Большое интервью журналу Belavia On Air

Большое интервью журналу Belavia On Air

В журнале Belavia On Air в рубрике Гражданин мира вышло большое интервью с Алексеем Терентьевым. Поговорили о путешествиях, странах и, конечно, о жизни. 


"...Алексей, путешественник с 20-летним стажем, фотограф, организатор туров в Юго- Восточную Азию. Он прекрасно рассказывает о странах — и за рассказами о его географии кроется многое: щепотка философии, щепотка буддизма, много чуткости к  людям, уважение к миру, есть место душе. Это далеко не всё, но, кажется, в результате получается любовь. Катя Богнат "


Полная версия интервью приведена на этой странице. А сокращенный журнальный вариант почитать можно в самолете или в PDF версии журнала по ссылке: http://photoroof.ru/upload/files/art0221_2.pdf 


Вы самостоятельно путешествуете уже более 20 лет. А что было до…? Помните, как вас увлекли путешествия?


До путешествий, думаю, как у многих были книги о путешествиях, мечты, фантазии. Самой большой юношеской мечтой был Непал — сказочное королевство, попав в которое, как тогда казалось, жизнь человека менялась полностью и бесповоротно. И хотя, это были всего лишь незрелые фантазии, как потом показала жизнь, доля правды в них все-таки была. Но настоящая любовь к самостоятельным путешествиям началась не с книг, а с рабочих поездок в Китай. Я тогда работал в компании, продукция которой производилась на заводах в Поднебесной. И мы ездили в командировки в маленькие совершенно не туристические городки на юге страны, где располагались заводы. Рабочее и неформальное общение с директорами заводов, сотрудниками, совместное решение различных задач дало уникальную возможность погрузиться в реальную жизнь китайцев, узнать их менталитет, традиции, образ жизни и образ мыслей — все то, что обычному туристу просто недоступно. Это оказалось настолько интересным и захватывающим, настолько не похожим на то, что открывается большинству туристов, что с тех пор я влюбился в путешествия. Но не в пакетные туры, а в самостоятельные поездки, в которых действительно раскрывается внутренний мир страны и местных жителей. И хотя с тех пор прошло уже много лет, именно те рабочие поездки в Китай, до сих пор остаются для меня одними из самых интересных и ценных, в плане полученного опыта, впечатлений, открытий.




В своем инстаграме вы пишете: «Я, как и многие из нас, вырос в мире без дорог, без ориентиров, с навязанными ценностями и шаблонами. В мире, похожем на сон, но для многих проще умереть во сне, чем найти в себе мужество проснуться и начать жить. И я не исключение. Но…» Но все-таки вы пробудились – а было какое-то событие или, может быть, страна, которые вас «включили»?


Только сегодня прочитал у Хабенского простую истину: “имеют значения только те истины и ценности, до которых ты доходишь сам.” Думаю, это правда. А путь собственного изменения — он всегда непростой и не быстрый. В мире очень редко бывают чудеса, когда вдруг что-то случилось, и все поменялось на 180 градусов. Все, что действительно чего-то стоит, основано на долгом, медленном кропотливом труде, каждодневной работе над собой, своей жизнью. Это как дом: сперва нужно выкопать яму, потом построить фундамент, потом стены, перекрытия, крышу, выполнить внутреннюю отделку, сделать отопление и провести свет — и только потом в доме можно будет жить. Можно попытаться сразу возвести стены и сделать красивую крышу, снаружи дом будет красивым, но жить в нем будет невозможно, а стоит подуть ветру, и без фундамента он рухнет.




Путешествия, другие культуры несомненно могут помочь по-новому взглянуть на свою жизнь и свою систему ценностей. Для меня во многом такой страной стала Шри-Ланка — первая страна, в которой я прикоснулся к Буддизму, как к религиозной и культурной основе, определяющей жизнь людей. Не просто понял, но на практике увидел, что можно по разному оценивать одни и те же вещи. Увидел, что счастье может быть не производной от набора приобретенных ценностей и решенных задач, а может быть основой жизни человека, его естественным, базовым состоянием. Что есть много вещей, которые сложно понять, но можно почувствовать. Причина и следствие поменялись местами, а вместе с этим и мир в каком-то смысле перевернулся вверх тормашками. Но для того, чтобы взаимодействие с другой культурой произвело такое действие, и что еще важнее, не осталось просто впечатлением, а ушло глубоко внутрь, и стало влиять на нашу жизнь, меняя её, нужна серьезная подготовка, работа, которая может занимать многие годы и десятилетия. Да и собственно всю нашу жизнь. Возможно, именно поэтому для одних людей поездка в другую страну остается просто интересной поездкой, для других становится духовным паломничеством, а для третьих вообще остается закрытой в виде внутреннего блока, протеста, неготовности ехать.




Как в вашу жизнь пришла фотография?


