О фотографии
Присутствовал при споре известного фотографа и психиатра. Фотограф говорил, что съемка бомжей, наркоманов и пр. проблемных людей любого вида ему давно не интересна, снимать стоит людей гармоничных и любящих, а психиатр говорил, что это не правильно. И даже довод привел — что к примеру бомжи — очень сильные люди, они могут выжить в таких условиях, в каких обычный человек и не выживет...

Я на тот момент был готов согласиться с психиатром, а через некоторое время я встал на сторону фотографа.


А потом мне подарили книжку девочки-фотографа, которая провела пару дней в семье наркоманов, и наснимала всяких ужасов. Потом наткнулся на проект про сообщество садомазохистов и т. д. И тому подобное... И сейчас таких проектов море...

Нужны ли они? Возможно... Страшные и необычные для обычных людей вещи хорошо привлекают внимание, их публикуют, люди смотрят, обсуждают, спорят... А по сути? Они ничего не меняют в нашей жизни. Проблем меньше не становится.

Сильнее ли наркоманы и пр. люди? Нет. Психиатр просто хотел подколоть фотографа. Это больные люди. Люди, которые ошиблись по каким-то причинам и пошли не туда. И в итоге оказались в трудной ситуации. Никто не становится проблемным просто так. На все есть причина. Где был этот неверный поворот? Но говорить о причинах не принято. Сложно и не удобно. Если их много — можно говорить о болезни общества. Ставить диагноз обществу — задача ли это фотографа? Возможно. Но это и не диагноз. Если мы говорим, что болит зуб, мы не ставим диагноз, а просто констатируем факт. А то, что причиной боли может быть все что угодно, мы не задумываемся...

Почему стоит снимать и показывать людей успешных? Потому что в них есть гармония и они выбрали правильный путь. Конечно, под успехом я понимаю настоящий успех — умение любить и сострадать, жертвовать и чувствовать, заботиться о близких, жить душой. Всегда лучше показать куда нужно идти, чем куда идти не нужно. Копаясь в грязи мы не станем чище, сколько не развози грязь по полу, он чище не станет, пока мы не возьмем несколько ведер чистой воды и не выльем на пол... Только обращение к свету может помочь справиться с проблемами.

В тибетской медицине есть такой способ лечения. Пациента помещают в компанию очень позитивных светлых людей и он поправляется. В тоже время компания людей мрачных со смещенными ориентирами может сильно повредить человеку. Люди понимали это много веков назад. Так может если прикладывать усилия, то к тому, чтобы создать вокруг нас хорошую компанию. И мир постепенно будет меняться к лучшему?! :)

Или все-таки про наркоманов, бомжей, убийц и садомазохистов интереснее? :)
Фотография умирает тогда...
Фотография умирает тогда, когда у фотографа в плане съемки исчезает пункт Чудо. Когда весь процесс четко выверен, хорошо известен и продуман до каждого пикселя. Это иногда еще называют профессионализмом... И в этом плане быть любителем намного лучше. Хотя бы потому, что любитель от слова Любить. А это для живой фотографии намного важнее...
1. Фотография не может быть целью. Это всегда средство, от которого можно отказаться или заменить другим. Это важно.
2. Если фотография не является целью, то что цель? Нужно определиться с целью хотя бы потому, что именно цель определяет средство. А значит и нашу фотографию. Хорошо, когда цель в фотографии не противоречит смыслу жизни, а является ее частью.
3. Средств для достижения цели, как и фотографий, может быть очень много. В отличие от цели.
4. Давайте попробуем придумать, чем мы можем заменить фотографию в достижении наших целей. Это развяжет нам руки и сделает нашу фотографию легкой. Мы не будем зависеть от нее. И излишне отвлекаться на технические моменты.
5. Если мы говорим о фотографии человека, то в первую очередь нам нужно понимать, что такое человек. Я бы выделил несколько уровней.

Внешность, черты лица, одежда, прическа, макияж — внешний слой. Важен, если определяет культуру, религию человека, принадлежность к определенной группе. Например, стриженные волосы и оранжевые одежды буддийских монахов. В то же время нужно понимать, что я могу постричь волосы и надеть оранжевые одежды, и тогда эта одежда ничего не будет говорить обо мне.

