Вредные советы в фотографии и не только...

Вредные советы в фотографии и не только...

1. В фотографии должна четко читаться авторская оценка происходящего. Отношение автора, к происходящему в кадре.

На внешнем, самом поверхностном уровне мир действительно разделен на плюсы и минусы, на хорошо и плохо, на противоположные точки зрения. Но настоящее понимание любой ситуации начинается только тогда, когда объединены оба противоположенных взгляда. Только показав две противоположности сразу, можно говорить о целостном отображении и понимании чего-либо. Без этого любое изображение будет всегда поверхностным, сиюминутным, однобоким, и как следствие ложным.



Откуда тогда такой совет? Очень просто. Из коммерческой фотографии. Над серьезной работой нужно думать, она не понятна с первого взгляда и тем самым вызывает раздражение. Мы привыкли, что нам должны... Должны нас развлечь, должны заинтересовать, должно быть все просто и сразу понятно... А мы может быть соизволим взглянуть. По этому пути идут все масмедиа, потакая лени зрителя... Но любая работа, которая ясна, понятна, привлекает внимание и однозначно выражает какое-то определенное мнение автора, всегда останется сиюминутной пустышкой...

Как этого избежать? А секрет тут очень простой, в фотографии должна быть любовь, взгляд на происходящее через призму любви. Только она может объединить противоположности, и показать истинную и цельную картину происходящего.
Ну и еще нужно решить для себя, что мне важнее, лайки и публикации, или глубина и содержание работы. В современном мире эти понятия почти никогда не ходят рядом. Но по-настоящему глубокая работа тоже всегда найдет своего благодарного зрителя, просто он никогда не будет массовым. Но куда более благодарным.

Говорить все это только о фотографии, наверно, не имело бы большого смысла. Но все это в полной мере относится ко всей нашей жизни...

О фотографии

2. Нужно знать правила и строго им следовать.

Правил в фотографии не просто много, а очень много. Композиция, золотое сечение, правило 2/3, ровный горизонт, чтобы за головой ни дерева, ни травинки, объекты на переднем плане всегда должны быть резкими, пересветы и провалы в тенях — ни-ни, смотреть в объектив нельзя, так как фотограф должен быть невидим в кадре, модель должна смотреть в камеру, так как должен быть визуальный контакт с фотографом и зрителем...

Правил не просто много, они порой просто взаимоисключают друг-друга...

В попытке проанализировать или сделать хорошую фотографию нам предлагают разложить кадр на множество составных частей, строга следя за правильностью каждого компонента. В итоге мы теряем цельную живую фотографию и получаем... правильную, качественную, но мертвую расчлененку. А еще опаснее, что мы теряем способность видеть работу в целом.

Это процесс напоминает мне поиск любимого человека по набору параметров. Ушки маленькие, носик чуть вздернутый веснушчатый, глаза голубые, ресницы черные, лицо чуть вытянутое, волосы светлые... Давайте соберем франкенштейна... Согласитесь, абсурдно. Ведь всем известно, что человек с неправильными чертами лицам может быть самым красивым и самым желанным на свете... А внешне правильное лицо может принадлежать унылому и пустому человеку... А почему? Потому что в жизни мы воспринимаем не внешность, а содержание... Внешность важна первые несколько секунд, не более... Поэтому наверно так много внешне красивых, но пустых по сути картинок, которые зрители просматривают в течение 2-3 секунд и тут же забывают...

Есть очень хороший пример, с которым многие не согласятся, но который для меня является очень важным. Иконопись. Одно из древнейших направлений в визуальном искусстве. Канонический сюжет, минимальные возможности для самовыражения художника... И однако... писать иконы могут единицы. Какие требования к мастерам? Знать правила, уметь хорошо рисовать? Нет, это не главное. Главное — это внутреннее состояние мастера. Прежде, чем начать писать иконы, нужно долго поститься, отказаться от многих мирских радостей, молиться... И... внутреннее состояние художника передается иконе... А через нее и верующим... Это важно. А потом уже на нее наслаивается энергетика тех людей, которые приходят к ней в церкви. А сюжет — он неизменен и в данном случае даже вторичен.

Помню, был в одном храме. Там работали молодые художники. Они реставрировали старые иконы, которые оказались в ужасающем состоянии. При этом меня поразило, что играл приемник, а сами художники спорили, ругались и что-то громко обсуждали... Спустя два месяца я опять приехал в этот храм. Идеально красиво. Ярко. Как матрешки на Арбате. Но мертво. Ощущения храма нет и в помине. Они сделали внешне яркую картинку, но своим состоянием убили содержание своих работ.

Другой пример. Мы все стремимся увидеть оригинальные работы художников, ездим в музеи и галереи, хотя казалось бы все репродукции можно посмотреть в интернете на экране компьютера. Ан нет. А объяснение очень простое. Материальная работа, написанная рукой мастера, передает гораздо большое информации, чем ее электронная копия. Это то, что нельзя анализировать сознанием, что воспринимается подсознательно, чувствами. Ведь композицию и прочие вещи можно увидеть и в копии, и только оригинал передает нечто, скрытое от сознания — душу работы. И именно это невидимое — и оказывается самым главным.

Передавать чувства может любое изображение... И фотография не исключение. И не секрет, что есть много вещей, которые не умещаются в тесные рамки правил. На каждое правило всегда есть потрясающие работы, которые их грубо нарушают. Увлечение правильностью построения фотографии — очень большая опасность, которая может привести в мир деталей, которые по большому счету не так уж и важны. Ведь любые правила идут от головы, от сознания, а снимать и видеть изображения нужно стараться сердцем, душой. А тут уже работают совсем другие вещи... Вот только объяснить их и измерить бывает ох как сложно. Поэтому большинство знатоков фотографии предпочитают делать вид, что их просто не существует. Скажем, как современная медицина отрицает существование души и ее влияние на тело, ведь как можно признать то, что нельзя измерить привычными методами...

Я не хочу сказать, что правила и законы фотографии полная ерунда и они никогда не работают. Конечно, работают. Но это костыли, которые могут помочь передвигаться, но никогда не позволят бегать и уж тем более летать...

О фотографии

3. Фотографии можно научиться...

Можно научиться делать технически грамотные картинки. Можно научиться подражать мастеру. Можно научиться и фотографии, но этому учат очень редко и только единицы. Возможно, дело в том, что мы просто не готовы. Ведь настоящий учитель приходит только тогда, когда ученик готов... А когда мы готовы, нашими учителями становится сама жизнь...

Хороший учитель не будет учить фотографии, он будет учить жизни. А фотографии... постольку — поскольку это тоже часть нашей жизни.

Лучшее, чему может научить хороший учитель - это искусству сомневаться... Все остальное стоит подвергнуть сомнению...

Мы привыкли, что учитель должен что-то рассказать и что-то объяснить. Иначе какой же это учитель, если он не может сказать, что хорошо, а что плохо... Вот учителя и начинают судить. А потом и сами начинают верить в то, что говорят своим студентам. Ведь что-то делать и не верить безумно сложно...

И если все-таки учитель вам очень нужен, выбирайте сердцем и только по фотографиям. Возьмите 5-10 работ учителя, забудьте, что он имеет какие-то звания и заслуги, забудьте, что говорят о его работах люди... Посмотрите на фотографии и честно скажите себе, они вас действительно трогают? Если да, то стоит попробовать... Если сомневаетесь, то не стоит. Когда будете готовы, учитель обязательно придет сам...

Это, как обычно, относится не только к фотографии...



Возврат к списку