В начале это была в основном студийная фотография. А вот фотографировать людей в поездках я начал совершенно случайно. Это была обычная семейная поездка в Таиланд на отдых. Как у многих. Но что меня поразило больше всего — это улыбки. Во-первых, то что люди здесь улыбаются искренне, от сердца, и совершенно не корыстно, а во вторых, то что улыбка — это совершенно нормально, вне зависимости от того, кто кому улыбается. За улыбками нет никого тайного смысла или подтекста, желания познакомиться или что-то получить от человека. Это просто пожелание радости, тепла и любви. И для меня это оказалось, как наркотик — я улыбался местным жителям, иностранным туристам, просто самым разным людям, которых встречал на улице, всем без разбору. И люди улыбались мне в ответ. Этот обмен улыбками давал такой необыкновенный заряд энергии и счастья, что я уже просто не представлял, как можно встретить человека, и не поделиться с ним улыбкой. А в какой-то момент, как сейчас помню, мы приехали в китайский квартал в Бангкоке, у меня в руках была камера, и мне захотелось сфотографировать девушку, которая продавала что-то на улице. Не зная языка, улыбка помогла растопить лед, получить разрешение на съемку, и осталась... на фотографии. Потом мужчина с кусочком арбуза, ребенок с мороженым, дедушка с газетой... и везде улыбки. И оказалось, что фотография может сохранять эти эмоции. И потом на фотографии их видят другие люди, и тоже чувствуют это настроение, радость, доброту, счастье, которые излучают люди на моих снимках. Так я стал фотографировать чувства и делиться ими с другими людьми посредством фотографии. Так фотография людей стала еще одним способом исследовать мир и взаимодействовать с ним.




Вы фотограф уже почти 20 лет, и у вас много замечательных снимков из разных стран. Но невозможно не заметить, что главное на ваших фото – не страны, а люди. Почему?


Думаю, я частично ответил в предыдущем вопросе, а вообще здесь нет противоречия. Любая страна это в первую очередь люди. Причем не столько внешность, сколько внутренний мир, культура, религия, характер. Именно эти вещи в своей совокупности определяют самую суть любой культуры, и раскрывают не только настоящее и прошлое народа, но и его будущее. Ведь именно культура и характер людей во многом определяют их поведение, образ мыслей. Иногда заглянув в глаза представителей различных племен и народов, можно почувствовать, ждет их развитие и процветание или вымирание. Когда мы обращаем внимание на внешние проявления жизни людей — на быт, на архитектуру, одежду и пр., это несомненно интересно, но это всего лишь внешние проявления, которые могут быть случайными, а наши выводы ошибочными. Когда мы обращаемся непосредственно к людям, к их культуре, религии — мы обращаемся к первопричине, источнику. Ведь за всеми внешними проявлениями жизни любой страны стоит именно человек. Здесь совсем другая глубина и совсем другой масштаб информации. И конечно, это просто намного интереснее. Ведь мы-то тоже люди, и взаимодействуя с другими людьми, мы открываем что-то новое не только в других, но и в самих себе.




У вас есть фото из лагеря афганских беженцев в Исламабаде, на нем – девушка с ребенком на руках. Сейчас в рамках борьбы с наркотиками и торговлей оружием лагерь закрыт, но в нем по-прежнему живут люди. Что вы чувствовали в таком тяжелом месте? Удалось пообщаться с людьми?


Знаете, это не тяжелое место. Мы часто вешаем ярлыки, исходя из наших представлений, но они не всегда верные. Лагеря афганских беженцев существовали в Пакистане по сорок лет. Они стали домом для целых поколений. Люди влюблялись, женились, создавали семьи, рожали детей, дети вырастали, устраивали собственную жизнь. И вот эта обычная, состоящая из будничных мелочей жизнь, мало чем отличается от жизни любой деревни или поселка. Люди приспосабливаются к выживанию в любых условиях, и их жизнь составляют не ужасы, а обычные человеческие чувства. Когда мы общались с местными мужчинами, главной бедой почти все называли не тяжелые условия жизни или другие трудности, а неверные представления в мире, которые сложились об Исламе. В Исламе нет насилия, нет агрессии, нет врагов — но в мире есть люди, которым выгодно использовать Ислам, как ширму для неблаговидных дел, как прикрытие для террористических организаций, под флагом Ислама воспитывают из необразованных людей боевиков и смертников, при том, что это не имеет никакого отношения к сути религии. Однако часто это общее отношение распространяется на всех верующих, что значительно затрудняет жизнь и создает значительные проблемы.




Вы организуете авторские фототуры в страны Юго-Восточной Азии. Почему именно этот регион вам так симпатичен? (мне очень понравилось у вас вот это: «Кусочек Азии живет в каждом человеке. У кого-то глубоко внутри, у кого-то на поверхности. Кто-то не признается себе в этом и открещивается от своей Азии всеми силами, пытаясь ее уничтожить или не замечать». – но вам, разумеется, виднее, как отвечать на этот вопрос  :)


Да, думаю, так и есть. Мир всегда был разделен на две части. Восток, с центром в Гималаях — всегда был сосредоточением духовной жизни человека. Здесь накапливался духовный потенциал, который потом реализовывался на Западе. Это хорошо видно, если посмотреть на культуры разных стран. Культ тела, процветающий, скажем, в странах Южной Америки, уравновешивается культом духовности, который всегда поддерживался на Востоке. И этот баланс давал определенную гармонию. Однако, в последнее время ситуация поменялась, всеобщая интеграция, исчезновение границ — западная концепция потребления распространилась на весь мир. И баланс, а вместе с ним и весь наш мир, оказался под угрозой. И последние события хорошо иллюстрируют неблагополучие нашей цивилизации. И чтобы вернуть баланс и гармонию в нашу жизнь, необходимо вспомнить о душе — а проще всего это сделать именно в странах ЮВА.




