Право на сострадание и любовь...

Право на сострадание и любовь...

Поле того, как в 1959 году Китайские войска вошли в Тибет, вслед за Далай Ламой на Север Индии последовало более 80000 тибетцев. Большинство из них были глубоко верующими, очень многие приняли монашеские обеты. Невозможность быть рядом со своим духовным учителем, сложности с исповедованием и изучением своей религии на родине, притеснения со стороны Китая заставили людей покинуть свой дом. Поскольку Китай серьезно ограничил максимальное количество монахов во многих монастырях, у многих единственной возможностью следовать путем своего сердца стала возможность переселиться в Индию.

В качестве протеста среди тибетцев прокатилась волна самосожжений. Только в период с 2009 по 2014гг. Этот путь протеста выбрали — 139 тибетцев. 108 — в округе Амдо, 6 — Ю-Тсанг и 25 — Кхам.

В настоящий момент Китай активно разрушает самые основы тибетской культуры и религии. Гонениям подвергаются монахи, желающие продолжать обучение, и их семьи. Идет попытка заменить духовные принципы буддизма на еду и товары народного потребления, поставляемые из Китая.

К сожалению, это проблема не одного Тибета, а всего мира. Ситуация говорит о том, что единственным фактором, который учитывается сегодня в мире, являются деньги и власть. Тогда как справедливость и душевные качества уходят на второй план. Показательно, что добровольное присоединения Крыма к России вызвало в мире волну недовольства и санкций. Тогда как чудовищная оккупация Тибета Китаем, вопреки воли местных жителей, оказалась незамеченной.




Тензин Чодон, 21 год (в 2018 году). Родилась в Лхасе, столице Тибета. В 2002 году приехала в Дхарамсалу вместе с мамой, где и живет сейчас. Сразу после приезда меня отдели в тибетскую школу — рассказывает Чодон, а мама уехала назад в Тибет к отцу, но на границе ее поймали и посадили в тюрьму, где она провела 2 года. Китайские власти не дают очень многим тибетцам свободно покидать страну, и в случае поимки им грозит тюремное заключение, как и случилось с моей мамой. Но в 2009 году она смогла вернуться ко мне в Индию и мы живем вместе. Правда отец остался в Тибете и нам его очень не хватает.

В тибетской школе я закончила 9 классов. Сейчас продолжаю учиться. Изучаю французский и китайский языки. Хочу получить хорошее образование, что было не возможно в Тибете.

А еще Тензин часто ходит кору, начитывает мантры и надеется, что когда-нибудь все семья опять будет вместе.


Имя: Sungdue Kyap.

Возраст: 17 лет.

Место самосожжения: Bora.

Дата самосожжения: 02.12.2012.



Тсерин Пунтцо. 37 лет. Из Тибета пришел пешком в Индию 12 лет назад, чтобы изучать буддизм. Поскольку мы шли пешком через горы и скрывались от китайских военных, дорога заняла много времени. Мне приходилось по долгу смотреть на яркий снег и яркое солнце. В результате мое зрение стало слабеть, и сейчас я полностью ослеп. Но я смог выполнить свою цель, увидеть Далай Ламу, быть на его учениях, и могу сейчас свободно изучать и практиковать буддизм. Поэтому я считаю себя счастливым человеком.



Имя: Jamphel Yeshi.

Возраст: 27 лет.

Место самосожжения: Дели.

Дата самосожжения: 26.03.2012. 



Тубтен Гьяцо. 74 года. В 2002 году приехал из Тибета, район Амдо. Есть жена, 3 сына и 3 дочери. Один сын учится в Гамане, две дочери живут на юге Индии. Один сын живет в Непале.

Что такое счастье? Занятия духовными практиками, которым я посвятил свою жизнь, дают мне душевный покой и то, что я могу назвать счастьем. Сейчас я нахожусь рядом с Далай Ламой и имею возможность практиковать, я испытываю счастье.

Думаю, что счастье еще зависит от свободы. Если есть физическая свобода, мое тело свободно, свободна моя душа, есть возможность выбора, то это уже счастье. В моем родном Тибете монастыри уничтожаются китайцами, нет свободы, и поэтому когда мы обретаем свободу, это воспринимается как счастье.

Что такое любовь? Это подобно тому, когда ребенок получил рану, и мама сострадает, ей больно также. Подобно этому, если в нас зарождается чувство, желание помочь другому человеку, мы из любви зарождаем это чувство, хотим не делать ему вред, чтобы ему не было плохо, и это чувство, которое зародилось, я понимаю как любовь. Люди когда дружат, они испытывают приятные чувства, хотят общаться, нравится, и тоже внутри возникает это чувство. И это тоже чувство любви.

Более того, в жизни могут происходить самые разнообразные ситуации и проявляться разные чувства, не всегда приятные. Но очень важно всегда сохранять любовь. И поэтому, для того чтобы проявлять чувство любви, мы выполняем практику терпения. Таким образом самые разные жизненные ситуации приводят нас к любви.




Tubten Gyatso молится во время акта самосожжения в Тибете.



Имя этой монахини Церин Долма. Церин означает долголетие. Сейчас монахиня живет в Дхарамслае, рядом с резиденцией Далай Ламы. Из родного Тибета Церин Долма пришла 21 год назад (в 1997 году).

