Читая Сонтаг. Фотография и моральная позиция

Читая Сонтаг. Фотография и моральная позиция

Фотографии не могут создать моральную позицию, но могут ее подкрепить или способствовать ее зарождению.

Событие само по себе может заслуживать фотогра­фирования, но, каково его содержание, решает все же идеология (в самом широком смысле). Не может быть свидетельства о событии, фотографического или ино­го, пока само событие не названо и не охарактеризова­но. И не фотосвидетельства выстраивают — а вернее, опознают — событие; они вносят свой вклад только по­сле того, как событие названо. Окажут ли фотографии моральное воздействие — зависит от наличия соответ­ствующего политического понимания ситуации.

Сьюзен Сонтаг. О фотографии.

Для меня это очень важные слова, которые существенно выходят даже за рамки того смысла, который вкладывала в них Сонтаг. Для меня это про то, что контекст, в котором демонстрируется фотография, оказывается на порядок важнее самой фотографии. И в этом смысле и сама фотография мало что может изменить, только подлить масла в огонь. Есть определенные тенденции, есть взгляды на жизнь, доминирующие в обществе или в определенных кругах. И успех работы во многом зависит именно от того, насколько он в эти тенденции попадает. Сколько сейчас публикуется и побеждает на конкурсах работ, главная ценность которых в том, что они поддерживают определенную идеологию, взгляд на события окружающего мира. А если у меня другой взгляд? У меня банально нет ни одного шанса быть замеченным. Более того, одни и те же работы, созданные и показанные в разном контексте, будут восприняты совершенно по-разному. Или не восприняты вовсе. Хорошо, если автор внутренне разделяет доминирующую тенденцию, а если нет? У него дилемма: прогнуться под спрос или остаться без аудитории. И где тут свобода, которую нам дает искусство?! Вопрос риторический...

И это не только про политику. Я уверен, что какой-нибудь абстрактный Моне творил во времена античности. Но был абсолютно не понят современниками, и поэтому мы ничего о нем не знаем. Моне реальный родился во время, когда тенденции импрессионизма уже витали в воздухе, и хотя художественная среда его не принимала, мир уже был готов к такому взгляду на самого себя. Моне лишь предугадал. И сегодня это прекрасные произведения искусства, которые прекрасны вне времени и контекста. Но появись они в другое время, я уверен, они пошли бы на топку печи.

Возвращаясь к фотографии, мне кажется, что вырвать восприятие и вообще существование работы из контекста множества факторов, ее окружающих, просто невозможно. Но в каждой работе есть вещи вневременные, а есть сиюминутные. Есть то, что было понятно и 3000 лет, что будет понятно и спустя 3000, и это не застывшие сюжеты, а то, что тоже можно развивать. А есть то, что понятно и актуально вот только здесь и сейчас, и полностью зависит от оценки ситуации. И вот эти две части могут составлять разное процентное соотношение в работах. Последнее время появилось очень много работ, которые почти полностью строятся только на контексте. Многие видят в этом развитие, мне же видится в этом отражение проблем нашего общества. Фотография превращается в нечто, сама того не замечая, что просто выполняет роль обслуживания задаваемых идей и тенденций. Не могу не вспомнить период, когда почти в каждом фильме к месту и не к месту, но должен быть чернокожий, трансгендер и какая-нибудь однополая пара. Но впрочем, для думающих и чувствующих людей, не впервые возникает вопрос: потакать тенденциям или следовать голосу своего сердца, который еще нужно суметь услышать. А у особо талантливых получается несмотря ни на что, и найти своего зрителя, и показать ему то, что возможно тому совсем не хотелось бы увидеть.

И да, напишу еще пару слов. Любая сильная привязка к сиюминутному контексту почти всегда предполагает разделение и противопоставление. Мы поддерживаем одну позицию, которая выступает против другой. Это не способствует ни пониманию, ни осмыслению, ни объединению, а наоборот приводит к разделению и потенциальным конфликтам. Чтобы увидеть причину и следствие, чтобы понять суть, нужно обычно подняться над ситуацией, а это требует совсем другого взгляда на мир. Это требует времени. И за счет этого мы уже уходим от вот этой сиюминутной привязки к здесь и сейчас.

Все это просто размышления на тему, подпитанные чувствами. Я же для себя просто стараюсь отделить в работах, которые я вижу, вневременное содержание и сиюминутный контекст, определяющий восприятие работы. Первое, мне, конечно, намного интереснее и ближе.

Возврат к списку