О фотографии
1. Фотография не может быть целью. Это всегда средство, от которого можно отказаться или заменить другим. Это важно.
2. Если фотография не является целью, то что цель? Нужно определиться с целью хотя бы потому, что именно цель определяет средство. А значит и нашу фотографию. Хорошо, когда цель в фотографии не противоречит смыслу жизни, а является ее частью.
3. Средств для достижения цели, как и фотографий, может быть очень много. В отличие от цели.
4. Давайте попробуем придумать, чем мы можем заменить фотографию в достижении наших целей. Это развяжет нам руки и сделает нашу фотографию легкой. Мы не будем зависеть от нее. И излишне отвлекаться на технические моменты.
5. Если мы говорим о фотографии человека, то в первую очередь нам нужно понимать, что такое человек. Я бы выделил несколько уровней.

Внешность, черты лица, одежда, прическа, макияж — внешний слой. Важен, если определяет культуру, религию человека, принадлежность к определенной группе. Например, стриженные волосы и оранжевые одежды буддийских монахов. В то же время нужно понимать, что я могу постричь волосы и надеть оранжевые одежды, и тогда эта одежда ничего не будет говорить обо мне.

Человек, это определенный характер, привычки, поведение и реакции на окружающий мир. Это уже больше говорит о конкретном человеке.

Человек — это определенная карма. Светлая или проблемная. Карма, связанная одновременно и с родителями и с прошлыми жизнями. Именно поэтому даже в маленьком ребенке можно порой увидеть определенную предначертанность и судьбу. Бывает легкую, бывает непростую или даже трагическую. Что впрочем не значит, что ее нельзя изменить.

Любой человек на глубинном плане — всегда является частью различных групп, в которые он входит. Они тоже имеют свою карму, свою энергетику, свои особенности. Это могут быть объединения по национальному признаку, религиозному, территориальному и пр. Скажем, японцы и американцы очень разные. Но эта разность не столько внешняя, сколько внутренняя. Они по-разному ведут себя в разных ситуациях. По-разному чувствуют. Если японцам больше свойственно коллективное мышление, единство, то американцы — больше индивидуалисты. Для американца собственная жизнь почти всегда будет на первом месте, а для японца есть более важные вещи. Поэтому в Америке в принце не возможно существование, скажем, харакири — ритуального самоубийства. Почти не встречается добровольный уход в отставку и т. д.

Еще дальше — глубинные чувства и глубинные эмоции человека. Именно они определяют его характер, карму, судьбу и пр. Проявляются они в том, как себя человек ощущает в мире. Как эмоционально реагируют в разных ситуациях. Способен ли он выдержать боль потери. Как поведет себя в критической ситуации. Работая с этим уровнем, мы работаем с одним из самых глубинных уровней человека. Портрет, который отражает глубинные чувства, может рассказать о человеке все: его судьбу, характер, судьбу его детей и внуков. Показать как светлые, так и проблемные стороны личности.

Последний уровень. В котором все индивидуальные особенности человека уходят на второй план. Если мы принимаем божественную природу человека, то мы не можем отказать в божественном начале, которое есть в любом живом существе. В моем понимании Бог проявляется в человеке через чувство Любви. Через это же чувство происходит и познание Бога. Если мы это понимаем, то мы так же понимаем, что Любовь есть в каждом человеке. Даже не говоря слово Бог, не сложно допустить, наличие Любви, как некоего объединяющего чувства, которое свойственно всем людям. Увидеть и раскрыть в человеке это чувство, по моему субъективному мнению, и есть главная задача фотографа.

В чем ценность раскрытия любви в портрете человека? Очень просто. Все предыдущие уровни позволяют рассказать что-то о человеке, как ему самому так и зрителям. Кто-то может сделать определённые выводы. Но только последний вариант поможет меняться самому человеку и людям, которые видят фотографию. Без мыслей. На уровне чувств. Если человек видит свет на своем портрете, и он ему нравится, он подсознательно будет стараться ему соответствовать. Будет стараться, чтобы света и Любви в нем и его жизни становилось больше. Будет стремиться к Любви. И чем больше в нем будет Любви, тем быстрее его жизнь будет меняться к лучшему. А значит такая фотография может менять к лучшему как жизнь конкретного человека, так и весь мир, в котором мы живем.