В руках у монахини кусок глины. Глину мнут руками, потом придают ей определенную форму маленьких ступ. После этого их окрашивают в разные цвета - белый, желтый. Монахиня делает маленькие ступы для людей, которые хотят совершить подношение. Таким образом Церин Долма накапливает заслуги.

Анилой (монахиней) женщина стала еще будучи ребенком, когда жила в Тибете. В долгий путь из Тибете на север Индии женщина пустилась с единственной целью — увидеть Далай Ламу и быть рядом с ним. Здесь эта её мечта сбылась.




Сейчас монахиня живет одна. День всегда начинается в 4-5 часов утра. После пробуждения она пьет чай, съедает легкий завтрак и после этого идет большую кору вокруг резиденции Далай Ламы. Второй раз кору проходит после обеда, и после второй коры обязательно идет в резиденцию Далай Ламы, где проходит малую кору. Дома каждый день монахиня зажигает лампаду и начитывает мантры. Одна из основных — Ом Мани Падме Хум. Электричества в доме нет, поэтому, чтобы не сидеть в темноте, спать монахиня ложится уже в 6 часов вечера. Так проходят большинство дней. Ритм жизни немного меняют пуджи, праздники. В свободное от коры и молитвы время монахиня делает для желающих сделать подношение маленькие ступы из глины. За это ей дают небольшие пожертвования, на которые она и живет.

Периодические Церин Долма ходит в паломничества, в частности в Бодх-Гая, где находится Храм Махабодхи (один из самых известных буддийских храмов, место, в котором Будда достиг просветления), участвует в молебнах.

Церин Долма не знает, что такое сожаление или несчастье. Жизнь полна смысла, а мелкие неудобства, вроде отсутствия света или протекающей крыши, не могут омрачить главного, того, что находится внутри человека. Поэтому, говоря западным языком, Церин чувствует себя счастливой и живет в согласии с собой и окружающим миром, без страхов, сомнений и сожалений. А главный совет, который она могла бы дать молодым - это делать свое дело. Меньше говорить и больше работать. 



Имя: Sonam Dhargyal.

Возраст: 18 лет.

Место самосожжения: Zoegey. Ngaba.

Дата самосожжения: 19.02.2013.

Фото: Не сохранилось.



Лобсан Дензи. 79 лет. Родом из Нитам, Тибет, уже 12 лет в Индии. - В Китае вы учите буддизм. Точка. В Индии вы можете более чётко понимать, что такое буддизм и изучать свободнее. Плюс каждое воскресенье где-то проходят лекции по буддизму, когда вы посещаете их и узнаете о буддизме, вы прочищаете ум. Вас учат знать обо всех ошибках, вами совершенных. Изучая буддизм, вы умиротворяетесь. Умирая, вы сможете забрать с собой только религию, которую изучали. Поэтому я и пришел сюда вслед за Далай Ламой — изучать свою религию — рассказывает Лобсан.

Его родители уже умерли, а сестра и брат остались в Тибете. У них свои семьи.

Сейчас Лобсан просыпается в 2.30 утра, читает молитвы. Заканчивает в 5.30 утра. Он живёт там, где живут старики. Завтрак в 5.30. Иногда ещё происходит «цо», после которого дают печеньки и всякую всячину. Это церемония, перед которой готовят много прасада, а потом много молятся и раздают прасад всем желающим. С 6 утра до 7 вечера он молится и совершает кору, делая перерывы на отдых и еду, когда он возвращается домой, он пьёт чай или ужинает. Он мог бы посмотреть телевизор с другими, но он не смотрит, просто ложится спать около 8 вечера.

«Во время коры не следует чувствовать зависть, нужно быть спокойным в уме, а когда идёте, нужно молиться о счастье всех живых существ, людей и животных. То есть умиротворение и отсутствие зависти. Иногда, когда вы идёте кору вы можете столкнуться с людьми, от которых прямо-таки исходит волна негатива. Старайтесь не быть такими. Будьте спокойны и старайтесь погружаться в намерение, ради которого вы идёте.»

Он живёт в общине, поэтому должен следовать принятой там жизни и посещать мероприятия. Если ничего не происходит, он идёт кору. - Мы должны уравновешивать социальную жизнь и свою потребность в молитве, если живём в общине. Нельзя все время говорить, что мне нужно идти кору, и не посещать мероприятия, это только разгневает всех остальных. Нужно участвовать в общественной жизни, нельзя быть грубым с другими. Если спросить кого-то в его общине о том, кто такой Лобсан, вам ответят: «Он всегда говорит «Да».



Сегодням центром духовной жизни тибетцев, живущих в Индии, является Цуглакан — главный храм и резиденция Далай Ламы. А самым главным местом духовной практики, общения и сохранения традиций — кора вокруг храма. Кору проходят по часовой стрелке с молитвами о любви и сострадании ко всем живым существам. Здесь же проходят пуджи — групповые молитвы, национальные праздники, танцы, и просто общение. Здесь проходит повседневная каждодневная жизнь многих тибетцев. 




Тибетская культура и религия — вещи неразрывно связанные и неотделимые друг от друга. Буддизм — сложная для понимания система. Но Далай Лама говорит о буддизме просто - главное, это любовь и сострадание. Поняв это, становится ясно, что именно составляет основу каждодневной жизни тибетцев. Её цель и содержание.  






Возврат к списку