ЮВА это совершенно другой мир: яркие краски, необычные традиции, праздники, нетронутая природа, но главное отличие — в людях. В их отношении к жизни. В том, как имея самую малость, живя в хижине на берегу озера без всяких удобств, образования, медицины, возможности путешествовать или покупать какие-либо вещи, люди все равно светятся счастьем, рады каждому гостю, всегда готовы прийти на помощь и поделиться последним. И это вовсе не значит, что люди не стремятся жить лучше. Стремятся. Просто это никак не влияет на их способность чувствовать себя счастливыми. Счастье — это основа жизни. Оно есть всегда. А все остальное временно, есть — хорошо, нет — ничего страшного. И думаю, осознанно или бессознательно, мы едем в Азию, чтобы научиться вот этому состоянию ни от чего не зависящего счастья. Научиться быть счастливыми. И очень многим это действительно удается.


Сможете одним-двумя предложениями описать, про что каждый ваш тур в зависимости от направления? (или не каждый, а например, 5 особенно дорогих вам)


Я могу описать одним-двумя предложениями все фототуры, которые я организовываю. Они все про людей, про общение, про знакомство с другими культурами, про фотографию, творчество, познание мира и, конечно, себя, как часть этого мира. Но, конечно, каждая программа имеет свои отличия, свою изюминку.


В Мьянме я был уже десять раз, и с нетерпением жду возможности вернуться снова. Это самая красочная и фотогеничная из всех стран, где я когда-либо был. И здесь живут самые открытые люди, которых когда-либо встречал в своих путешествиях.


Непал — это удивительный микс культур и религий, связь времен, переплетение прошлого и будущего физически ощущаемое на каждом шагу, в каждой деревне, в каждом храме, в каждом встреченном на своем пути человеке.


Северная Индия — это душа мира. Гималаи, воспетые Рерихом. Центр современного буддизма и древняя мудрость индуизма, которыми пропитана жизнь местных жителей.


Северный Пакистан — путешествие в долину Хунза. Все грани Ислама в окружении самых прекрасных горных хребтов в мире. Мир сильных духом мужчин и прекрасных женщин.


Борнео — мир тропиков и моря. Возможность поплавать с морскими черепахами, разобрать улов с рыбаками, и пообщаться с независимыми и свободолюбивыми морскими цыганами.




К слову о Борнео. Особенно захватывают ваши рассказы о тамошних морских цыганах. За что вы так полюбили это место и его людей?


Теплое лазурное море, маленькие островки, как в рекламе Баунти, покрытые белоснежным песком и пальмами, синее небо до горизонта — и среди этого тропического рая прямо посреди моря возле таких вот островков стоят на сваях простые деревянные домики, сбившись в небольшие деревни. У каждого домика привязана простая, выдолбленная из ствола дерева лодка. А в каждом домике куча детей — загорелых, веселых, свободных. Есть легенда, что раньше эти люди, как и все остальные племена, жили на суше и занимались земледелием. Но случилось несчастье, и дочь местного правителя похители враги, пришедшие с моря. Жители царства отправились на поиски своей принцессы, пообещав, что пока пока не найдут, не вернутся домой. Поиски затянулись и не увенчались успехом, а люди так и остались жить в море, став теми, кого сегодня называют морскими цыганами.




Приехать в гости к морским цыганам — все равно что попасть в затерянный мир, в котором время остановилось много десятилетий или может быть столетий назад. Без паспортов, без школ, без врачей — они научились жить в гармонии с морем, получая от него все, что нужно для жизни. Отличные плавцы и ныряльщики, они могут подолгу оставаться под водой, добывая еду себе и свой семье. Пока мужчины заняты промыслом, женщины готовят еду и занимаются детьми. А семьи здесь создают рано, в 15-17 лет девушки выходят замуж, рожают по 7-10 детей, и в 40 лет уже имеют множество внуков. Новая семья строит свой собственный дом, но бывает, что обходятся и без него — живут на одной большой, накрытой тентом, лодке. Здесь же в металлическом тазике разводят огонь, на котором готовят пищу, а в другой собирают пригодную для питья дождевую воду. Так и проходит вся жизнь год за годом.




Морских цыган часто называют просто людьми моря. И это вполне оправдано. Даже все верования их связаны с морем. Они верят, что появляются из моря и туда же уходят после смерти. Но и без этого связь морских цыган с морем чувствуется очень сильно. Вот уже который год мы снова и снова возвращаемся в эти места, смотрим, как меняется жизнь. Радуемся, когда кто-то из цыган узнает нас, спустя год. Привозим детям конфеты и другие угощения. Вместе плаваем и иногда добываем ужин с помощью длинного гарпуна. Вместе сидим и смотрим на море. И понимаем, что не вернуться в эти места для нас уже почти невозможно.




Когда люди умеют улыбаться сердцем – это бесценно, пишете вы. И пишете это про Мьянму. Чем еще вас влечет эта страна?

 

Мьянма — удивительная страна, в которой внешняя красота соединилась с красотой внутренней. Мьянма необыкновенно фотогенична, наполнена цветом, теплым цветом во всех мыслимых и немыслимых оттенках. Оранжевые закаты, тиковые мостики и горные туманы, золотые буддийские пагоды и монахи в оранжевых одеждах, устремляющиеся ранним утром в ближайшие города и деревни для сбора еды, так же как много лет назад это делал сам Будда. Дети, купающие буйволов в речке, и молодые ростки риса, появляющиеся над водой, разноцветные юбки мужчин и женщин, и узоры из крема танака на лицах. Пестрота деревенских рынков и поднимающийся к небу дымок от самодельной сигары, которую с задумчивой улыбкой курит очень пожилая женщина, улыбаясь самой себе, своим мыслям и всему окружающему миру. Мьянма бесконечна в самых разнообразных образах и сценках спокойной, глубокой и мирной жизни, мирной с окружающим миром и с самим собой.