Что нужно, чтобы снимать на таком уровне.

1. Чувствовать человека. Научиться воспринимать мир и людей чувствами, притормаживая сознание. Это важно.
2. Контактировать с человеком на уровне чувств. Взаимодействовать. Важно, чтобы человек проявлял свои чувства.
3. Чувствовать Любовь и единство с тем, кого снимаешь. Быть свободным от других чувств. Если в нас много агрессии и она есть в том, кого мы снимаем, то проявится именно она. А если в нас много Любви, то и человек ответит нам тем же. А поскольку Любовь есть во всех без исключения, даже если она где-то далеко и порой забыта. То увидеть ее мы сможем в любом человеке.

А дальше нужно просто снимать, и со временем обязательно будет получаться. Не сразу, не всегда, обязательно будут провалы и неудачи, и это нормально. Это, как мне кажется, и есть трудный, но безумно интересный путь настоящей человеческой фотографии.
Когда я начинал снимать, мне хотелось научиться делать красивые картинки. Потом я понял, что хорошая фотография должна быть эмоциональной, обращаться к чувствам человека… Сегодня я понимаю, что и просто эмоций мало… Жизнь диалектична, любое явление имеет две стороны, боль и страдание – с одной стороны плохо, с другой – без них нет развития и совершенствования человека… Исполнения желаний – вроде хорошо, но с другой стороны может быть очень опасным… В радости всегда проглядывает страдание и наоборот… А еще хорошая фотография может менять время, сжимая в одной точки прошлое и будущее, показывая одновременно причину и следствие…


Конечно, хорошо, если в фотографии есть хоть что-то из перечисленного выше, но в идеале нужно стремиться ко всем трем аспектам: обращаться к чувствам, воспринимать мир диалектично, одновременно видеть и показывать причину и следствие происходящего… Это безумно сложно, но кто сказал, что хорошая фотография – это легко? :) А красивые картинки… ну пусть тоже будут… :)

По-настоящему хороший фотограф всегда чувствует момент, когда на время нужно перестать быть фотографом, и остаться просто человеком.
Ни раз слышал такие слова. Плохой учитель учит технике. Хороший - жизни. А лучший учитель создает условия, в которых ученик может учиться сам...

Мне кажется, это правда.
Раньше я всегда думал, что любая фотография — субъективна. А рассуждать о том, что фотография может говорить правду — это абсурд. Фотография может выражать субъективную точку зрения отдельного фотографа, это да. Но ценность такой фотографии весьма относительная. Гораздо важнее для меня было то, что фотография может передавать чувства. Именно такой фотографией я всегда и занимался. Но не понимал до конца, что чувства и есть самое настоящее, что есть в нашей жизни (не путать с чувственностью и эмоциями). Точнее чувство Любви. И сегодня я понял, что ошибался, фотография все-таки может быть правдивой и настоящей.


Натолкнули меня на это слова Морихея Уэсибы, основателя Айкидо. Он говорил, что мир един, что все люди едины по своей сути, нужно это только почувствовать. А создается весь мир Богом, постичь которого можно только через Любовь. И его принцип Айкидо в том, чтобы человек почувствовал это единство, слился со Вселенной, стал ее частью, и тогда агрессия против него станет просто невозможна. Так устроен мир, что любая агрессия против Вселенной будет тут же наказана. Именно в этом секрет удивительной эффективности Айкидо. Именно так путь Айкидо превратился из пути воина в путь гармоничного человека.

Но фотография такое же искусство. И путь фотографа по сути ничем не отличается от путь мастера Айкидо или любого другого человека. Секрет настоящей и честной фотографии очень прост. Нужно почувствовать единство с тем человеком, которого мы снимаем. Мы не смотрим на него со стороны, через видоискатель камеры. Мы с ним одно целое. Мы и есть этот человек. И снимаем мы самого себя. Со всей любовью и пониманием, сочувствием и искренностью, которые мы только можем проявить. И только так может родиться правдивый кадр. Как видим, путь очень прост и сложен одновременно. А пока мы это мы, и снимаем истории про других людей, наша фотография будет всегда субъективной и поверхностной. Даже если она будет сверх техничной, правильной, эффектной и красивой.
Как Вы фотографируете незнакомых людей?
Вчера в ФБ задали вопрос о фотосъемке незнакомых людей: "Как вы это делаете? Как фотографируете людей? Всегда спрашиваете? Тогда каким образом?) Или есть снимки, где вы ведете съемку скрытно? Или не скрываете, но и не спрашиваете?.." На самом деле, этот вопрос мне задают постоянно. Поэтому я решил опубликовать свой ответ и здесь...


