О фотографии
Как фотографировать незнакомых людей в путешестивях
Меня часто спрашивают о фотосъемке незнакомых людей в поездках. Хочу поделиться одним важным моментом. Очень часто тяжело преодолеть себя и вступить в контакт с незнакомым человеком. Пугает неизвестность ответной реакции, но самое главное, необходимость затратить энергию, без которой такой контакт не возможен. Не случайно, что людям открытым и добродушным общение с незнакомыми людьми дается легче, чем людям обидчивым с плохим характером. У них энергии намного больше. Но речь сейчас не об этом. Можно снимать, не вступая в контакт, можно просто ходить и смотреть со стороны. Но так ничего не получится. Просто потому, что вы ничего не узнаете о человеке. Он останется просто фигурой у вас в голове. Можно снять хорошую карточку, но другого человека там не будет, не будет его энергетики, только ваш взгляд на него. Для хорошей фотографии да и просто для получения информации о новом месте очень важен энергетический обмен с людьми, которых мы снимаем. Именно энергия несет информацию. А чтобы обмен пошел, нужно вывести человека из состояния покоя. Для этого нужно затратить собственные силы. А чтобы сделать это, порой нужно преодолеть себя.

Понятно, что подходить к людям всегда нужно только с теплыми чувствами и самым искреннем интересом и расположением. И конечно, мы не застрахованы от ситуаций, когда люди в ответ могут ответить пренебрежением или даже агрессией. Это тоже моменты познания окружающего мира, и это нормально. Но очень часто люди отвечают на позитивные чувства такими же позитивными, и в итоге общение приносит всем участникам массу новой энергии и позитивных эмоций. Ты еще долго потом идешь, улыбаешься и вспоминаешь порой вообщем-то мимолетную встречу, как что-то важное и очень доброе. И получаются живые и светлые фотографии.



Конечно, это не исключает необходимости композиции, света, сюжета и других составляющих хорошего кадра, но основу портрета составляют на мой взгляд именно эмоции, энергетика того человека, которого мы снимаем. Можно убрать из кадра все, оставив живые чувства — и кадр будет живым. Можно сделать гениальный кадр с точки зрения света, композиции и пр., но убрать энергию, чувства — и он будет мертвым. Красивым, но мертвым.

Так вот возвращаясь к самому началу. Бывает очень сложно подойти, улыбнуться, заговорить, обратить на себя внимание. И ты проходишь мимо. А потом жалеешь о том, что не сделал, оправдывая себя, что ты не хотел мешать другому, что был плохой свет и кадр все равно бы не получился и т. д. Да, может быть и не получился бы. Может быть и время не удачное, и человек не станет с тобой общаться. Но по крайней мере ты никогда не будешь жалеть о том, что не попробовал, и о том, что могло бы получится, преодолей ты себя тогда...

Поэтому я бы сказал, что для портерной фотографии самое главное — умение подходить к незнакомым людям. А чтобы это было не так мучительно, нужно чтобы внутри было много искреннего добродушия и любви к людям. Тогда этот процесс из мучительного превращается в радостный и очень увлекательный...
Кино и фотография
Когда режиссер снимает фильм, у него есть время. Кадры... сменяют один другой. Получается история, растянутая во времени. У поэта, писателя тоже есть время... Слова, строчки, страницы... Столько сколько нужно. Смысл... проще располагать по горизонтали, подготавливая и подводя к нему зрителя, читателя, собеседника и соучастника... У фотографа и художника нет такой возможности. Он либо идет вглубь, спрессовывая в одном кадре множество смыслов, прессуя время, начало и конец. Либо вырывает один кадр, одну страницу из фильма или книги. Вот это и есть критерий, отличающий фотографию — степень спрессованyого смысла-чувства. Глубина. То, что отличает Фотографию, как самостоятельный жанр, от фотографии, как случайного кадра из какого-то чужого фильма... Говорят, фильмы и тексты сложнее фотографии. Ерунда. Намного проще. И для высказывания и для понимания. В кино из фотографии уходят в том числе и тогда, когда есть потребность в глубине, но вложить её в один кадр намного сложнее, чем в сотни и тысячи. И тогда, когда есть потребность в понимании. Считывать смыслы по горизонтали проще, чем смотреть в глубину. Особенно, когда нам и остановиться-то порой бывает сложно.



Но... и хорошее кино всегда трехмерно. И каждый кадр так же стремится к глубине. А как вложить трехмерность в в наше произведение? Нужно стараться... Спрессовав время и выразив его через чувство. Сложно? Для понимания. Но для человека, который научился познавать мир чувствами, элементарно просто.
Когда фотография лечит
Иногда считают, что болезни и неприятности – это наказание, данное людям за неправильные поступки. Я так не думаю. Болезни и неприятности – это помощь на пути развития. Это то, что помогает нам пересмотреть нашу жизнь и наши ценности, если мы идем не верным путем, если мы слишком увлеклись сиюминутными задачами и забыли о том, что действительно важно в жизни каждого человека. Наверно поэтому, сколько бы мы не учились лечить болезни и изобретать новые лекарства, больных людей меньше не становится.