Конечно, как в и любой стране, здесь есть свои сложности и свои проблемы, это нормально. Но что отличает Мьянму от многих других стран — Мьняма буддийская страна, и религия здесь не просто существует, а действительно влияет на жизнь каждого жителя. Достаточно вспомнить, что почти каждый мужчина хоть не долго, но жил в монастыре и был монахом. Чаще всего это происходит в детском возрасте, но прийти пожить в монастырь может любой человек и в течение всей своей жизни. Иногда бирманцы приходят пожить в монастырь в сложных жизненных ситуациях, перед принятием важных решений, или, например, перед свадьбой. Кто-то остается монахом на всю жизнь, а кто-то заводит семью и посвящает себя мирской жизни, но каждый человек практически на генетическом, врожденном уровне понимает, что жизнь нужно прожить максимально честно, делая добро и даря любовь окружающим людям, тогда с каждой следующей жизнью человек будет приближаться к главной цели — освобождению из череды человеческих перерождений. Говоря иначе, приближается к Будде. А поскольку жизней много, то можно особо не спешить. Главное двигаться в нужном направлении. Во многом именно такое мировоззрение в сочетании с жарким климатом, делает характер бирманцев доброжелательным и спокойным.




Мьянма — очень разная, исследовать ее можно бесконечно. Здесь живет множество народностей, причем у каждого народа свои традиция, своя кухня, свои ритуалы. Туристы видят в основном центр страны, а как много интересного все еще скрыто в удаленных регионах. Например, в лесах вдоль границы с Индией проживает множество племен, отличающихся друг от друга. Некоторые очень небольшие и до сих пор сохраняют свои языческие верования. Есть племена, в которых наносят на лица особые татуировки, которые облегчают душам умершим после смерти перейти в мир духов. В некоторых племенах до сих пор хранят черепа убитых врагов. В каких-то местах представители племен приняли буддизм, а в некоторых — христианство, которое активно проповедовали в этих местах миссионеры еще в прошлом веке. И это лишь краткое упоминание одного процента того, чем может поделиться с пытливым путешественником эта удивительная страна. Чтобы рассказать про Мьянму понадобилась бы небольшая книжка.




Ее величество, страна-сказка, страна крайностей – это лишь часть определений, которыми вы называете Индию. Расскажите подробнее, какая она, ваша Индия?


Рассказывать про Индию можно бесконечно, и в тоже время это самое неблагодарное занятие. Знаете, говорят, что Индию либо любят, либо ненавидят. Нет людей, которых она оставляет равнодушными. Думаю, это правда. И дело здесь в том, что когда мы пытаемся понять Индию головой или подстроить под свои представления, под себя, у нас ничего не получается. Индия — это про чувства вопреки логике и здравому смыслу. Тот случай, когда вроде ничего хорошего нет — грязно, туалет под ногами, таксисты пытаются обмануть, еда такая острая, что еще её нужно умудриться переварить, тротуаров нет, а перейти дорогу так, чтобы не попасть под какой-нибудь сумасшедший тук-тут еще надо постараться, вчера в храме макака отняла очки и потом с соседнего дерева строила рожи... А потом вдруг увидел улыбку обычной женщины, которая просто несколько секунд посмотрела на тебя с такой удивительной теплотой и мудростью, что все мнимые неудобства просто исчезли, и осталось то необыкновенное чувство, которое захватывает полностью — всего от одного взгляда, но переворачивает всю твою жизнь. И ты понимаешь, что Индия — это твое, что ты будешь приезжать сюда снова и снова. И вот так, или как-то по-другому — у каждого же свой путь, и начинается история взаимоотношений с этой удивительной страной.




Если говорить про меня, то моя Индия сегодня — это мудрость людей и переплетение культур и религий — буддистские монахи, верующие в индуистских храмах, смелые и благородные сикхи, садху в оранжевых одеждах и конечно, простые люди, жизнь которых пропитана тысячелетний верой и культурой Индии. Это горы — величественные Гималаи с самыми сумасшедшими рассветами, которые я когда-либо видел. Космические горные пейзажи, которые открываются путешественнику на высоте более 4000м., когда ты сам и все вокруг — деревни, дороги, монастыри — кажутся такими маленькими на фоне величественных горных хребтов. Гималайские кедры и террасы рисовых полей, с грациозными женщинами в ярких сари. Кирпичные заводы с тяжелым трудом женщин и детей, которые в любой ситуации не падают духом. Переполненные людьми и древними храмами улочки маленьких индийских городков. Запах уличной еды и специй. Звуки пудж и танцы буддийских монахов в горных монастырях, благословения мудрых йогинов и смех молодых монахов. Наполненные любовью и светом глаза простой тибетской женщины, проходящей кору вокруг священного озера, окутанного морем легенд и тайн. Но главное чудо в том, что у Индии есть абсолютно все, и каждому она дает именно то, что ему нужно. Главное — это готовность принять этот бесценный дар. И тогда Индия в полной мере станет Её величество страной-сказкой, в которую захочется возвращаться снова и снова.




