Несмотря на конец марта, на улице было холодно и туманно. Туман тянулся от близлежащих холмов, спускался в долину, к рисовым полям, проникал в дома, а порой, казалось, и в души людей. В Зиро, что находится в самом восточном штате Индии - Аруначал, приход весны отмечают традиционным праздником, который длится два дня. Это одна из традиций, которые здесь тщательно сохраняют.
Священники в теплых куртках пели и тоже раскачивались в такт музыке. Один играл на гитаре, второй – задавал ритм ударами в бубен. На полу лежал сборник молитв с большим черным крестом на обложке и три мешочка с рисом – то что принесли прихожане. Последних в церкви было человек десять.
Над вытянутым в длину деревянным зданием с маленькой башенкой возвышался небольшой деревянный крест – символ христианства. Церковь Новой Жизни – такие слова были написаны на табличке у главного входа… Мьянма. Затерянный среди гор и лесов штат Чин.
В настоящий момент Китай активно разрушает самые основы тибетской культуры и религии. Гонениям подвергаются монахи, желающие продолжать обучение, и их семьи. Идет попытка заменить духовные принципы буддизма на еду и товары народного потребления, поставляемые из Китая.
К сожалению, это проблема не одного Тибета, а всего мира. Ситуация говорит о том, что единственным фактором, который учитывается сегодня в мире, являются деньги и власть. Тогда как справедливость и душевные качества уходят на второй план. Показательно, что добровольное присоединения Крыма к России вызвало в мире волну недовольства и санкций. Тогда как чудовищная оккупация Тибета Китаем, вопреки воли местных жителей, оказалась незамеченной.
Тензин Чодон, 21 год (в 2018 году). Родилась в Лхасе, столице Тибета. В 2002 году приехала в Дхарамсалу вместе с мамой, где и живет сейчас. Сразу после приезда меня отдели в тибетскую школу — рассказывает Чодон, а мама уехала назад в Тибет к отцу, но на границе ее поймали и посадили в тюрьму, где она провела 2 года. Китайские власти не дают очень многим тибетцам свободно покидать страну, и в случае поимки им грозит тюремное заключение, как и случилось с моей мамой. Но в 2009 году она смогла вернуться ко мне в Индию и мы живем вместе. Правда отец остался в Тибете и нам его очень не хватает.
В тибетской школе я закончила 9 классов. Сейчас продолжаю учиться. Изучаю французский и китайский языки. Хочу получить хорошее образование, что было не возможно в Тибете.
А еще Тензин часто ходит кору, начитывает мантры и надеется, что когда-нибудь все семья опять будет вместе.
Имя: Sungdue Kyap.
Возраст: 17 лет.
Место самосожжения: Bora.
Дата самосожжения: 02.12.2012.
Тсерин Пунтцо. 37 лет. Из Тибета пришел пешком в Индию 12 лет назад, чтобы изучать буддизм. Поскольку мы шли пешком через горы и скрывались от китайских военных, дорога заняла много времени. Мне приходилось по долгу смотреть на яркий снег и яркое солнце. В результате мое зрение стало слабеть, и сейчас я полностью ослеп. Но я смог выполнить свою цель, увидеть Далай Ламу, быть на его учениях, и могу сейчас свободно изучать и практиковать буддизм. Поэтому я считаю себя счастливым человеком.
Имя: Jamphel Yeshi.
Возраст: 27 лет.
Место самосожжения: Дели.
Дата самосожжения: 26.03.2012.
Тубтен Гьяцо. 74 года. В 2002 году приехал из Тибета, район Амдо. Есть жена, 3 сына и 3 дочери. Один сын учится в Гамане, две дочери живут на юге Индии. Один сын живет в Непале.
Что такое счастье? Занятия духовными практиками, которым я посвятил свою жизнь, дают мне душевный покой и то, что я могу назвать счастьем. Сейчас я нахожусь рядом с Далай Ламой и имею возможность практиковать, я испытываю счастье.
Думаю, что счастье еще зависит от свободы. Если есть физическая свобода, мое тело свободно, свободна моя душа, есть возможность выбора, то это уже счастье. В моем родном Тибете монастыри уничтожаются китайцами, нет свободы, и поэтому когда мы обретаем свободу, это воспринимается как счастье.