Человек, это определенный характер, привычки, поведение и реакции на окружающий мир. Это уже больше говорит о конкретном человеке.

Человек — это определенная карма. Светлая или проблемная. Карма, связанная одновременно и с родителями и с прошлыми жизнями. Именно поэтому даже в маленьком ребенке можно порой увидеть определенную предначертанность и судьбу. Бывает легкую, бывает непростую или даже трагическую. Что впрочем не значит, что ее нельзя изменить.

Любой человек на глубинном плане — всегда является частью различных групп, в которые он входит. Они тоже имеют свою карму, свою энергетику, свои особенности. Это могут быть объединения по национальному признаку, религиозному, территориальному и пр. Скажем, японцы и американцы очень разные. Но эта разность не столько внешняя, сколько внутренняя. Они по-разному ведут себя в разных ситуациях. По-разному чувствуют. Если японцам больше свойственно коллективное мышление, единство, то американцы — больше индивидуалисты. Для американца собственная жизнь почти всегда будет на первом месте, а для японца есть более важные вещи. Поэтому в Америке в принце не возможно существование, скажем, харакири — ритуального самоубийства. Почти не встречается добровольный уход в отставку и т. д.

Еще дальше — глубинные чувства и глубинные эмоции человека. Именно они определяют его характер, карму, судьбу и пр. Проявляются они в том, как себя человек ощущает в мире. Как эмоционально реагируют в разных ситуациях. Способен ли он выдержать боль потери. Как поведет себя в критической ситуации. Работая с этим уровнем, мы работаем с одним из самых глубинных уровней человека. Портрет, который отражает глубинные чувства, может рассказать о человеке все: его судьбу, характер, судьбу его детей и внуков. Показать как светлые, так и проблемные стороны личности.

Последний уровень. В котором все индивидуальные особенности человека уходят на второй план. Если мы принимаем божественную природу человека, то мы не можем отказать в божественном начале, которое есть в любом живом существе. В моем понимании Бог проявляется в человеке через чувство Любви. Через это же чувство происходит и познание Бога. Если мы это понимаем, то мы так же понимаем, что Любовь есть в каждом человеке. Даже не говоря слово Бог, не сложно допустить, наличие Любви, как некоего объединяющего чувства, которое свойственно всем людям. Увидеть и раскрыть в человеке это чувство, по моему субъективному мнению, и есть главная задача фотографа.

В чем ценность раскрытия любви в портрете человека? Очень просто. Все предыдущие уровни позволяют рассказать что-то о человеке, как ему самому так и зрителям. Кто-то может сделать определённые выводы. Но только последний вариант поможет меняться самому человеку и людям, которые видят фотографию. Без мыслей. На уровне чувств. Если человек видит свет на своем портрете, и он ему нравится, он подсознательно будет стараться ему соответствовать. Будет стараться, чтобы света и Любви в нем и его жизни становилось больше. Будет стремиться к Любви. И чем больше в нем будет Любви, тем быстрее его жизнь будет меняться к лучшему. А значит такая фотография может менять к лучшему как жизнь конкретного человека, так и весь мир, в котором мы живем.

Что нужно, чтобы снимать на таком уровне.

1. Чувствовать человека. Научиться воспринимать мир и людей чувствами, притормаживая сознание. Это важно.
2. Контактировать с человеком на уровне чувств. Взаимодействовать. Важно, чтобы человек проявлял свои чувства.
3. Чувствовать Любовь и единство с тем, кого снимаешь. Быть свободным от других чувств. Если в нас много агрессии и она есть в том, кого мы снимаем, то проявится именно она. А если в нас много Любви, то и человек ответит нам тем же. А поскольку Любовь есть во всех без исключения, даже если она где-то далеко и порой забыта. То увидеть ее мы сможем в любом человеке.