Одно из ваших любимых мест на свете – город Дхарамсала на севере Индии. Почему?


Здесь все очень просто. Когда-то почти заброшенный городок в предгорьях Гималаев преобразился после того, как Далай Лама покинул Тибет и нашел пристанище в Индии. Вслед за своим духовным лидером последовали тысячи тибетцев, причем как раз те, кто хотел посвятить свою жизнь изучению буддизма, и для кого была особенно важна свобода идти путем своих предков, свобода выбирать свою веру, религию. Ведь не секрет, что китайцы приложили немало усилий для уничтожения буддизма в Тибете. Во многих монастырях было ограничено максимальное количество монахов, в результате чего, те, кто хотел стать монахами, не имели такой возможности у себя на родине. У них оставался один путь — в Индию. И люди, скрываясь от китайских властей, часто по много месяцев, пешком, через высокие горы, оставляя позади свои семьи, шли в Индию, чтобы обрести свободу и быть рядом с Далай Ламой. В результате сейчас Дхарамсала стала не просто новым домом для многих тысяч тибетцев, но центром духовной жизни, объединившим наиболее верующих и устремленных людей, создавших в этом месте необыкновенную атмосферу любви и сострадания.




Сегодня в Дхарамсале живет множестве высоких лам и геше, находится множество монастырей. Кроме Резиденции Далай Ламы, которая почитается верующими как святыня, и вокруг которой проходит кора, здесь находится большая тибетская библиотека и институт тибетской медицины и астрологии Мен-Тси-Ханг. Здесь открыты тибетские школы и культурные центры. Проходят учения по буддизму, есть центры по изучению тибетской медитации и многое другое. Можно сказать, что Дхарамсала сегодня — это уникальное место для всех, кто так или иначе интересуется тибетским буддизмом или хочет прикоснуться к тибетской культуре.


В некоторых турах вы с группой посещаете врачей тибетской медицины. Расскажите об этом подробнее.


В одной из наших экспедиций по северу Индии в нашей группе был человек, который страдал от болей в спине. У нас в стране он заплатил очень большие деньги за диагностику и лечение, был у разных специалистов, но за несколько лет ситуация только ухудшалась. Поскольку одна из наших остановок была в Дхарамсале — центре тибетского буддизма в Индии, я предложил зайти к врачу тибетской медицины. Врач пощупал пульс моего друга и определил, что источник проблемы не в спине, а в почках и некоторых других нарушениях организма, сама же спина совершенно здорова. Прописал местные травы и дал рекомендации по питанию и образу жизни. Уже через несколько дней, мучившие несколько лет боли в спине, полностью прошли.


Как я потом узнал, только по пульсу врачи тибетской медицины могут считывать до нескольких тысяч параметров. А если человек является наследственным врачом и обладает определенными возможностями, то он может определить не только состояние вашего организма, но даже предсказать некоторые события, которые произойдут с человеком в ближайшем будущем. Я сталкивался с такими случаями, и все оказывалось правдой. Но и без таких уникальных способностей врача тибетская медицина остается очень эффективным средством помощи человеку при самых разных проблемах и заболеваниях. Я смог убедиться в этом на примере тех участников наших туров, которые обращались к тибетским врачам с самими разными проблемами, и получали очень хорошие результаты. И одним из главных отличий тибетской медицины от современной аллопатии является то, что что она не делит человека на отдельные органы, а рассматривает его, как единое целое. И если находит нарушения, то очень мягко корректирует их с помощью трав и рекомендаций в области питания. Ведь то, что мы едим, так же очень сильно влияет на нас. Что так же очень важно, тибетская медицина может увидеть и диагностировать внутренний дисбаланс, который еще может не проявиться какай-либо болезнью, но уже влиять на человека. Таким образом можно увидеть и справиться с болезнью еще до ее появления на внешнем уровне.


Но что для меня оказалось еще более важным и интересным, это то, что тибетская медицина существует не сама по себе, а в неразрывной связью с буддийской религией и философией. Врачи, рассматривают человека не только, как физический организм, а как единство души и тела. В тибетской медицине есть не только понимание кармических болезней, но и понимание того, как негативные, неправильные эмоции, чувства человека могут влиять на физическое состояние человека, и могут как быть причиной болезней, так и способом излечения. Не будет преувеличением сказать, что тибетская медицина врачует не только тело, но и душу человека, чем возможно и объясняется её эффективность.


Когда я первый раз пришел в обычную клинику тибетской медицины в Индии — что-то вроде нашей поликлиники — то, что я увидел, произвело на меня сильное впечатление. Желая быть одним из первых, я пришел еще до открытия. Когда клиника открылась, все врачи собрались в одной из комнат, и я услышал пение — все собравшиеся произносили слова буддийской молитвы. Продолжалась молитва примерно полчаса, потом начался прием. Как я потом узнал, так начинается каждый рабочий день. А после приема врач дал мне карточку, в которой написал назначение, рекомендации и мои жалобы — а на обороте, то что называется памятка пациенту. Среди большого количества рекомендаций, связанных с пищей и образом жизни, на первом месте там был пункт о необходимости ежедневно сохранять внутренний мир и осознанность всего, что мы совершаем в жизни. То есть тот целостный подход, которого так не хватает нашей современной медицине.