Что такое любовь? Это подобно тому, когда ребенок получил рану, и мама сострадает, ей больно также. Подобно этому, если в нас зарождается чувство, желание помочь другому человеку, мы из любви зарождаем это чувство, хотим не делать ему вред, чтобы ему не было плохо, и это чувство, которое зародилось, я понимаю как любовь. Люди когда дружат, они испытывают приятные чувства, хотят общаться, нравится, и тоже внутри возникает это чувство. И это тоже чувство любви.
Более того, в жизни могут происходить самые разнообразные ситуации и проявляться разные чувства, не всегда приятные. Но очень важно всегда сохранять любовь. И поэтому, для того чтобы проявлять чувство любви, мы выполняем практику терпения. Таким образом самые разные жизненные ситуации приводят нас к любви.
Tubten Gyatso молится во время акта самосожжения в Тибете.
Имя этой монахини Церин Долма. Церин означает долголетие. Сейчас монахиня живет в Дхарамслае, рядом с резиденцией Далай Ламы. Из родного Тибета Церин Долма пришла 21 год назад (в 1997 году).
В руках у монахини кусок глины. Глину мнут руками, потом придают ей определенную форму маленьких ступ. После этого их окрашивают в разные цвета - белый, желтый. Монахиня делает маленькие ступы для людей, которые хотят совершить подношение. Таким образом Церин Долма накапливает заслуги.
Анилой (монахиней) женщина стала еще будучи ребенком, когда жила в Тибете. В долгий путь из Тибете на север Индии женщина пустилась с единственной целью — увидеть Далай Ламу и быть рядом с ним. Здесь эта её мечта сбылась.
Сейчас монахиня живет одна. День всегда начинается в 4-5 часов утра. После пробуждения она пьет чай, съедает легкий завтрак и после этого идет большую кору вокруг резиденции Далай Ламы. Второй раз кору проходит после обеда, и после второй коры обязательно идет в резиденцию Далай Ламы, где проходит малую кору. Дома каждый день монахиня зажигает лампаду и начитывает мантры. Одна из основных — Ом Мани Падме Хум. Электричества в доме нет, поэтому, чтобы не сидеть в темноте, спать монахиня ложится уже в 6 часов вечера. Так проходят большинство дней. Ритм жизни немного меняют пуджи, праздники. В свободное от коры и молитвы время монахиня делает для желающих сделать подношение маленькие ступы из глины. За это ей дают небольшие пожертвования, на которые она и живет.
Периодические Церин Долма ходит в паломничества, в частности в Бодх-Гая, где находится Храм Махабодхи (один из самых известных буддийских храмов, место, в котором Будда достиг просветления), участвует в молебнах.
Церин Долма не знает, что такое сожаление или несчастье. Жизнь полна смысла, а мелкие неудобства, вроде отсутствия света или протекающей крыши, не могут омрачить главного, того, что находится внутри человека. Поэтому, говоря западным языком, Церин чувствует себя счастливой и живет в согласии с собой и окружающим миром, без страхов, сомнений и сожалений. А главный совет, который она могла бы дать молодым - это делать свое дело. Меньше говорить и больше работать.
Имя: Sonam Dhargyal.
Возраст: 18 лет.
Место самосожжения: Zoegey. Ngaba.
Дата самосожжения: 19.02.2013.
Фото: Не сохранилось.
Лобсан Дензи. 79 лет. Родом из Нитам, Тибет, уже 12 лет в Индии. - В Китае вы учите буддизм. Точка. В Индии вы можете более чётко понимать, что такое буддизм и изучать свободнее. Плюс каждое воскресенье где-то проходят лекции по буддизму, когда вы посещаете их и узнаете о буддизме, вы прочищаете ум. Вас учат знать обо всех ошибках, вами совершенных. Изучая буддизм, вы умиротворяетесь. Умирая, вы сможете забрать с собой только религию, которую изучали. Поэтому я и пришел сюда вслед за Далай Ламой — изучать свою религию — рассказывает Лобсан.
Его родители уже умерли, а сестра и брат остались в Тибете. У них свои семьи.