Почти всегда любые серьезные проблемы сопряжены с неправильным мировоззрением и как следствие не совсем правильным эмоциональным фоном, который сопровождает события в жизни человека. Другими словами состояние человека видно по тому, как он в глубине своей души реагирует на те или иные события в жизни. Как относится к себе и к окружающему его миру. Когда негативных реакций накапливается очень много, они перестают подчиняться сознанию, воли человека, и начинают жить самостоятельно. Человек теряет гармонию, становится несчастливым и зависимым. Вообще – зависимость еще один показатель душевного здоровья или нездоровья человека. Если счастье человека зависит от каких-то внешних ситуаций или событий, это тоже говорит о проблемах. Возможно будущих.


Именно поэтому пытаться лечить болезни не меняя мировоззрение, которое и лежит в основе наших чувств и эмоций, не меняя свои чувства и реакции, бесполезно. Можно вылечить одну болезнь, но нерешенная проблема уйдет в другое место, может проявиться как неприятности с близкими или проблемы в судьбе и т.д. А можно передать проблемы детям и внукам.

Чем здесь может помочь фотография? Все очень просто. В каждом человеке, сколько бы внешне не было проблем, внутри всегда есть живая душа и свет. Просто часто люди забывают о душе, и она проявляется в человеке все меньше и меньше. И увидеть этот свет – главная задача фотографа –портретиста. Увидеть в любом человеке, кто бы перед нами не сидел – монахиня или серийный убийца. В монахине увидеть свет проще – он на поверхности. В других людях – сложнее. Но именно этот свет, именно душа –  это и есть самое настоящее в человеке, а все остальное, что на поверхности – это временное и наносное. Увидеть и показать человеку. А человек,  глядя на такой портрет, если он ему понравился, будет вольно и невольно ориентироваться на свет, на душу. И душа будет оживать, а вместе с этим проблемы и болезни, которые раньше подталкивали к этому пути, станут ненужными. И работает это безотказно. Есть только одно условие. Человек должен сам всей душой захотеть измениться к лучшему, захотеть не просто избавиться от проблем, но стать таким, чтобы они стали не нужны. Потому что на настоящее счастье не могут повлиять ни болезни, ни проблемы. А к чему мы все стремимся в нашей жизни, если не к счастью.



Повторяя еще раз вышесказанное другими словами, можно сказать, что фотография может лечить душу человека. А залог избавления от любых болезний и проблем – это живая, любящая душа. 

Но лечебной фотография может быть не только для того человека, которого мы фотографируем, но и для самого фотографа, если он тянется к свету и к любви. Если учится видеть душу в других, тем самым открывая её и в себе. Это процесс двусторонний и одно без другого редко возможно. И даже если на внешнем плане нет быстрых и видимых изменений, ничто, делаемое для нашей души, не проходит бесследно и рано или поздно даст свои результаты. А вступивший на этот путь человек, по какую бы сторону объектива он не находился, в любом случае будет счастливым. Потому что путь к любви в нашей душе это уже огромное счастье.
Фотография — есть результат взаимодействия окружающей реальности и внутренней способности фотографа к восприятию этой реальности. Главная же проблема, с которой нужно справиться фотографу — повышенная активность сознания, которая как рябь на воде, искажает все, что в этой воде отразится, и дает искаженную картинку. Сознание связно с личностью человека и его интересами. Если они во время съемки очень активны, человек не может воспринимать окружающий мир таким как он есть, а воспринимает его исключительно в контексте своих личных интересов, что делает взгляд зашоренным, а фотографии однобокими и плоскими. Чтобы понять что-то во вне себя во всей его полноте, нужно хотя бы на время забыть о себе. А с активным сознанием это не возможно.


Приведу пример. Мы вставляем бумагу в принтер и печатаем изображение. Но если бумага будет измята, то сгибы не запечатаются краской и изображение будет искаженным, бракованным. Так же и человек, чтобы воспринимать окружающий его мир во всей полноте, должен быть подобен ровному листу бумаги. А для этого сознание должно быть совершенно спокойно. Иначе мы будем подобны мятому листу бумаги... И фотографии у нас будут такими же...