У вас есть целая серия материалов из разных монастырских школ. И даже сбылась ваша давняя мечта: пожить в настоящем буддийском монастыре. Чем вам интересная эта тема – и каковы впечатления от проживания? В чем трудность и легкость в жизни монаха?


В монастырь чаще всего уходят по велению души. Потому что чувствуют такую потребность, призвание. Чтобы понять жизнь монаха, скажем, в Индии или в Тибете, нужно принять другую, отличную от нашей, систему ценностей. Если у нас уход в монастырь — это своего рода уход от жизни, то там все наоборот. Быть монахом — значит, с одной стороны, быть очень уважаемым человеком, а с другой — это максимально короткий путь, на котором человек может прийти к состоянию Будды, обрести истинное счастье и помочь всем остальным людям так же стать по-настоящему счастливыми. Это, кстати, еще очень важный момент в тибетском буддизме — личное счастье невозможно без счастья всех живых существ. Так реализуется принцип единства и взаимосвязи всего живого. В Тибете очень часто один или несколько детей в семье становятся монахами — и несмотря на то, что это происходит в детском возрасте, это почти всегда происходит по желанию самого ребенка. И сколько я не общался с монахами самого разного возраста — ни один ни разу не пожалел о своем выборе.




В Индии настолько сильно включается подсознание, что часто внешние события уже явно определяются какими-то внутренними причинами и каждому дается именно то, что ему нужно в этот момент. И самое лучше, что может сделать путешественник, довериться сердцу, отдаться потоку и постараться не спорить с ним, а увидеть смысл в происходящих событиях. Точно так же цепь случайностей всегда приводила меня в разные монастыри.


Помню, мы как-то жили на севере Индии, и с нашим водителем поехали в соседний город. Проезжая вдоль гор я на гугл картах где-то в стороне от дороги увидел обозначение буддийского монастыря. Мы решили заехать. Около получаса мы плутали по маленьким дорожкам среди деревень, полей и холмов, и наконец приехали к монастырю. Это оказалась монастырская школа, в которой живет около десяти взрослых монахов и учится примерно пятьдесят молодых послушников. И как удивительно было встретить в монастыре двух русских ребят, которые жили в монастыре и работали волонтерами — обучали молодых монахов английскому языку. Мы проговорили несколько часов. Обменялись контактами с местными монахами, познакомились с местным поваром. А спустя несколько месяцев решили вернуться снова. Повар, который занимался в монастыре всеми хозяйственными вопросами, встретил нас как родных, и поселил в как раз освободившуюся монашескую комнатку.




А потом было погружение в жизнь монастыря. Общение с монахами. Ранние подъемы и совместные пуджи. Помощь по кухне и походы в горы и к священным пещерам, совместные игры в мяч и вечерняя кора вокруг монастыря при свете луны. Мудрость монахов проскальзывала в коротких фразах, но главным были не слова, а чувства, которые рождались в мелочах совместного быта. Ведь монастырь — это большая семья, в которой каждый пытается помочь другому на пути развития таких качеств, как сострадание, единство, любовь, помощь. Ведь буддизм это не только пуджи, медитация, молитвы, сложные ритуалы и философия. Это в первую очередь трансформация собственного характера, воспитание в себе умения любить и сострадать другим людям. А это возможно только через мелочи каждодневной обыденной жизни.


В трактате по буддийской медицине есть такой метод лечения, когда больного человека помещают в общество духовно здоровых людей, и со временем ему становится лучше. Место, в котором мы находимся, общество, люди, которые нас окружают, достаточно сильно влияют на нас. И такое влияние может быть как позитивным, лечебным, так и негативным, разрушительным. Поэтому очень важно выбирать себе правильную компанию. И точно так же действует нахождение в монастыре. Просто принимая монастырскую жизнь и становясь ее частью, она начинает менять тебя изнутри, и вот спустя какое-то время, не отдавая себе в этом отчета, ты чувствуешь что изменился, и стал немножко другим человеком. Наверное внутренняя потребность в развитии души, в трансформации характера и являются теми причинами, которые заставляют приезжать в такие места, жить здесь, и возвращаться снова и снова.




Во время поездок вы общаетесь с разными мудрыми людьми: геше, монахами, садху. Какие их ответы на ваши вопросы вы уже успели осознать, а какие – все еще нет?


Вы знаете, думаю, что осознать все не дано никому. Ведь, если мы постигли все, то нам некуда идти, значит развитие закончилось, а для человека это означает смерть. А пока мы живы, мы всегда находимся на пути познания и развития. И даже самый великий мудрец не знает ответов на все вопросы. Но мне очень понравились слова одного старца, с которым мы познакомились и общались в Дхарамсале, на севере Индии. Мы говорили о популярности буддизма у европейцев, о том, что многие люди начинают следовать буддизму, и разговор зашел об ошибках, которые совершают люди, которые только начинают практиковать буддизм. «Часто приезжают разные люди, садятся в позу для медитаций с важным видом, медитируют, называют себя буддистами. Это выглядит очень смешно, потому что к буддизму не имеет никакого отношения. Буддизм начинается не с медитации, а с обучения, с формирования правильного мировоззрения. Монахи учатся по 20-40 лет, чтобы понять буддийскую философию. Это основа. Это дает правильное понимание мира, понимание целей. Только пройдя это обучение, стоит приступать к медитации и другим практикам. Тогда они действительно принесут пользу.»