Сейчас Лобсан просыпается в 2.30 утра, читает молитвы. Заканчивает в 5.30 утра. Он живёт там, где живут старики. Завтрак в 5.30. Иногда ещё происходит «цо», после которого дают печеньки и всякую всячину. Это церемония, перед которой готовят много прасада, а потом много молятся и раздают прасад всем желающим. С 6 утра до 7 вечера он молится и совершает кору, делая перерывы на отдых и еду, когда он возвращается домой, он пьёт чай или ужинает. Он мог бы посмотреть телевизор с другими, но он не смотрит, просто ложится спать около 8 вечера.
«Во время коры не следует чувствовать зависть, нужно быть спокойным в уме, а когда идёте, нужно молиться о счастье всех живых существ, людей и животных. То есть умиротворение и отсутствие зависти. Иногда, когда вы идёте кору вы можете столкнуться с людьми, от которых прямо-таки исходит волна негатива. Старайтесь не быть такими. Будьте спокойны и старайтесь погружаться в намерение, ради которого вы идёте.»
Он живёт в общине, поэтому должен следовать принятой там жизни и посещать мероприятия. Если ничего не происходит, он идёт кору. - Мы должны уравновешивать социальную жизнь и свою потребность в молитве, если живём в общине. Нельзя все время говорить, что мне нужно идти кору, и не посещать мероприятия, это только разгневает всех остальных. Нужно участвовать в общественной жизни, нельзя быть грубым с другими. Если спросить кого-то в его общине о том, кто такой Лобсан, вам ответят: «Он всегда говорит «Да».
Сегодням центром духовной жизни тибетцев, живущих в Индии, является Цуглакан — главный храм и резиденция Далай Ламы. А самым главным местом духовной практики, общения и сохранения традиций — кора вокруг храма. Кору проходят по часовой стрелке с молитвами о любви и сострадании ко всем живым существам. Здесь же проходят пуджи — групповые молитвы, национальные праздники, танцы, и просто общение. Здесь проходит повседневная каждодневная жизнь многих тибетцев.
Тибетская культура и религия — вещи неразрывно связанные и неотделимые друг от друга. Буддизм — сложная для понимания система. Но Далай Лама говорит о буддизме просто - главное, это любовь и сострадание. Поняв это, становится ясно, что именно составляет основу каждодневной жизни тибетцев. Её цель и содержание.
Морские цыгане, или как их романтично называют — Люди моря — это отдельная народность, маленькая, затерянная во времени горстка людей, живущих вдоль островов Таиланда, Мьянмы, Малайзии, Индонезии и Филиппин. В этот раз мы ездили к цыганам, живущим на маленьких островах недалеко от Малайзийской части Борнео.
Почти все деревни морских цыган расположены обособлено и находятся либо на маленьких островках, либо стоят прямо в воде недалеко от острова, поэтому первое, что бросается в глаза, когда подъезжаешь к такой деревне — это маленькие домики, живописно разбросанные вдоль берега — впрочем, домом назвать эти строения довольно сложно, просто несколько столбов, торчащих из воды, на них дощатый настил, четыре хлипких стены и сверху крыша.
Быт у этих людей предельно простой, вся жизнь протекает на этой небольшой дощатой площадке. Здесь стирают и сушат белье, здесь набирают в канистры дождевую воду, здесь сушат и ремонтируют сети, здесь чаще всего на дровах готовят еду, здесь разделывают и сушат рыбу, здесь спят, кормят и растят детей, здесь проходит вся жизнь. Сбоку от домика обязательно привязана небольшая лодка, а под полом плещется море.
Море для этих людей — это вся их жизнь. Они отлично плавают с детства и могут довольно глубоко нырять и задерживать дыхание. Их основной источник дохода — это рыба, которую они поймают. Раньше, да и порой сейчас, для ловли использовали длинный самодельный гарпун из бамбуковой палки и примотанных к концу остро заточенных крючков. В комплекте такие же самодельные очки. Сейчас все чаще используют удочки и сети, а вместо самодельных очков в ход идет китайский пластик.
Удачливый рыбак, с хорошей лодкой, ловящей сетью, за месяц продает рыбу в среднем на 300 малайзийских рингит. Это примерно 70 американских долларов. На вырученные деньги можно купить рис, специи, одежду, стиральный порошок и другие необходимые для семьи вещи.
