеянный свет. Его задача смягчить тени, создаваемые рисующим светом.
Фоновый свет — как понятно из названия, подсвечивает элементы фона. Это нужно, чтобы не дать фону полностью провалиться в темноту. Подсвечивая фон, мы можем создать еще один дополнительный план в кадре, что часто выглядит более выигрышно, чем кадр с одним планом.
И наконец акцентирующий свет — это точечный свет, который может решать различные задачи от художественных до композиционных, расставляя акценты в кадре. Привлекая внимание зрителя к конкретным участкам в кадре, на которые точечно, как указка учителя, указывает точечный луч акцентирующего света.
Чтобы лучше усвоить каждый из перечисленных видов света, полезно попробовать самому поставить их в студии. Дальше стоит проанализировать любимые фотографии любимых авторов, определяя какой вид света или какие сочетания в них использованы. И следующим шагом нужно научиться видеть все эти виды света в окружающем нас мире. И если в студии для формирования каждого вида освещения существуют специальные светоформирующие насадки, то как с этим обстоит дело в реальной жизни? Попробуем разобраться.
Режимное время
Лучшим временем для съемок на улице считается утро и вечер. Например, Стив Маккари на своих мастер классах часто говорит, что вообще снимает только в это время. Даже название у этого времени соответствующее. С чем это связано? Конечно, в первую очередь со светом. Когда солнце только встало или собирается садиться, оно освещает все объекты не сверху, жесткими и прямыми лучами, а всегда сбоку. Плюс в режимное время солнечные лучи проходят сквозь дымку, испарения, пыль, которая может быть у поверхности земли, что делает свет значительно мягче, чем днем. В итоге мы получаем картинку объемную, с глубокими длинными мягкими тенями, которые красиво вырисовывают любые объекты в кадре.
Все это действительно так. Но давайте посмотрим, каким является солнечный свет на улице в режимное время с точки зрения его студийной терминологии. Если мы внимательно приглядимся, мы увидим, что в режимное время на открытой поверхности мы имеем дело с тремя вариантами студийного света: рисующим, контровым и заполняющим. Рисующий и контровый мы получаем на выбор, в зависимости от того, освещает солнце объект съемки с передней стороны или с задней. А вот заполняющий свет есть почти всегда. Это тот же самый солнечный свет, отраженный от земли, облаков, возможной воды, других, окружающих нашего героя, объектов. Вообще, об отраженном свете помнить нужно обязательно и обязательно обращать на него внимание, так как пренебречь им можно только в абсолютно темной комнате с абсолютно черными стенами, где и черную кошку не увидишь. Во всех остальных случаях отраженный свет есть всегда и он всегда будет влиять на тот световой рисунок, который мы получаем в кадре. А как мы уже решили, если мы знаем и контролируем освещение в нашем кадре, мы можем использовать его для усиления создаваемого образа. Если нет — то свет все равно будет работать, но будет ли это в плюс фотографии или нет — большой вопрос.
Один из самых любимых видов освещения у тревел фотографов — контровый свет в режимное время. Солнце, освещающее объект съемки сзади, всегда красивым ореолом отделяет его от фона. А отраженный от земли, неба, других объектов солнечный свет — выполняя здесь роль заполняющего источника — мягко освещает объект съемки спереди. В результате получаются очень красивые и художественные фотографии.
В чем еще заключается огромный плюс режимного времени, так это в том, что мы вне студии в любой момент можем превратить контровый свет в рисующий и наоборот. Действительно, при всех достоинствах контрового освещения иногда нужно осветить объект съемки спереди или сбоку. В режимное время это возможно. И точно так же, как фотограф в студии переставляет источник света вокруг своей модели, добиваясь нужного светового рисунка, так же и мы на улице ходим вокруг объекта съемки, наблюдая, как меняется освещение объекта. Конечно, сделать это можно далеко не со всеми объектами, но с людьми это получается почти всегда. И для этого не нужно заниматься постановкой. Достаточно просто общаться с человеком. Согласитесь, если в ходе общения вы немного повернетесь, то и ваш собеседник так же проследует за вами, чтобы оставаться с вами лицом к лицу. Модель скорее всего даже не заметит ваших манипуляций, а вы в результате получите именно тот вариант освещения, который вам действительно нужен.
