Возрождение...
Проект опубликован в журнале Кавказ Аир в октябре 2023г. Смотреть публикацию.
Сегодня практически невозможно представить вид России без куполов церквей и шпилей колоколен, возвышающихся практически над каждым даже небольшим селом, не говоря уже о крупных городах. Стоит взять в руки камеру и поехать снимать в одну из двух столиц или в глухую провинцию, и неизбежно на фотографиях мы увидим храмы. Привычными для нас стали службы, особенно по праздникам, когда горожане ручейками стекаются к ближайшей церкви. Бабушки, следящие за порядком и продающие свечки, красивый хор голосов на клиросе и батюшка, читающий проповедь после службы. Но многие ли знают и задумываются, что стоит за этой красивой картинкой, особенно в маленьких провинциальных городках. Я тоже не знал, пока не разговорился с сыном одного сельского священника. После этого разговора взгляд на многие вещи изменился кардинально.
В России церковь была в каждом селе. Туда стекались и жители соседних деревень. Это сейчас в храмы ходит совсем немного народу, а раньше вокруг храмов была сосредоточена жизнь. И каждый такой храм — это и место духовной силы, и памятник архитектуры — произведение искусства, часто с уникальными фресками. Потом был долгий период советской власти, которая предложила народу собственную религию. В Христианской церкви власть видела своих конкурентов и уничтожала храмы, как символ другой веры, со всей жестокостью и варварством, на которые была способна. Где-то храмы просто разрушались, где-то прагматизм взял верх: в них размещались клубы, склады, архивы. Фрески закрашивались или сбивались, кресты и купола уничтожали.
Вектор власти давно сменился. Храмы переданы Церкви. Большинство находятся под защитой государства, как памятники архитектуры. Появляется все больше священников, храмы оживают, в них идут службы, на которые опять, как много лет назад, приходят люди. Но что не принято афишировать — это подвиг — да-да, это часто самое подходящее слово, который стоит за восстановлением каждого отдельного взятого храма, особенно в провинции. Подвиг, который чаще всего тихо и незаметно совершает батюшка, наряду со всеми службами и другими заботами, выпадающими на плечи сельских священников. Почему подвиг? Судите сами. Когда храм передается Церкви, она назначает туда священника. Часто без его согласия и желания. Как в армии — как шутят сами священники. И все — на этом участие церкви часто заканчивается, ну не считая того, что батюшка должен еще выплачивать в церковную казну деньги со своего прихода. Иногда регулярно, иногда эпизодически. Деньги на жизнь? Что поступает с прихода, от продажи свечек да записок. Деньги на восстановление храма? Тот же приход, да пожертвования прихожан. А если весь приход — несколько старушек, да еще пяток прихожан по праздникам?.. И стоит батюшка перед полуразрушенным храмом, в котором и полы менять надо, и крыша протекает, и стены надо расписывать, и икон нет, и отопление — дровами... И при этом просто так ничего не сделаешь, чуть что не так или не согласовал — огромные штрафы от государства, потому как памятник архитектуры разрушаться может, а без дорогостоящих согласований крышу
поменять нельзя. И скажите после этого, что это не чудо и не подвиг, когда несмотря на все сложности и препоны, отсутствие людей и средств храмы все-таки восстанавливаются и оживают по всей России. И за каждым таким возрождением собственная история, собственный маленький, никому не заметный подвиг.
Художник с Мосфильма
- Вот уже скоро год, как не могут сюда нового священника назначить, с тех пор как предыдущий батюшка умер, - рассказывает Святогор. Мы заходим в храм, и Святогор рассказывает про своего отца, который и был местным священником. В прошлом художник на Мосфильме, работал с самим Тарковским, в частности над фильмом Солярис, но всегда хотел стать священником. И как только представилась возможность, закончил семинарию, и вот отправили сюда. Село Охотино, красивейшие места на берегу Волги, но прихожан почти не было, бабушки разве что. В храме окна разбиты, многое разворовано, стены голые. Что делать, с молитвой стал сам расписывать. Талант и навыки художника пригодились. А потом приступ — а скорая сюда не доезжает, вызывай — не взывай. Пока из Москвы доехал, пока до ближайшей больницы довезли, уже поздно было. А в храме, в том что восстановить удалось — душа человека.
Сейчас тут морозы за 30 градусов зимой, но Святогор каждую неделю ездит сюда из Москвы, колит дрова, прогревает храм. По праздникам договаривается с другими священниками, чтобы служили в храме. Чтобы и роспись и дух сохранить. Дело отца. А иначе часть погода погубит, часть люди разворуют. Иначе нельзя. А ведь у Святогора в Москве своя жизнь, работа дела. И все это тихо, скромно, как само-собой разумеющееся.