Итак, ответ.

По поводу вопроса все неоднозначно и зависит от того, что Вы хотите рассказать кадром. Если важен сюжет, в котором человек занимает не главное место, то наверно можно снимать и без общения. Например, рисовые поля, сельская жизнь, работающие в полях люди, пасущиеся коровы... и человек тут скорее часть пейзажа...

Мне же чаще интересны чувства человека, что творится у него внутри, а не снаружи… а это почти невозможно увидеть без общения, без визуального контакта… Нужно заглянуть в глаза человеку. Кроме того, именно в общении, пусть даже без слов, проявляются чувства человека. Пока человек чем-то занят, он может носить маску, быть погружен в себя, и только в общении человек может проявиться…

Тайком я никогда не снимаю, человек всегда видит, что я его фотографирую. Если он против и активно выражает свой протест, я никогда не буду снимать. Кроме того, часто если просто снимать человека, он даже глядя в объектив, опять наденет маску, может смущаться, в итоге получаются кадры, как на паспорт. И тут опять только общение, шутки, какое-то общее дело, еще что-то, в зависимости от ситуации, может помочь снять маску напряженности или смущения. Обязательно нужно дать проявиться тем чувствам, которые будут характеризовать этого человека, проявиться его настоящему…

Есть еще много факторов. Например для меня съемка это способ познания мира, а после того, как я составлю определенный образ определенного места, я в людях ищу то, что поможет выстроить и подтвердить сложившуюся картину, или ее опровергнуть… тогда нужно будет создавать новый образ. Со временем эти образы меняются…

Так же для меня важно не просто сделать портрет человека, а увидеть, как в частичке проявляются все законы устройства нашего мира… а они действительно проявляются в каждой мелочи… в каждом человеке… в каждой ситуации… Есть и еще такой аспект, как мое внутреннее состояние перед съемкой. Так как реакция человека во время съемки – это и реакция на меня, будет совсем неверная картинка, если я устал, раздражен, если у меня будет просто плохое настроение… в таком состоянии я стараюсь не снимать. А точнее наоборот, съемка это всегда повод привести себя в хорошее внутреннее состояние…

Есть еще одна ситуация, когда человек разговаривает с Богом, момент молитвы... тут главное не мешать... и конечно, если человек не хочет, не снимать... или близкие состояния, медитации, чтения священных текстов, выполнения каких-либо ритуалов..

И еще бы я один момент отметил, не зажимать процесс съемки жестким контролем, дать возможность проявиться... не знаю, как это правильно назвать... но часто самые интересные вещи проявляются именно тогда, когда мы их не планируем увидеть в кадре... дайте побольше выдержку, попробуйте снять что-то не глядя, пустите в кадр время, не нужно замораживать живое искусственной вспышкой... меньше думать во время съемки, и больше чувствовать... иногда, чтобы в фотографии проявилась жизнь, можно пожертвовать техничностью и четкостью картинки...

Все это и проще и сложнее, чем кажется на первый взгляд. Все зависит от человека, для кого-то это так же естественно, как дышать, а для другого даже наверно и не нужно… Но у меня как-то так… :)

Буду рад, если это кого-то натолкнет на какие-то мысли или подтолкнет к интересным экспериментам... :) Спасибо!
Идеальный процесс фотографирования сродни медитации над хлопком одной ладони...
Осталось почувствовать... и научиться так снимать...
Так же как процесс медитации над хлопком одной ладони лежит за гранью логики и понимания, так же и настоящая фотография лежит за гранью логики. А там где нет сознания и логики, там царствуют чувства...
Не фотограф
Я как-то никогда не считал себя фотографом. Но люди со временем все чаще стали ко мне так обращаться. Ну я и смирился. А вчера понял. Никакой я не фотограф. Долго подбирал подходящее моим исканиям название и остановился на термине Исследователь. Это ближе всего к тому, что я делаю. А все, что я делаю, это попытки понять жизнь, найти свой путь в жизни, разобраться, что хорошо, а что плохо, понять, как мировоззрение, характер, религия влияют на жизнь человека. За этим я и в Азию поехал. В конечном счете – найти Любовь в человеке. А фотография – это инструмент. Не больше и не меньше. Сознание – вещь очень ограниченная, а образы могут обращаться к чувствам. Чувства же всегда глубже и объемнее, чем мысли. Именно поэтому картинка мне ближе, чем слова. Но она всегда была и будет средством, и никогда целью. Поэтому никакой я не фотограф. Понял это, и как-то сразу стало легче… :)
Надоедает ли снимать людей?
Человек - это Душа... все остальное, производное. А Душу можно прочитать во взгляде... Наверно поэтому так интересно и с таким трепетом я ловлю взгляды разных людей. Говорят, сколько можно снимать чужих людей, надоедает... Не надоедает, если видеть в каждом человеке Душу...