Слова пожилого буддиста произвели на меня сильное впечатление. Мы часто пытаемся вырвать из контекста какие-то умные мысли или чудодейственные практики, думая, что они принесут нам пользу или изменят нашу жизнь. Поверхностно прочитав одну умную книжку, и восхитившись написанным, хватаемся за другую. Но на практике это не работает. Если мы хотим действительно куда-то прийти, нужно начинать с самого начала, и медленно и терпеливо идти шаг за шагом по выбранному пути. И тогда результат обязательно будет. А каким будет этот путь, зависит от каждого человека, путей, как говорил Будда, может быть бесконечное множество, главное, чтобы они вели к правильной цели. А понимание цели, как раз дает мировоззрение человека, с формирования которого и стоит начинать любой путь.


Во время одной из поездок по северу Индии вам удалось снять на улице необычного человека – служителя богини Кали. Какой была эта встреча?


Тогда мы с группой ехали в долину Спити и сделали небольшую остановку в одном небольшом городке, каких много в Индии. Пока мы ожидали еду, заказанную в небольшом ресторанчике возле дороги, наше внимание привлек человек, одетый во все черное, на поясе его висели обрубки рук, из рта торчал длинный, красный, пластмассовый язык. В одной руке он держал большой, странной формы топор, а в другой большой ржавый таз, в который складывали подаяние те, к кому подходил этот черный садху. Но самым необычным в облике этого человека был пустой, почти мертвый взгляд неподвижных глаз. Казалось он находился в состоянии сна или транса. Он просто подходил к продавцам или прохожим, смотрел сквозь людей, и шел дальше. Фотография не передает того впечатления, которое оставалось после встречи.




В последствии я разговорился с хозяином кафе, в котором мы обедали, и он рассказал, что этот садху — служитель богини Кали. Садху в Индии называют странствующих монахов или паломников, которые оставили блага цивилизации и посвятили всю свою жизнь поиску и служению Богу. Но поскольку в Индии Бог может принимать множество самых разных обличий и воплощений, то и садху существует великое множество. Обличье встреченного нами человека явно указывало на его связь с богиней Кали, которую иногда называют богиней смерти. На самом деле это не совсем так, и суть ее вовсе не является такой мрачной, как может показаться на первый взгляд. Она действительно вооружена и отнимает у людей все их мирские привязанности, включая порой и жизнь, но только в том случае, если они начинают мешать человеку, заслоняя от него его божественную сущность.


Однако, каждый понимает свой путь служения выбранным божествам по своему. Некоторые выбирают достаточно экстремальные пути и практики. Известны садху, которые живут на кладбищах, медитируют среди трупов, представляют себя уже умершими трупами — это помогает преодолеть привязанность к жизни и раскрыть в себе скрытые способности. Институт садху — важная часть жизни Индии, знакомство с которой погружает нас в культуру, религию, историю и традиции, сохранившиеся в Индии с далекой древности. Еще со времен Будды, когда более чем три тысячи лет назад, многие люди вели обычную жизнь примерно до 40-45 лет, а построив дом и вырастив детей, становились странствующими монахами, и посвящали оставшиеся годы заботе о своей душе, медитации, подготовке к следующей жизни.


А где вам встретились охотники за головами? Расскажите о таких людях подробнее.


Охотники за головами — одна из немногих уникальных возможностей вернуться в то прошлое, которое сейчас бесследно исчезает. Это племена, которые живут на границе современных Индии и Мьянмы. Еще совсем недавно сюда не пускали туристов, так как ни одна из стран фактически не контролировала эти территории. И даже сейчас контроль со стороны официальных властей здесь очень условный. Исторически эти территории были разбиты на небольшие деревни — общины, во главе каждой из которых стоял свой король — местный правитель, который и осуществлял управление своей деревней. Поскольку племен было много, многие были кочевыми, то нередкими были столкновения между разными племенами, в том числе за земли и охотничьи угодья. И охотники за головами — или если быть точнее — наги — всегда побеждали своих врагов, благодаря силе, агрессивности и давней традиции отрезать врагам головы. Собственно так они и получили свое название. Головы они очень активно отрезали до последнего времени — только официальные случаи зафиксированы во второй половине прошлого столетия, а неофициальные, возможно, происходят до сих пор.




У нагов жизнь подчинена собственным традициям и правилам, некоторые из которых сохранились, а некоторые уходят в прошлое. Нам, например, повезло познакомиться и пообщаться с одним из королей, который в настоящее время ушел в отставку, и его двумя женами. Он посетовал нам, что после прихода протестантских миссионеров и официального принятия христианства, он лишился почти всех своих жен, которых в лучший период его жизни было ни много ни мало шестьдесят. Вид у местных мужчин и сейчас весьма устрашающий — тяжелый взгляд исподлобья, направленный в сторону чужаков, органично дополняют татуировки на лицах, вставленные в уши рога и кости животных. У некоторых мужчин на шеях можно увидеть ожерелья, с вылитыми из расплавленного метала маленьким черепами — говорят, что количество черепов должно соответствовать реальному количеству отрубленных голов данным воином. Насколько это правда, сказать не берусь, но количество реальных человеческих черепов, которые до сих пор можно увидеть в домах у многих жителей в Нагаленде впечатляет.