Справедливо это, конечно, не только для фотографов, но и для любого человека, который хочет воспринимать мир во всей его полноте, видеть не отрывки событий, а целостный мир, понимать взаимосвязь происходящих вокруг событий...
Присутствовал при споре известного фотографа и психиатра. Фотограф говорил, что съемка бомжей, наркоманов и пр. проблемных людей любого вида ему давно не интересна, снимать стоит людей гармоничных и любящих, а психиатр говорил, что это не правильно. И даже довод привел — что к примеру бомжи — очень сильные люди, они могут выжить в таких условиях, в каких обычный человек и не выживет...

Я на тот момент был готов согласиться с психиатром, а через некоторое время я встал на сторону фотографа.


А потом мне подарили книжку девочки-фотографа, которая провела пару дней в семье наркоманов, и наснимала всяких ужасов. Потом наткнулся на проект про сообщество садомазохистов и т. д. И тому подобное... И сейчас таких проектов море...

Нужны ли они? Возможно... Страшные и необычные для обычных людей вещи хорошо привлекают внимание, их публикуют, люди смотрят, обсуждают, спорят... А по сути? Они ничего не меняют в нашей жизни. Проблем меньше не становится.

Сильнее ли наркоманы и пр. люди? Нет. Психиатр просто хотел подколоть фотографа. Это больные люди. Люди, которые ошиблись по каким-то причинам и пошли не туда. И в итоге оказались в трудной ситуации. Никто не становится проблемным просто так. На все есть причина. Где был этот неверный поворот? Но говорить о причинах не принято. Сложно и не удобно. Если их много — можно говорить о болезни общества. Ставить диагноз обществу — задача ли это фотографа? Возможно. Но это и не диагноз. Если мы говорим, что болит зуб, мы не ставим диагноз, а просто констатируем факт. А то, что причиной боли может быть все что угодно, мы не задумываемся...

Почему стоит снимать и показывать людей успешных? Потому что в них есть гармония и они выбрали правильный путь. Конечно, под успехом я понимаю настоящий успех — умение любить и сострадать, жертвовать и чувствовать, заботиться о близких, жить душой. Всегда лучше показать куда нужно идти, чем куда идти не нужно. Копаясь в грязи мы не станем чище, сколько не развози грязь по полу, он чище не станет, пока мы не возьмем несколько ведер чистой воды и не выльем на пол... Только обращение к свету может помочь справиться с проблемами.

В тибетской медицине есть такой способ лечения. Пациента помещают в компанию очень позитивных светлых людей и он поправляется. В тоже время компания людей мрачных со смещенными ориентирами может сильно повредить человеку. Люди понимали это много веков назад. Так может если прикладывать усилия, то к тому, чтобы создать вокруг нас хорошую компанию. И мир постепенно будет меняться к лучшему?! :)

Или все-таки про наркоманов, бомжей, убийц и садомазохистов интереснее? :)
Фотография умирает тогда...
Фотография умирает тогда, когда у фотографа в плане съемки исчезает пункт Чудо. Когда весь процесс четко выверен, хорошо известен и продуман до каждого пикселя. Это иногда еще называют профессионализмом... И в этом плане быть любителем намного лучше. Хотя бы потому, что любитель от слова Любить. А это для живой фотографии намного важнее...
1. Фотография не может быть целью. Это всегда средство, от которого можно отказаться или заменить другим. Это важно.
2. Если фотография не является целью, то что цель? Нужно определиться с целью хотя бы потому, что именно цель определяет средство. А значит и нашу фотографию. Хорошо, когда цель в фотографии не противоречит смыслу жизни, а является ее частью.
3. Средств для достижения цели, как и фотографий, может быть очень много. В отличие от цели.
4. Давайте попробуем придумать, чем мы можем заменить фотографию в достижении наших целей. Это развяжет нам руки и сделает нашу фотографию легкой. Мы не будем зависеть от нее. И излишне отвлекаться на технические моменты.
5. Если мы говорим о фотографии человека, то в первую очередь нам нужно понимать, что такое человек. Я бы выделил несколько уровней.

Внешность, черты лица, одежда, прическа, макияж — внешний слой. Важен, если определяет культуру, религию человека, принадлежность к определенной группе. Например, стриженные волосы и оранжевые одежды буддийских монахов. В то же время нужно понимать, что я могу постричь волосы и надеть оранжевые одежды, и тогда эта одежда ничего не будет говорить обо мне.

Человек, это определенный характер, привычки, поведение и реакции на окружающий мир. Это уже больше говорит о конкретном человеке.

Человек — это определенная карма. Светлая или проблемная. Карма, связанная одновременно и с родителями и с прошлыми жизнями. Именно поэтому даже в маленьком ребенке можно порой увидеть определенную предначертанность и судьбу. Бывает легкую, бывает непростую или даже трагическую. Что впрочем не значит, что ее нельзя изменить.