А если смотреть глубже, то Душа у нас у всех общая... Так что в каком-то смысле, смотрим мы не в глаза чужого человека, а заглядываем в собственную Душу... А разве это может надоесть...
Вредные советы в фотографии и не только...
1. В фотографии должна четко читаться авторская оценка происходящего. Отношение автора, к происходящему в кадре.

На внешнем, самом поверхностном уровне мир действительно разделен на плюсы и минусы, на хорошо и плохо, на противоположные точки зрения. Но настоящее понимание любой ситуации начинается только тогда, когда объединены оба противоположенных взгляда. Только показав две противоположности сразу, можно говорить о целостном отображении и понимании чего-либо. Без этого любое изображение будет всегда поверхностным, сиюминутным, однобоким, и как следствие ложным.


Откуда тогда такой совет? Очень просто. Из коммерческой фотографии. Над серьезной работой нужно думать, она не понятна с первого взгляда и тем самым вызывает раздражение. Мы привыкли, что нам должны... Должны нас развлечь, должны заинтересовать, должно быть все просто и сразу понятно... А мы может быть соизволим взглянуть. По этому пути идут все масмедиа, потакая лени зрителя... Но любая работа, которая ясна, понятна, привлекает внимание и однозначно выражает какое-то определенное мнение автора, всегда останется сиюминутной пустышкой...

Как этого избежать? А секрет тут очень простой, в фотографии должна быть любовь, взгляд на происходящее через призму любви. Только она может объединить противоположности, и показать истинную и цельную картину происходящего.
Ну и еще нужно решить для себя, что мне важнее, лайки и публикации, или глубина и содержание работы. В современном мире эти понятия почти никогда не ходят рядом. Но по-настоящему глубокая работа тоже всегда найдет своего благодарного зрителя, просто он никогда не будет массовым. Но куда более благодарным.

Говорить все это только о фотографии, наверно, не имело бы большого смысла. Но все это в полной мере относится ко всей нашей жизни...

О фотографии

2. Нужно знать правила и строго им следовать.

Правил в фотографии не просто много, а очень много. Композиция, золотое сечение, правило 2/3, ровный горизонт, чтобы за головой ни дерева, ни травинки, объекты на переднем плане всегда должны быть резкими, пересветы и провалы в тенях — ни-ни, смотреть в объектив нельзя, так как фотограф должен быть невидим в кадре, модель должна смотреть в камеру, так как должен быть визуальный контакт с фотографом и зрителем...

Правил не просто много, они порой просто взаимоисключают друг-друга...

В попытке проанализировать или сделать хорошую фотографию нам предлагают разложить кадр на множество составных частей, строга следя за правильностью каждого компонента. В итоге мы теряем цельную живую фотографию и получаем... правильную, качественную, но мертвую расчлененку. А еще опаснее, что мы теряем способность видеть работу в целом.

Это процесс напоминает мне поиск любимого человека по набору параметров. Ушки маленькие, носик чуть вздернутый веснушчатый, глаза голубые, ресницы черные, лицо чуть вытянутое, волосы светлые... Давайте соберем франкенштейна... Согласитесь, абсурдно. Ведь всем известно, что человек с неправильными чертами лицам может быть самым красивым и самым желанным на свете... А внешне правильное лицо может принадлежать унылому и пустому человеку... А почему? Потому что в жизни мы воспринимаем не внешность, а содержание... Внешность важна первые несколько секунд, не более... Поэтому наверно так много внешне красивых, но пустых по сути картинок, которые зрители просматривают в течение 2-3 секунд и тут же забывают...