Впрочем, несмотря на все усилия паломников, они здесь не сильно преуспели. Построенные школы и миссии часто стоят заброшенными, полуразвалившимися и заросшими травой и деревьями. А об истиной вере напоминают идолы, которых можно увидеть на центральных площадях в той или иной деревни. Почти в каждой деревне есть возможность встретиться и пообщаться с прошлыми королями — именно к ним и везут первым делом гиды, однако реальные правители деревень, в отличии от бывших, стараются держаться в тени, и не особо идут на контакт с туристами. Связано это и с не слишком общительным характером нагов в целом, и с незаконной торговлей наркотиками, которая до сих пор процветает в этом регионе. Однако, если провести в деревне какое-то время, а еще лучше, если удастся попасть на какой-то праздник или общественное событие, то по отношению жителей, сразу становится понятно, кто управляет той или иной деревней.


Нагаленд — не слишком комфортный мир, но безусловно интересный, располагающий к размышлениям. Ехать сюда стоит как минимум на неделю, если вы хотите хоть немного прикоснуться к жизни этих людей. Этот мир будет раскрываться через маленькие встречи, ситуации на дороге, взгляды людей, неожиданные находки и истории. И чтобы они проявились, нужно хоть немного времени. И еще во избежание неприятных ситуаций, обязательно нужно брать местного гида. И тогда путешествие в Нагаленд будет интереснейшим опытом, подарит множество впечатлений.




Какие народности/племена из встреченных вами – особенно удивили?


Мы только что говорили про Нагаленд. А мне вспомнился праздник камня, на который нам повезло попасть. Это очень интересный ритуал, который заставил меня по-другому взглянуть на жизнь этих людей. Суть ритуала в том, что когда планируется строительство какого-то важного общественного здания в деревне, то рядом с местом строительства закладывается камень. Камень выбирает местный священник, часто он находится очень далеко от деревни, и представляет собой огромную глыбу. Когда камень выбран, то возле него собирается вся деревня, читается молитва, камень обвязывается веревками, и вся деревня вручную тащит его к месту строительства часто несколько километров через горы. Что важно, в этом действии принимают участие абсолютно все жители, от дряхлых стариков до женщин и детей. Процесс может занимать несколько дней. И все эти дни царит необыкновенно радостная атмосфера настоящего праздника. Ритуал лишен практического смысла, так как этот камень даже не используется в строительстве, но он обладает огромным объединяющим значением для всех жителей деревни. Поддерживает дух единства и взаимопомощи. Позволяет проявиться тем чувствам, которые на первый взгляд было сложно ожидать от столь свирепых языческих племен. И это еще раз наглядно показывает, что мир нельзя делить на белое и черное, и где бы мы не путешествовали, всегда можно найти что-то важное и интересное, чему нам самим можно и стоит поучиться.




Коронавирус: насколько он изменил ваши планы? Как прошел ваш год? Кажется, вы не доехали до Азии, но все же побывали, например, в Кабардино-Балкарии.


Не могу сказать, что пандемия никак не повлияла на мою жизнь. В последний момент пришлось отменить несколько интересных поездок. Неизвестность и психологическое давление тоже стали непростым испытанием. Но все-таки во всем можно найти свои плюсы и возможности. Ведь так, где закрывается одна дорога, всегда открываются две других. Конечно, мало кому понравится такое сравнение, но Шри Арубиндо серьезный прорыв в своей практике смог сделать в то время, когда находился в тюрьме. Это напоминает мне, что на самом деле в жизни границы и барьеры ставим себе только мы сами, и только от нас зависит, расценивать то, что происходит в нашей жизни, как проблему или как новую возможность.


Как и у многих, невозможность путешествовать заграницу, дала возможность лучше узнать наши родные просторы. Увидеть то интересное, до чего до этого не доходили руки. Я смог исследовать Кабардино-Балкарию, побывал в Ингушетии, Чечне, сделал очень интересную программу по неизвестному горному Дагестану, в который мы поедем с группой уже в апреле.


Ну и конечно, внешние ограничения, это лишний повод и стимул заглянуть внутрь себя. Возможность прислушаться к себе. Своими целям, желаниям, приоритетам. Благодаря вынужденной паузе у меня наконец дошли руки до организации творческих встреч в Москве, создания уникальной творческой среды, пространства, о котором я давно мечтал, но тоже руки дошли только сейчас.


Конечно, пандемия — это большое несчастье, много людей тяжело болеют, много замечательных людей умерли от болезни. Но отрицательные эмоции и переживания еще никому не помогли справиться с проблемами. Все что нам предлагает жизнь — не случайно, и на все жизненные ситуации стоит смотреть, как на возможность развития и самосовершенствования. Тогда справиться с проблемами будет намного проще.




«Вернулся в Москву после очередной экспедиции по северной Индии. Как назвал мою очередную поездку сын, уход в очередной ретрит». Что для вас лучший ретрит?


Самый лучший ретрит — это наша повседневная жизнь. Взять хотя бы пандемию. Чем не ретрит? Отличный ретрит! :) Ведь, чтобы мы не напредставляли и ненамедитировали в комфортных условиях, по-настоящему важно только то, что проходит проверку обыденной, каждодневной жизнью и навсегда остается с нами, чтобы не происходило вокруг и где бы мы ни были. Как сказал бы какой-нибудь учитель — самые лучшие условия для ретрита те, в которых мы сейчас находимся.




Возврат к списку