Любой человек на глубинном плане — всегда является частью различных групп, в которые он входит. Они тоже имеют свою карму, свою энергетику, свои особенности. Это могут быть объединения по национальному признаку, религиозному, территориальному и пр. Скажем, японцы и американцы очень разные. Но эта разность не столько внешняя, сколько внутренняя. Они по-разному ведут себя в разных ситуациях. По-разному чувствуют. Если японцам больше свойственно коллективное мышление, единство, то американцы — больше индивидуалисты. Для американца собственная жизнь почти всегда будет на первом месте, а для японца есть более важные вещи. Поэтому в Америке в принце не возможно существование, скажем, харакири — ритуального самоубийства. Почти не встречается добровольный уход в отставку и т. д.

Еще дальше — глубинные чувства и глубинные эмоции человека. Именно они определяют его характер, карму, судьбу и пр. Проявляются они в том, как себя человек ощущает в мире. Как эмоционально реагируют в разных ситуациях. Способен ли он выдержать боль потери. Как поведет себя в критической ситуации. Работая с этим уровнем, мы работаем с одним из самых глубинных уровней человека. Портрет, который отражает глубинные чувства, может рассказать о человеке все: его судьбу, характер, судьбу его детей и внуков. Показать как светлые, так и проблемные стороны личности.

Последний уровень. В котором все индивидуальные особенности человека уходят на второй план. Если мы принимаем божественную природу человека, то мы не можем отказать в божественном начале, которое есть в любом живом существе. В моем понимании Бог проявляется в человеке через чувство Любви. Через это же чувство происходит и познание Бога. Если мы это понимаем, то мы так же понимаем, что Любовь есть в каждом человеке. Даже не говоря слово Бог, не сложно допустить, наличие Любви, как некоего объединяющего чувства, которое свойственно всем людям. Увидеть и раскрыть в человеке это чувство, по моему субъективному мнению, и есть главная задача фотографа.

В чем ценность раскрытия любви в портрете человека? Очень просто. Все предыдущие уровни позволяют рассказать что-то о человеке, как ему самому так и зрителям. Кто-то может сделать определённые выводы. Но только последний вариант поможет меняться самому человеку и людям, которые видят фотографию. Без мыслей. На уровне чувств. Если человек видит свет на своем портрете, и он ему нравится, он подсознательно будет стараться ему соответствовать. Будет стараться, чтобы света и Любви в нем и его жизни становилось больше. Будет стремиться к Любви. И чем больше в нем будет Любви, тем быстрее его жизнь будет меняться к лучшему. А значит такая фотография может менять к лучшему как жизнь конкретного человека, так и весь мир, в котором мы живем.

Что нужно, чтобы снимать на таком уровне.

1. Чувствовать человека. Научиться воспринимать мир и людей чувствами, притормаживая сознание. Это важно.
2. Контактировать с человеком на уровне чувств. Взаимодействовать. Важно, чтобы человек проявлял свои чувства.
3. Чувствовать Любовь и единство с тем, кого снимаешь. Быть свободным от других чувств. Если в нас много агрессии и она есть в том, кого мы снимаем, то проявится именно она. А если в нас много Любви, то и человек ответит нам тем же. А поскольку Любовь есть во всех без исключения, даже если она где-то далеко и порой забыта. То увидеть ее мы сможем в любом человеке.

А дальше нужно просто снимать, и со временем обязательно будет получаться. Не сразу, не всегда, обязательно будут провалы и неудачи, и это нормально. Это, как мне кажется, и есть трудный, но безумно интересный путь настоящей человеческой фотографии.
Когда я начинал снимать, мне хотелось научиться делать красивые картинки. Потом я понял, что хорошая фотография должна быть эмоциональной, обращаться к чувствам человека… Сегодня я понимаю, что и просто эмоций мало… Жизнь диалектична, любое явление имеет две стороны, боль и страдание – с одной стороны плохо, с другой – без них нет развития и совершенствования человека… Исполнения желаний – вроде хорошо, но с другой стороны может быть очень опасным… В радости всегда проглядывает страдание и наоборот… А еще хорошая фотография может менять время, сжимая в одной точки прошлое и будущее, показывая одновременно причину и следствие…


Конечно, хорошо, если в фотографии есть хоть что-то из перечисленного выше, но в идеале нужно стремиться ко всем трем аспектам: обращаться к чувствам, воспринимать мир диалектично, одновременно видеть и показывать причину и следствие происходящего… Это безумно сложно, но кто сказал, что хорошая фотография – это легко? :) А красивые картинки… ну пусть тоже будут… :)

По-настоящему хороший фотограф всегда чувствует момент, когда на время нужно перестать быть фотографом, и остаться просто человеком.
Ни раз слышал такие слова. Плохой учитель учит технике. Хороший - жизни. А лучший учитель создает условия, в которых ученик может учиться сам...

Мне кажется, это правда.

1 2 3