Есть очень хороший пример, с которым многие не согласятся, но который для меня является очень важным. Иконопись. Одно из древнейших направлений в визуальном искусстве. Канонический сюжет, минимальные возможности для самовыражения художника... И однако... писать иконы могут единицы. Какие требования к мастерам? Знать правила, уметь хорошо рисовать? Нет, это не главное. Главное — это внутреннее состояние мастера. Прежде, чем начать писать иконы, нужно долго поститься, отказаться от многих мирских радостей, молиться... И... внутреннее состояние художника передается иконе... А через нее и верующим... Это важно. А потом уже на нее наслаивается энергетика тех людей, которые приходят к ней в церкви. А сюжет — он неизменен и в данном случае даже вторичен.

Помню, был в одном храме. Там работали молодые художники. Они реставрировали старые иконы, которые оказались в ужасающем состоянии. При этом меня поразило, что играл приемник, а сами художники спорили, ругались и что-то громко обсуждали... Спустя два месяца я опять приехал в этот храм. Идеально красиво. Ярко. Как матрешки на Арбате. Но мертво. Ощущения храма нет и в помине. Они сделали внешне яркую картинку, но своим состоянием убили содержание своих работ.

Другой пример. Мы все стремимся увидеть оригинальные работы художников, ездим в музеи и галереи, хотя казалось бы все репродукции можно посмотреть в интернете на экране компьютера. Ан нет. А объяснение очень простое. Материальная работа, написанная рукой мастера, передает гораздо большое информации, чем ее электронная копия. Это то, что нельзя анализировать сознанием, что воспринимается подсознательно, чувствами. Ведь композицию и прочие вещи можно увидеть и в копии, и только оригинал передает нечто, скрытое от сознания — душу работы. И именно это невидимое — и оказывается самым главным.

Передавать чувства может любое изображение... И фотография не исключение. И не секрет, что есть много вещей, которые не умещаются в тесные рамки правил. На каждое правило всегда есть потрясающие работы, которые их грубо нарушают. Увлечение правильностью построения фотографии — очень большая опасность, которая может привести в мир деталей, которые по большому счету не так уж и важны. Ведь любые правила идут от головы, от сознания, а снимать и видеть изображения нужно стараться сердцем, душой. А тут уже работают совсем другие вещи... Вот только объяснить их и измерить бывает ох как сложно. Поэтому большинство знатоков фотографии предпочитают делать вид, что их просто не существует. Скажем, как современная медицина отрицает существование души и ее влияние на тело, ведь как можно признать то, что нельзя измерить привычными методами...

Я не хочу сказать, что правила и законы фотографии полная ерунда и они никогда не работают. Конечно, работают. Но это костыли, которые могут помочь передвигаться, но никогда не позволят бегать и уж тем более летать...

О фотографии

3. Фотографии можно научиться...

Можно научиться делать технически грамотные картинки. Можно научиться подражать мастеру. Можно научиться и фотографии, но этому учат очень редко и только единицы. Возможно, дело в том, что мы просто не готовы. Ведь настоящий учитель приходит только тогда, когда ученик готов... А когда мы готовы, нашими учителями становится сама жизнь...

Хороший учитель не будет учить фотографии, он будет учить жизни. А фотографии... постольку — поскольку это тоже часть нашей жизни.

Лучшее, чему может научить хороший учитель - это искусству сомневаться... Все остальное стоит подвергнуть сомнению...

Мы привыкли, что учитель должен что-то рассказать и что-то объяснить. Иначе какой же это учитель, если он не может сказать, что хорошо, а что плохо... Вот учителя и начинают судить. А потом и сами начинают верить в то, что говорят своим студентам. Ведь что-то делать и не верить безумно сложно...

И если все-таки учитель вам очень нужен, выбирайте сердцем и только по фотографиям. Возьмите 5-10 работ учителя, забудьте, что он имеет какие-то звания и заслуги, забудьте, что говорят о его работах люди... Посмотрите на фотографии и честно скажите себе, они вас действительно трогают? Если да, то стоит попробовать... Если сомневаетесь, то не стоит. Когда будете готовы, учитель обязательно придет сам...

Это, как обычно, относится не только к фотографии...



1 2 3