Семьи морских цыган очень большие. Женятся обычно рано — в 14-15 лет. Новая семья строит свой собственный дом, в котором будет жить. Один дом — одна семья. Детей в каждой семье в среднем по 7-9 человек.
Среди домиков можно заметить деревянные лодки средних размеров с небольшим тентом вместо крыши. Это тоже полноценные дома, только плавучие. Те кто победней, живут прямо в лодках. Все тоже, что и у соседей — дети, еда, весь нехитрый быт, только в одной небольшой лодке. Некоторые даже держат здесь же кур или петуха, как на одной из фотографий.
Школ в таких деревнях нет, и большинство цыган не умеют ни читать, ни писать. У большинства есть только один путь, идти по стопам родителей. Для девушек — это заботиться о семье, растить детей. Для мужчин — ловить рыбу и обеспечивать свою семью.
Образ жизни впитывается с детства. С детства усваиваются нормы взаимоотношений. Этому не нужно учить, так как вся жизнь происходит в одном маленьком пространстве. Здесь появляются на свет и растут все вместе все дети, пока не вырастут и не заведут свой собственный дом. Здесь же проходит жизнь родителей. Часто здесь же живет кто-то из стариков, когда остается один.
Поскольку пресной воды в деревнях немного, все зависит от дождей, то одежду в соленой морской воде стараются лишний раз не мочить.
На лицах у женщин часто можно заметить причудливую маску. Это перетертая смесь куркумы и риса. Это единственный доступный способ защитить кожу от тропического солнца. Так же эта смесь считается полезной для кожи.
Морские цыгане очень плохо приспособлены к взаимодействию с современным обществом. У них нет понятийного или морального каркаса, который задается культурой и религией. Хорошо для них, когда есть еда, когда ничего не болит, когда можно реализовать все основные инстинкты. Все просто и понятно. Жить так, как веками жили их предки. Первое, что усвоили эти люди с приходом цивилизации, что у чужаков есть еда и деньги, которые можно получить просто так. Для нас немного странно видеть, как деньги без всякого повода просит не только ребенок, но и взрослый мужчина. Но в их системе ценностей в этом нет ничего плохого, если могут дать и это позволит им купить еду, то почему не попросить. Если раньше они за счет своего рыбацкого мастерства могли продавать рыбу и полностью решать все свои финансовые вопросы, то со временем их оттеснили большие рыбацкие промысловые лодки, с которыми им стало невозможно конкурировать. В результате некоторые цыгане стали использовать динамит для ловли рыбы (а некоторые используют и сейчас), но правительство быстро наложило запрет на такую ловлю и ввело жесткие санкции. В результате морские цыгане оказались сегодня самой бедной народностью, населяющей данный регион.
Официально морские цыгане исповедуют религию того государства, на территории которого находятся. В нашем случае — это Ислам. И иногда они даже сами называют Ислам своей религией. Но когда начинаешь общаться плотнее, они рассказывают, что верят в своего бога - который находится в море, или может быть море само по себе является для этих людей божеством. Что впрочем совсем не удивительно, ведь именно от моря полностью зависит их жизнь. И вполне возможно, что души этих людей появляются из морской пены и растворяются в ней после смерти.
В ноябре 2019 года мы опять с группой фотографов едем в гости к морским цыганам. Присоединяйтесь!
Маклеогандж. 2018 г.
Пуджа — это молитва. Пуджа — возможность. Пуджа — праздник. Пуджа — традиции и культура. Пуджа — это пожелание долгих лет и здоровья Далай Ламе, а еще пожелание любви и счастья всем живым существам на свете. Пуджа — это счастье.
Дворец Далай Ламы находится в Маклеогандже — маленьком городке, затерянном в предгорьях Гималаев на севере Индии. Вокруг идет маленькая тропинка, увешенная молитвенными флажками. Вдоль тропинки — длинные ряды молитвенных барабанов. По тропинке идут люди. Большинство читают молитвы. Старая тибетская бабушка осторожно листиком убирает с дороги маленького слизняка — чтобы никто не наступил. Это — кора. Активная молитва или активная медитация. Один из важнейших буддийских ритуалов. Одна из важнейших практик, если она выполняется правильно. Кора и Пуджа об одном и том же. И в Маклеогандже Пуджа очень часто проходит прямо на Коре.
