Праздник весны
Праздник весны

Праздник весны

Долина Зиро. Аруначал Прадеш. Индия.

Несмотря на конец марта, на улице было холодно и туманно. Туман тянулся от близлежащих холмов, спускался в долину, к рисовым полям, проникал в дома, а порой, казалось, и в души людей. В Зиро, что находится в самом восточном штате Индии - Аруначал, приход весны отмечают традиционным праздником, который длится два дня. Это одна из традиций, которые здесь тщательно сохраняют. Вчера был первый день с праздничной частью, сегодня более серьезная, в которой принимает участие не так уж много людей - шаманы, старейшины, молодежи почти нет - оно и понятно. Ритуал, который происходит сегодня, уходит корнями в языческие верования, последователей которых в местных деревнях остается все меньше и меньше. Молодежь переходит в Христианство. А старики по традиции молятся двум главным божествам - Луне и Солнцу.





Сегодня каждый клан (каждая деревня состоит из нескольких больших семейных кланов) должен совершить жертвоприношение. Свиньи, куры... На руках у мужчины доверчиво сидит щенок. Тыкается в руку, лижется, просит ласки. Мужчина время от времени треплет его по голове. В центре костер. На дереве висят связанные куры, на площадке рядом свиньи. Из свиней течет тоненькая струйка крови. Когда их резали и несли из сарая, над всей деревней стоял истошный свинячий крик. Они еще живы, но уже не так активны, и просто лежат на холодной утренней земле, не понимая, что происходит.





Убивать быстро - нельзя. Главная часть действия - это гадание на внутренностях. А чтобы внутренности показали будущее клана, нужно, чтобы в них успел войти местный дух. Происходит это как раз в момент наступления смерти, когда уже течет кровь, но животное еще живо. Поэтому убивают всех медленно. А потом долго разбирают сердце, печень, вглядываясь в свою судьбу.





Важные части ритуала - рисовая мука и рисовая водка. Мукой посыпают, приготовленных к смерти животных, ее же дают пригубить людям. Запивают рисовым самогоном. И конечно дерево - это алтарь. Именно оно примет в жертву кровь животных и передаст местным духам. А мясо всегда идет в пищу. Здесь его сейчас едят много.



То что, сидящий на руках щенок - тоже приготовлен для жертвоприношения, я долго не мог поверить. Пока не увидел все своими глазами. Непонимание в глазах щенка, сменилось ужасом, попытками врываться, когда ему на шею набросили петлю и привязали к тому самому дереву. На сам процесс, который был столь же медленным и мучительным, как и у других животных, я уже просто не смог смотреть.











Уже потом я встречался с одним из самых старых шаманов деревни, и пытался понять, зачем приносить в жертву щенка. - Не знаю, ответил шаман. - У нас не сохранилось письменности, мы не знаем смысла многого из того, что делаем, и просто повторяем то, что делали до нас. В убийстве щенка нет никакого смысла, кроме сохранения традиции. Но мы не умнее предков, раз они делали, значит мы тоже должны делать так же.



Скорее всего традиция приносить в жертву щенков пришла из тех времен, когда жизнь в деревне была тяжелой, еды было мало. Чтобы задобрить богов, нужно было принести какую-то жертву, и нужно было что-то есть. Из того, что было на тот момент, нашлись только щенки. Их кровь принесли в жертву, а мясо пошло в пищу. Сейчас еды много, но традиция осталась.





Кто-то печалится, что племена с их старыми традициями уходят в прошлое. А я очень надеюсь, что пройдет еще несколько лет, и я больше никогда не увижу этих традиций и ритуалов. Меня радует, что в этом действии все меньше принимает участие молодежь. Но и сейчас для меня все увиденное является хорошим уроком. Изменить образ жизни, не убивать щенков своими руками, размазывая по одежде кровь, очень просто. Гораздо больше времени требуется на то, чтобы перестать быть язычниками внутри. И это актуально не только там, в лесах на севере Индии, но и для каждого из нас. Но и это возможно. А подобные традиции и ритуалы, пусть остаются только в памяти, историях и фотографиях. Служат для нас важным уроком, поводом для размышлений и изменения себя к лучшему. И только.

Возврат к списку