Вот и сейчас за окном мороз, Волга затянута толстым льдом, Святогор подбрасывает дрова в печь, идёт дым, который преображается в видимый свет под действием, заглядывающих в церковь солнечных лучей. А на окне между иконой и молитвенником радуются солнечному свету несколько бабочек. Чем не чудо среди зимы. Заметив, что я смотрю на бабочек, Святогор улыбается и говорит, что они с ним почти всю зиму: как нагреется храм - просыпаются, а как становится холоднее впадают в спячку.
Иконопись приводит к Богу
Крепкий, коренастый человек средних лет, с живыми, молодыми глазами и кажется неиссякаемой энергией - Сергей встретил нас на пороге своего дома и тут же повел показывать иконы. У Сергея дома целый музей, и это не удивительно, ведь значительная часть храмов и икон для них в Ярославской области написана либо Сергеем, либо кем-то из художников из его иконописной мастерской.
По образованию Сергей художник-график, с иконописью столкнулся совершенно случайно. Попросили отреставрировать икону. Нужны были деньги, и он согласился. А на иконе части изображения вообще нет. Сперва стал сам искать, потом пошел к батюшке за помощью. И так шаг за шагом этот вроде случайный заказ привел его к вере.
Сегодня Сергей воспитал немало мастеров, без которых не мыслим был бы процесс восстановления храмов. У него целая технология, над иконой работает несколько человек, кто-то готовит доску, кто-то пишет лики, кто-то золотом покрывает. Везде свое искусство. Не секрет, что сюжет у икон канонический, особо творчество не проявишь, главное состояние самого художника. Считается, что писать иконы могут только верующие. И тут Сергей долго старался, чтобы все мастера в его мастерской этому соответствовали. Не всегда получалось. А потом пошел с этим вопросом к священнику. Он и сказал ему. - Смотрите какие иконы прекрасные люди пишут. Значит дал Бог дар и талант, он и к вере приведет. А ты на себя слишком много не бери — свое дело честно делай. - Так и случается. Но и совсем без веры тоже нельзя. Была история с одной женщиной. Очень просилась все к Сергею иконы писать, а все не получалось. Оказалось, она собралась заграницу в Европу уезжать, за лучшей жизнью, а иконы писала, чтобы было пока на что жить. И вот Бог не давал, хотя художник она хороший.
По совету Сергея мы отправились и в Нахабино, в один из храмов, которые он со своими мастерами расписывал.
Спасибо Ушакову
За несколько километров привычно разбитая для Ярославской области дорога сменилась идеальным асфальтом, а когда мы приехали на место, от красоты захватило дух: два свежеотремонтированных храма на берегу Волги смотрелись как игрушечные. - А вот здесь у нас вертолетная площадка, похвастался Владимир. Я тут всеми хозяйственными вопросами заведую, представился он нам при первой встрече, и повел показывать храмы - с заслуженной гордостью. Да и не удивительно, если учесть, что после советской власти здесь остались одни развалины. Работа проделана огромная, а планы ещё больше - сделать на этом месте большой культурный центр.
А место это издавна особым было. Всегда здесь монастырь мужской был. И помните историю, как купцы Екатерину дарами и угощениями в Рыбинск заманили. Так вот ехала тогда императрица совсем не в Рыбинск, а сюда в Нахабино.
Сейчас в монастыре монахов всего человек 7, началось с одного, жил при храме, когда ещё и храма толком не было, руины одни. Настоящий монах, черный, как называют его уважительно местные жители. А потом кто-то с деньгами приехал, увидел, что монах и зимой и летом в бытовые живёт, построили гостевой дом. Сейчас там и трапезная, и для паломников место найдется.
Выпить чая с монахами, как благословение получить. Вроде все просто, по домашнему, а атмосфера совсем другая, когда после молитвы. Даже вкус у чая из местных трав особенный. Есть при монастыре и женщины - двое. Настоятель жалуется, что это испытание для монахов, не порядок в мужском монастыре. А монахи наоборот говорят, женщина мужчину дисциплинирует.
Профессиональный попрошайка
- Храм без прихожан не может. Это как медаль о двух сторонах. Не будет пожертвований, мы и не выживем. Я сперва стеснялся у людей что-то просить, а потом Владыка мне как-то сказал, что пожертвования эти людям самим больше, чем тебе, необходимы, потому как без жертвы и веры не бывает, а как человек доброе дело делает, то и душа у него очищается. Так что теперь я себя в шутку профессиональным попрошайкой называю. - Так начался наш многочасовой разговор о жизни со священником, который служит в домовом храме при женском монастыре. Монастырь же совершенно удивительный - вроде всего 4 монахини включая настоятельницу матушку Софию, зато какие.
Все здесь удивительно, и сам монастырь, расположившийся в здании бывшей школы, и дом милосердия, в котором находили приют и бездомные, и беженцы с Украины — бывшей детский сад. И то, как монахини своими силами то крышу починят, то купол над зданием поставят. Да и место непростое - расположен монастырь в поселке ГЕС-14, что под Рыбинском. Когда-то построенный специально для сотрудников электростанции поселок процветал, жизни здесь многие могли только позавидовать. А сейчас он приходит в упадок. И вдруг монастырь.
