Читая Сонтаг. Фотография и моральная позиция
Фотографии не могут создать моральную позицию, но могут ее подкрепить или способствовать ее зарождению.Событие само по себе может заслуживать фотографирования, но, каково его содержание, решает все же идеология (в самом широком смысле). Не может быть свидетельства о событии, фотографического или иного, пока само событие не названо и не охарактеризовано. И не фотосвидетельства выстраивают — а вернее, опознают — событие; они вносят свой вклад только после того, как событие названо. Окажут ли фотографии моральное воздействие — зависит от наличия соответствующего политического понимания ситуации.
Сьюзен Сонтаг. О фотографии.
Для меня это очень важные слова, которые существенно выходят даже за рамки того смысла, который вкладывала в них Сонтаг. Для меня это про то, что контекст, в котором демонстрируется фотография, оказывается на порядок важнее самой фотографии. И в этом смысле и сама фотография мало что может изменить, только подлить масла в огонь. Есть определенные тенденции, есть взгляды на жизнь, доминирующие в обществе или в определенных кругах. И успех работы во многом зависит именно от того, насколько он в эти тенденции попадает. Сколько сейчас публикуется и побеждает на конкурсах работ, главная ценность которых в том, что они поддерживают определенную идеологию, взгляд на события окружающего мира. А если у меня другой взгляд? У меня банально нет ни одного шанса быть замеченным. Более того, одни и те же работы, созданные и показанные в разном контексте, будут восприняты совершенно по-разному. Или не восприняты вовсе. Хорошо, если автор внутренне разделяет доминирующую тенденцию, а если нет? У него дилемма: прогнуться под спрос или остаться без аудитории. И где тут свобода, которую нам дает искусство?! Вопрос риторический...
И это не только про политику. Я уверен, что какой-нибудь абстрактный Моне творил во времена античности. Но был абсолютно не понят современниками, и поэтому мы ничего о нем не знаем. Моне реальный родился во время, когда тенденции импрессионизма уже витали в воздухе, и хотя художественная среда его не принимала, мир уже был готов к такому взгляду на самого себя. Моне лишь предугадал. И сегодня это прекрасные произведения искусства, которые прекрасны вне времени и контекста. Но появись они в другое время, я уверен, они пошли бы на топку печи.
Возвращаясь к фотографии, мне кажется, что вырвать восприятие и вообще существование работы из контекста множества факторов, ее окружающих, просто невозможно. Но в каждой работе есть вещи вневременные, а есть сиюминутные. Есть то, что было понятно и 3000 лет, что будет понятно и спустя 3000, и это не застывшие сюжеты, а то, что тоже можно развивать. А есть то, что понятно и актуально вот только здесь и сейчас, и полностью зависит от оценки ситуации. И вот эти две части могут составлять разное процентное соотношение в работах. Последнее время появилось очень много работ, которые почти полностью строятся только на контексте. Многие видят в этом развитие, мне же видится в этом отражение проблем нашего общества. Фотография превращается в нечто, сама того не замечая, что просто выполняет роль обслуживания задаваемых идей и тенденций. Не могу не вспомнить период, когда почти в каждом фильме к месту и не к месту, но должен быть чернокожий, трансгендер и какая-нибудь однополая пара. Но впрочем, для думающих и чувствующих людей, не впервые возникает вопрос: потакать тенденциям или следовать голосу своего сердца, который еще нужно суметь услышать. А у особо талантливых получается несмотря ни на что, и найти своего зрителя, и показать ему то, что возможно тому совсем не хотелось бы увидеть.
И да, напишу еще пару слов. Любая сильная привязка к сиюминутному контексту почти всегда предполагает разделение и противопоставление. Мы поддерживаем одну позицию, которая выступает против другой. Это не способствует ни пониманию, ни осмыслению, ни объединению, а наоборот приводит к разделению и потенциальным конфликтам. Чтобы увидеть причину и следствие, чтобы понять суть, нужно обычно подняться над ситуацией, а это требует совсем другого взгляда на мир. Это требует времени. И за счет этого мы уже уходим от вот этой сиюминутной привязки к здесь и сейчас.
Все это просто размышления на тему, подпитанные чувствами. Я же для себя просто стараюсь отделить в работах, которые я вижу, вневременное содержание и сиюминутный контекст, определяющий восприятие работы. Первое, мне, конечно, намного интереснее и ближе.