Другой частный, но не менее интересный, вариант использования контрового света в режимное время — это силуэтная съемка. Он получается, когда мы располагаем источник света — в нашем случае солнце — непосредственно за объектом съемки. При этом заполняющий свет в кадре практически отсутствует, или что будет точнее, его интенсивность намного ниже интенсивности основного источника света. В результате мы можем получить очень красивые силуэты, к тому же почти всегда окрашенные в красивые теплые оранжевые тона заходящего или восходящего солнца.
В помещении
С освещением в режимное время мы немного разобрались. Но что же, теперь снимать только утром и вечером, а в остальное время сидеть без дела? Конечно нет! Снимать можно и днем. Вокруг нас есть дома, которые сами по себе выполняют роль светоформирующих насадок, влияющих на световой поток, деревья с листьями, которые пропускают свет точечно, и даже оказавшись в пустыне, дневное освещение может постоянно меняться от жесткого при ясном небе до мягкого в случае, если на небе появятся облака, выполняющие роль огромного софт-бокса. Главное внимание, осознанность и желание видеть и чувствовать, как меняется свет в окружающем нас пространстве, как он ложиться на различные объекты, как вместе с постоянно меняющимся светом меняется настроение в кадре. Мы же сейчас попробуем разобрать несколько простых примеров удачного освещения для съемки людей, которые можно получить в помещении, а потом их легко можно будет перенести и на любые другие объекты. Итак, представим, что мы оказались днем на улице и снимать при таком жестком свете нам не хочется. Тогда самое время обратить внимание на дома, находящиеся поблизости.
Первое, что мы увидим — дверные и оконные проёмы. И это идеальное место для портретной съемки в уличных условиях. Причем почти в любое время суток. При этом мы можем оставаться снаружи, не нарушая частной территории. Единственное что нужно, чтобы наше герой находился в дверном или оконном проеме лицом к нам внутри помещения. Свет, попадая внутрь, ограничен границами дверной или оконной коробки, что делает его направленным. Мы получаем мягкий поток света, направленный на объект съемки, который к тому же практически параллелен земле, что в условиях улицы возможно только в режимное время. А за счет разницы в интенсивности освещения на улице и внутри помещения, весь ненужный и часто отвлекающий фон внутри помещения оказывается просто невидимым. Однако, если мы хотим, чтобы предметы внутри помещения стали видны на фотографии, для этого нашему герою достаточно чуть глубже зайти в помещение — ведь чем дальше мы от двери, тем меньше становится интенсивность светового потока, и тем лучше будут проработаны объекты внутри помещения.
Если нам удалось подружиться с хозяевами и нас пригласили внутрь, мы можем продолжить наши съемки и использовать это же место для создания фотографий в контровом свете — вплоть до силуэтов, если человек будет стоять строго в дверном проеме. Как уже понятно, мы в этом случае должны находится внутри помещения и снимать против света.
Находясь внутри помещения, главными источниками света обычно являются оконные проёмы. Именно идущий из окон свет и стоит использовать фотографу, не забывая об отраженном свете. Каждый интерьер будет по разному отражать свет и создавать разный световой рисунок внутри помещения. Однако, часто, идущий из окна свет, можно использовать в качестве хорошего рисующего света для съемки портрета. Оптимальны варианты, когда свет из окна падает на лицо нашей модели сбоку. В зависимости от положения человека относительного светового потока, который идет из окна, можно добиться красивого светового рисунка в сочетании с объемом. Главное видеть свет и осознанно работать с ним.
Еще один вариант освещения часто доступный в помещении при освещении из окна, это контровая подсветка нашей модели, при том, что человек стоит не прямо напротив окна — так получается силуэт на светлом фоне, а рядом с окном на темном фоне. Поступающий из окна свет контурно подсвечивает человека сзади, отрывая его от темного фона стены здания. А отраженный свет освещает то, что не осветил свет из окна. В результате так же получаются очень красивые по свету и художественные кадры.