- Владыка решил здесь монастырь основать не случайно, а в память о монастыре, который затопили, когда ГЭС строили, под воду тогда много судеб ушло и деревни, и храмы, - рассказывает матушка. Сейчас бы здание поправить, жизнь наладить, а там с божьей помощью и храм новый поставим. В память о затопленном. А то до сих пор на одной стене иконы, на другой зайчики школьные, хорошо хоть батюшка изображение бабы яги прикрыл. Так и живут монахини с батюшкой и его матушкой. Службы да молитвы в домовом храме, ремонт и починка, а за школой-монастырем парники - что сам вырастишь, тем и сыт будешь. А для немногих оставшихся жителей поселка открытие монастыря, как чудо - когда поселок вымирает, тут наоборот - возрождение.
Серы
Полуразрушенный храм, что в селе Серы, хорошо виден с дороги. Когда-то живое село, сегодня пришло в полный упадок, повторив судьбу сотен и тысяч других таких сел. Мы разговорились с Владимиром, дом которого стоит прямо напротив церкви. Владимир еще помнит времена, когда люди здесь жили хорошо, и работа была, и деньги неплохие, и люди не уезжали. А потом все одно за одним. В 66-м году глава местного правления решила выслужиться и по ее указу кресты сорвали, а храм заколотили. Чуть позже умер священник - вон дом его разваленный рядом с храмом. Сын куда-то уехал и не вернулся. Ну а в 80-е что, сказали, чтобы каждый сам себе деньги зарабатывал, налогами обложили по 90 копеек с рубля, цены на все подняли. Кто так работать захочет?! Дорогу годов с 70-х не ремонтировали, денег не заработаешь, кто остался, в Углич на заработки ездит, да и там работы особо нет. Кто же сюда поедет. Так село и умирает.
Иду к храму. На проржавевшей калитке такой же ржавый замок. А рядом часть стены осыпалось, проем образовался. Я внутрь, внизу вода сырость, а как в алтарь зашёл, дыхание перехватило - место намоленное и живое. И даже годы запустения на него не повлияли. Только здание разрушилось, а суть осталась. Поднимаю голову - а там фрески, и ангелы на меня как живые смотрят.
Говорю Владимиру, может найдется меценат, даст денег на восстановление храма, службы пойдут, а там и село возродится... Владимир, не верит, кто же тут восстанавливать будет, вон сколько храмов разрушенных по всей России. Разве что чудо... Чудо...
Отец Сергий
Отец Сергий, как и другие, храм себе не выбирал, назначили его в Мышкин после семинарии. Далеко от дома. А тут и храма-то нет. Ни крыши, ни пола, только остатки уникальной росписи из-под побелки виднеется. В советское время в храме был клуб, там где алтарь туалет сделали. А на месте часовни и вовсе статую Ленина поставили. Как бы справился отец Сергий никто не знает, да местные бабушки взяли над ним свое шефство, а там и деньги на восстановления нашлись. Сейчас храм место силы не только для
мышкинцев, в храм приезжают специально со всей России. Как говорит одна из прихожанок, в храме сохранилась особая энергетика, особое пространство, и очень многие это чувствуют. Но чтобы это стало возможным сегодня через что только пришлось пройти отцу Сергию. И суды были за то, что ремонт крыши не должным образом согласовал, и семье жить было негде — первенца своего из роддома привезли в храм. А сколько людей отговаривали фрески восстанавливать. Проще, говорили, закрасить и новые нарисовать, ведь и без фресок столько работы — у храма ведь ни пола ни крыши толком не было. Но отец Сергий был непреклонен.
Сегодня представить Мышкин без храма, отца Сергия и его семьи просто невозможно. Имея десть своих детей, дела храма, службы, каждый мышкинец для него как собственный ребенок, которому нельзя отказать во внимании, поговорить, выслушать, посоветовать. - Бывало закончу службу, храм закрою, иду домой и то один подойдет, совета спросит, другой попросит выслушать, и так пока со всеми поговоришь, домой придешь уже поздно ночью, а на утро опять на службу. - Рассказывает отец Сергий. - Но иначе просто нельзя, ни по божески, ни по человечески.
Со многими священниками удалось пообщаться, со многими людьми поговорить, много историй выслушать. Но все в одном сходятся. Вроде когда начинаешь храм восстанавливать, прямо руки опускаются, откуда что брать. И тогда идёшь и молишься, на Бога полагаешься, и стоит поверить, как и правда само все складывается, и люди нужные находятся, и деньги, не без сложностей, но все получается. Только вчера должна быть искренней и настоящей. Тогда и происходит тихо и незаметно то, что другим словом, как чудо и не назовешь.