После того, как Далай Лама был вынужден покинуть Тибет, вслед за ним потянулись люди. Монахи, простые тибетцы. В первую очередь те, кто хотел изучать буддизм, стать монахом. Пешком, по несколько недель в пути. Маленькими группами. Рискуя здоровьем и жизнью. Иногда их ловили на границе и сажали в тюрьму. Если в Тибете оставались родственники, их могли ждать серьезные неприятности. Шли за Далай Ламой, сохраняли в сердцах веру и культуру своих предков. Маленький народ, который думает о счастье всех живых существ на свете.
У многих трудная жизнь и свои истории. Некоторые живут без света. Большинство встают очень рано, и в 4, и в 3, в 2,30 утра. Каждый день. Без выходных. Почти все каждый день по много часов читают молитвы и ходят кору. В любую погоду. По нескольку раз. Почти все на вопрос о счастье не задумываясь отвечают — Да — мы счастливы!
На коре есть стена с сотнями фотографий — на маленьких карточках фотографии монахов, часто совсем молодых ребят. И под каждой год, когда их не стало. Стена памяти. Многие выбрали самосожжение в ответ на действия Китая в Тибете. Сейчас волна самосожжений прошла. Над многими монастырями в Тибете установлен контроль. Численность монахов в монастырях строго ограничена — у тех, кто хочет стать монахом в родном Тибете выбора не остается. А в Макелогандже есть стена памяти из множества маленьких фотокарточек.
Сейчас Маклеогандж крупнейший центр Тибетского Буддизма в мире. Десятки монастырей, лучшая тибетская школа, дом для престарелых тибетцев, огромная библиотека и образовательный центр, в который едут учиться люди со всего мира, несколько культурных и музыкальных центров, Институт Тибетской медицины Мен-Тси-Ханг... всего и не перечислишь. Жизнь продолжается.
Тибетский Буддизм — это особый мир. Для большинства европейцев непонятный. Мир наизнанку, мир наоборот. Мы зарабатываем деньги, а они заслуги. Мы все больше думаем о здоровье, хорошей работе и где провести отпуск, а они о душе. Мы порой не знаем, как научиться любить себя и близких, а они говорят о любви и сострадании ко всем живым существам. Мы привыкли доверять глазам и уму, а они верят чувствам и рассуждают о пустотности. Мы не представляем, как можно жить без борьбы, а они говорят о мире. Да не просто о внешнем, о мире внутреннем. Буддизм — полный непонятностей и противоречий для западного человека. И при этом множество европейцев ежегодно учат тибетский язык, принимают буддизм, учатся у буддийских монахов и лам. Ежегодно Далай Лама и многие другие учителя ездят по всему миру и собирают большие залы учеников, которые жадно внимают каждому слову учителя. И — Буддизм является одной из трех мировых религий, и имеет множество последователей во всем мире.
Мы поднимаемся к зданию тибетской школы. Вдоль дороги много табличек с цитатами из текстов Далай Ламы о буддизме. На одной из них примерно такие слова: «Сохраняйте любовь, доброту и сострадание в любой ситуации. Даже когда это не возможно. Это возможно всегда.» Слова простые — но смысл глубочайший. И в тоже время так все просто. Возможно в этом и есть вся основная суть буддизма. Возможно в этом и есть несложный секрет настоящего счастья.
Чтение мантр, молитвы, полосатые фартуки национальных тибетских костюмов, удары барабанов и дым от сжигаемых благовоний. Бесплатный чай с молоком и свежий хлеб для всех желающих. А в конце — национальные танцы и хором — гимн Тибета. Улыбки и счастье на лицах. И необыкновенная легкость и свет в душе. Даже у случайного наблюдателя. Потому что Буддизм — он всегда про счастье, впрочем, как и любая другая религия. Не только для тибетцев, но и для всех живых существ на свете. Но почему-то именно здесь это ощущается наиболее явно и отчетливо...
Пуджа. Маклеогандж. 2018 г.