Акцентирующий свет
Осознанное отношение к свету заключается не только в развитии в себе умения видеть свет, но и в понимании того, какую роль свет играет в вашем кадре. Свет не только банально освещает объект съемки, но и может, как мы уже говорили, помогать или мешать созданию образа. Жесткий свет может усилить конфликтность сюжета, мягкий наоборот помочь передать нежность и легкость. Свет может разделить фотографию на несколько планов, а может наоборот скрыть ненужное, фокусируя внимание зрителя только на главном объекте. Свет может помочь управлять вниманием зрителя, показывая, куда и в какой последовательности нужно смотреть и как читать снимок. Свет может выделить акценты в кадре, решая тем самым композиционные задачи построения снимка.
Одним из самых простых и часто используемых примеров композиционного использования света — это акцентирование важных объектов, смысловых центров в кадре с помощью света. Здесь используется простой принцип — чем светлее и ярче определенная часть изображения, тем скорее она привлекает внимание зрителя. Если важных объектов несколько, то лучше всего должен быть освещен объект, который зритель должен увидеть первым, чуть слабее — который мы хотим показать вторым, и т. д. Если в кадре всего один объект, то световой акцент может работать как усиливающий или акцнетировать внимание на небольшой части, создавать зоны локального контраста, что так же делает кадр более комфортным для восприятия зрителя. Другой пример — ритмичная структура кадра, которую могут создавать световые блики и повторы. Все эти и многие другие задачи может решать свет в кадре.
В качестве упражнения, я рекомендую поискать в жизни и поэкспериментировать с точечными источниками света. Их можно найти повсюду — это луч света, пробивающийся в комнату сквозь щель в шторах в солнечный день, блик падающий сквозь просвет в листве дерева, отражение от зеркала автомобиля. Попробуйте пустить блики в свои кадры, да так, чтобы визуальный центр совпадал со смысловым. И вы увидите насколько интереснее и выразительнее станут фотографии. А нужно для этого всего только приучить себя быть внимательным и видеть свет, который нас окружает.
Немного про мусор или как сделать свет видимым
А можно ли сделать сам свет видимым в кадре? Конечно, можно. Сам по себе свет мы увидеть не можем, как не можем показать его на фотографии, но вот опосредованно, через объекты, от которых он отражается, сделать свет видимым можно. Помните, как в фильме про невидимку, пространство в комнате посыпали мукой, и когда она попадала на героя, то он становился видимым в кадре. Совершенно так же обстоит дело и со светом. Он похож на невидимку до тех пор, пока на его пути не встретиться что-то, что сделает его видимым. И так же как в упомянутом фильме здесь отлично подойдет всевозможный мусор: пыль, дым, капельки воды, песок, даже та же мука. Важно только, чтобы эта взвесь находилась в воздухе и была подсвечена контровым светом — и пожалуйста — свет стал видимым.
Все мы знаем красивые фотографии с застывшими лучами света в кадре. Как они сняты? Очень просто. Нужен направленный луч света, который будет сзади подсвечивать какую-нибудь взвесь в воздухе. И красота обеспечена. Часто в жизни подобные условия формируются сами собой, нужно только их увидеть и выбрать правильную точку съемки. Именно поэтому, приезжая в любое место, где я собираюсь снимать, я сразу смотрю, не видно ли где дымка, нет ли пыльной дороги или кого-нибудь, поливающего дорогу из шланга — любой из этих знаков может означать, что где-то рядом меня может поджидать интересная фотография. Поэтому запомните простое правило — все, что обычные люди стараются избегать, как мешающий мусор в воздухе, для фотографа является подарком.
Конечно, прочитав одну статью, научиться видеть свет сразу довольно сложно. Как и рассказать обо всех аспектах, связывающих свет и фотографию. Это тема для отдельной книги. Но каждая информация, которую мы получаем в нашей жизни, может становиться очередным маленьким кирпичиком, которые составляют основу здания нашего опыта, знаний и мастерства. Старайтесь относиться к фотографии осознанно, развивайте вкус и насмотренность, не ленитесь больше снимать и учиться, выполнять упражнения. Ведь учимся мы всю свою жизнь. И во время очередной съемки, когда вы уже не будете думать ни о свете, ни о композиции, нужные навыки будут появляться сами и найти тот самый решающий момент будет намного проще.
Вы всегда можете написать мне в социальных сетях и задать любой вопрос.
Алексей Терентьев.
https://www.facebook.com/photoroof
https://www.instagram.com/terentev_alexey/
https://vk.com/rider7
Статья написана специально для журнала Photocasa. Опубликована в августовском номере за 2020г.