А дальше нужно просто снимать, и со временем обязательно будет получаться. Не сразу, не всегда, обязательно будут провалы и неудачи, и это нормально. Это, как мне кажется, и есть трудный, но безумно интересный путь настоящей человеческой фотографии.
Когда я начинал снимать, мне хотелось научиться делать красивые картинки. Потом я понял, что хорошая фотография должна быть эмоциональной, обращаться к чувствам человека… Сегодня я понимаю, что и просто эмоций мало… Жизнь диалектична, любое явление имеет две стороны, боль и страдание – с одной стороны плохо, с другой – без них нет развития и совершенствования человека… Исполнения желаний – вроде хорошо, но с другой стороны может быть очень опасным… В радости всегда проглядывает страдание и наоборот… А еще хорошая фотография может менять время, сжимая в одной точки прошлое и будущее, показывая одновременно причину и следствие…


Конечно, хорошо, если в фотографии есть хоть что-то из перечисленного выше, но в идеале нужно стремиться ко всем трем аспектам: обращаться к чувствам, воспринимать мир диалектично, одновременно видеть и показывать причину и следствие происходящего… Это безумно сложно, но кто сказал, что хорошая фотография – это легко? :) А красивые картинки… ну пусть тоже будут… :)

По-настоящему хороший фотограф всегда чувствует момент, когда на время нужно перестать быть фотографом, и остаться просто человеком.
Ни раз слышал такие слова. Плохой учитель учит технике. Хороший - жизни. А лучший учитель создает условия, в которых ученик может учиться сам...

Мне кажется, это правда.
Раньше я всегда думал, что любая фотография — субъективна. А рассуждать о том, что фотография может говорить правду — это абсурд. Фотография может выражать субъективную точку зрения отдельного фотографа, это да. Но ценность такой фотографии весьма относительная. Гораздо важнее для меня было то, что фотография может передавать чувства. Именно такой фотографией я всегда и занимался. Но не понимал до конца, что чувства и есть самое настоящее, что есть в нашей жизни (не путать с чувственностью и эмоциями). Точнее чувство Любви. И сегодня я понял, что ошибался, фотография все-таки может быть правдивой и настоящей.


Натолкнули меня на это слова Морихея Уэсибы, основателя Айкидо. Он говорил, что мир един, что все люди едины по своей сути, нужно это только почувствовать. А создается весь мир Богом, постичь которого можно только через Любовь. И его принцип Айкидо в том, чтобы человек почувствовал это единство, слился со Вселенной, стал ее частью, и тогда агрессия против него станет просто невозможна. Так устроен мир, что любая агрессия против Вселенной будет тут же наказана. Именно в этом секрет удивительной эффективности Айкидо. Именно так путь Айкидо превратился из пути воина в путь гармоничного человека.

Но фотография такое же искусство. И путь фотографа по сути ничем не отличается от путь мастера Айкидо или любого другого человека. Секрет настоящей и честной фотографии очень прост. Нужно почувствовать единство с тем человеком, которого мы снимаем. Мы не смотрим на него со стороны, через видоискатель камеры. Мы с ним одно целое. Мы и есть этот человек. И снимаем мы самого себя. Со всей любовью и пониманием, сочувствием и искренностью, которые мы только можем проявить. И только так может родиться правдивый кадр. Как видим, путь очень прост и сложен одновременно. А пока мы это мы, и снимаем истории про других людей, наша фотография будет всегда субъективной и поверхностной. Даже если она будет сверх техничной, правильной, эффектной и красивой.
Как Вы фотографируете незнакомых людей?
Вчера в ФБ задали вопрос о фотосъемке незнакомых людей: "Как вы это делаете? Как фотографируете людей? Всегда спрашиваете? Тогда каким образом?) Или есть снимки, где вы ведете съемку скрытно? Или не скрываете, но и не спрашиваете?.." На самом деле, этот вопрос мне задают постоянно. Поэтому я решил опубликовать свой ответ и здесь...


Итак, ответ.

По поводу вопроса все неоднозначно и зависит от того, что Вы хотите рассказать кадром. Если важен сюжет, в котором человек занимает не главное место, то наверно можно снимать и без общения. Например, рисовые поля, сельская жизнь, работающие в полях люди, пасущиеся коровы... и человек тут скорее часть пейзажа...

