Три смертельных ошибки фотографа или то, чего ни в коем случае не должно быть!..

Три смертельных ошибки фотографа или то, чего ни в коем случае не должно быть!..

Чем больше я общаюсь с разными фотографами, тем чаще сталкиваюсь с самыми разными штампами – категоричными суждениями – оказывается есть целый список того, что недопустимо в фотографии вообще, и в тревел-фотографии в частности… И я с ужасом понимаю, что мои фотографии – отличная иллюстрация к этому списку запрещенных вещей…

В итоге я подумал и решил привести этот список, чтобы вы не повторяли моих ошибок. Итак, что же несет смерть и позор человеку с камерой.




1. Человек в кадре ни в коем случае не должен смотреть в камеру. 

Это преступление номер один. Взгляд в камеру не любят по многим причинам. Если человек смотрит в камеру, значит он видит фотографа, а значит позирует. А это плохо. Значит он уже не в своем естественном состоянии. А самое главное – взгляд, это же отражение души, и очень часто в этом взгляде может промелькнуть взаимосвязь фотографа и его невольной модели. Можно увидеть, не только, что в душе у фотографируемого, но и у самого фотографа… А этого ни в коем случае не должно быть… Только фиксация жизни другого человека… Фотограф должен остаться за кадром. Зачем нам лезть в душу… мало ли что мы там найдем. Давайте просто покажем, как люди ловят рыбу, просеивают пшено, разводят огонь в очаге… Для тревел-фотографии этого более чем достаточно.




2. Фотограф не должен быть виден в кадре.

Это требование логично продолжает предыдущее. Ведь задача тревел-фотографии показать жизнь других людей такой, как она есть, без какой-либо субъективной оценки или вмешательства со стороны фотографа. Идеал – фотограф – зеркало или фотограф камера слежения, или видеофиксатор… вообщем, чем меньше фотографа, тем лучше.

Бред, скажу я вам, полный. Фотографа видно всегда и везде, даже если фотографируемый человек и не смотрит в камеру. Кстати, то, что он не смотрит в камеру, уже выражение позиции фотографа. А дальше идет ракурс, кадрирование, выхваченный из жизни людей момент, когда фотограф решил нажать на кнопку… и т.д. и т.п. Объективной фотографии в природе в принципе не существует. Любая фотография субъективна и в той или иной мере выражает отношение фотографа к происходящему, несет в себе пусть скрытую, но оценку…




3. Постановка – недопустима. 

Помню, была забавная ситуация на озере Инле, в Бирме. На закате я заметил еще одного фотографа, который так же как и я плавал на лодке по озеру и наблюдал за рыбаками в поисках кадра. Увидев интересного мне рыбака, который сетью ловил рыбу, я подплыл поближе и через переводчика попросил его кинуть пару раз сеть в нужном мне направлении. Рыбак и так кидал сеть, но я не мог встать в нужно мне место, так чтобы не распугать рыбу и не мешать ему… Рыбак с радостью выполнил мою просьбу, я сделал несколько кадров на широкоугольник, и уже собрался плыть дальше, как к моей лодке подплыл второй фотограф с огромным телевиком, и обрушился на меня с гневной речью, что дескать я позорю фотографов, вмешиваюсь в жизнь местного населения, и снимать можно только издалека, незаметно наблюдая за жизнью людей, при этом оставаясь для них незаметными… Высказав все, фотограф уплыл. 

Мы с рыбаком остались стоять на своих лодках с разинутыми ртами… причем рыбак похоже был ошарашен так же, как и я, хотя он совсем не понимал английского… и не понял смысла претензий фотографа.

Все бы ничего, но с подобной точкой зрения в последнее время я сталкиваюсь все чаще и чаще… причем часто подобные утверждения звучат со страниц солидных изданий и на мастер-классах известных фотографов… И я вот задумался, может это я чего-то не понимаю, и я действительно неправ… и все мои фотографии совершенно неправильные… Как Вы думаете? Вы же когда снимаете, не допускаете подобных ошибок?

Я не смог найти у себя ни одной фотографии, в которой так или иначе не проскользнули бы следы хотя бы одного из этих трех преступлений против Фотографии...

P.S.
А если серьезно, что бы я хотел добавить… правила – это костыли, нужны тогда, когда внутри вас пустота и вы не знаете, куда и как идти… пока вы не умете совсем ходить, они, возможно, вам помогут… как ходунки младенцу… но как только вы хоть чуть-чуть пошли, выбрасывайте их и слушайте только свое сердце…




Возврат к списку