Мне же чаще интересны чувства человека, что творится у него внутри, а не снаружи… а это почти невозможно увидеть без общения, без визуального контакта… Нужно заглянуть в глаза человеку. Кроме того, именно в общении, пусть даже без слов, проявляются чувства человека. Пока человек чем-то занят, он может носить маску, быть погружен в себя, и только в общении человек может проявиться…

Тайком я никогда не снимаю, человек всегда видит, что я его фотографирую. Если он против и активно выражает свой протест, я никогда не буду снимать. Кроме того, часто если просто снимать человека, он даже глядя в объектив, опять наденет маску, может смущаться, в итоге получаются кадры, как на паспорт. И тут опять только общение, шутки, какое-то общее дело, еще что-то, в зависимости от ситуации, может помочь снять маску напряженности или смущения. Обязательно нужно дать проявиться тем чувствам, которые будут характеризовать этого человека, проявиться его настоящему…

Есть еще много факторов. Например для меня съемка это способ познания мира, а после того, как я составлю определенный образ определенного места, я в людях ищу то, что поможет выстроить и подтвердить сложившуюся картину, или ее опровергнуть… тогда нужно будет создавать новый образ. Со временем эти образы меняются…

Так же для меня важно не просто сделать портрет человека, а увидеть, как в частичке проявляются все законы устройства нашего мира… а они действительно проявляются в каждой мелочи… в каждом человеке… в каждой ситуации… Есть и еще такой аспект, как мое внутреннее состояние перед съемкой. Так как реакция человека во время съемки – это и реакция на меня, будет совсем неверная картинка, если я устал, раздражен, если у меня будет просто плохое настроение… в таком состоянии я стараюсь не снимать. А точнее наоборот, съемка это всегда повод привести себя в хорошее внутреннее состояние…

Есть еще одна ситуация, когда человек разговаривает с Богом, момент молитвы... тут главное не мешать... и конечно, если человек не хочет, не снимать... или близкие состояния, медитации, чтения священных текстов, выполнения каких-либо ритуалов..

И еще бы я один момент отметил, не зажимать процесс съемки жестким контролем, дать возможность проявиться... не знаю, как это правильно назвать... но часто самые интересные вещи проявляются именно тогда, когда мы их не планируем увидеть в кадре... дайте побольше выдержку, попробуйте снять что-то не глядя, пустите в кадр время, не нужно замораживать живое искусственной вспышкой... меньше думать во время съемки, и больше чувствовать... иногда, чтобы в фотографии проявилась жизнь, можно пожертвовать техничностью и четкостью картинки...

Все это и проще и сложнее, чем кажется на первый взгляд. Все зависит от человека, для кого-то это так же естественно, как дышать, а для другого даже наверно и не нужно… Но у меня как-то так… :)

Буду рад, если это кого-то натолкнет на какие-то мысли или подтолкнет к интересным экспериментам... :) Спасибо!
Идеальный процесс фотографирования сродни медитации над хлопком одной ладони...
Осталось почувствовать... и научиться так снимать...
Так же как процесс медитации над хлопком одной ладони лежит за гранью логики и понимания, так же и настоящая фотография лежит за гранью логики. А там где нет сознания и логики, там царствуют чувства...
Не фотограф
Я как-то никогда не считал себя фотографом. Но люди со временем все чаще стали ко мне так обращаться. Ну я и смирился. А вчера понял. Никакой я не фотограф. Долго подбирал подходящее моим исканиям название и остановился на термине Исследователь. Это ближе всего к тому, что я делаю. А все, что я делаю, это попытки понять жизнь, найти свой путь в жизни, разобраться, что хорошо, а что плохо, понять, как мировоззрение, характер, религия влияют на жизнь человека. За этим я и в Азию поехал. В конечном счете – найти Любовь в человеке. А фотография – это инструмент. Не больше и не меньше. Сознание – вещь очень ограниченная, а образы могут обращаться к чувствам. Чувства же всегда глубже и объемнее, чем мысли. Именно поэтому картинка мне ближе, чем слова. Но она всегда была и будет средством, и никогда целью. Поэтому никакой я не фотограф. Понял это, и как-то сразу стало легче… :)

1 2 3