Несколько мыслей о фотографии

Несколько мыслей о фотографии

1. Фотография не может быть целью. Это всегда средство, от которого можно отказаться или заменить другим. Это важно.
2. Если фотография не является целью, то что цель? Нужно определиться с целью хотя бы потому, что именно цель определяет средство. А значит и нашу фотографию. Хорошо, когда цель в фотографии не противоречит смыслу жизни, а является ее частью.
3. Средств для достижения цели, как и фотографий, может быть очень много. В отличие от цели.
4. Давайте попробуем придумать, чем мы можем заменить фотографию в достижении наших целей. Это развяжет нам руки и сделает нашу фотографию легкой. Мы не будем зависеть от нее. И излишне отвлекаться на технические моменты.
5. Если мы говорим о фотографии человека, то в первую очередь нам нужно понимать, что такое человек. Я бы выделил несколько уровней.


Внешность, черты лица, одежда, прическа, макияж — внешний слой. Важен, если определяет культуру, религию человека, принадлежность к определенной группе. Например, стриженные волосы и оранжевые одежды буддийских монахов. В то же время нужно понимать, что я могу постричь волосы и надеть оранжевые одежды, и тогда эта одежда ничего не будет говорить обо мне.

Человек, это определенный характер, привычки, поведение и реакции на окружающий мир. Это уже больше говорит о конкретном человеке.

Человек — это определенная карма. Светлая или проблемная. Карма, связанная одновременно и с родителями и с прошлыми жизнями. Именно поэтому даже в маленьком ребенке можно порой увидеть определенную предначертанность и судьбу. Бывает легкую, бывает непростую или даже трагическую. Что впрочем не значит, что ее нельзя изменить.

Любой человек на глубинном плане — всегда является частью различных групп, в которые он входит. Они тоже имеют свою карму, свою энергетику, свои особенности. Это могут быть объединения по национальному признаку, религиозному, территориальному и пр. Скажем, японцы и американцы очень разные. Но эта разность не столько внешняя, сколько внутренняя. Они по-разному ведут себя в разных ситуациях. По-разному чувствуют. Если японцам больше свойственно коллективное мышление, единство, то американцы — больше индивидуалисты. Для американца собственная жизнь почти всегда будет на первом месте, а для японца есть более важные вещи. Поэтому в Америке в принце не возможно существование, скажем, харакири — ритуального самоубийства. Почти не встречается добровольный уход в отставку и т. д.

Еще дальше — глубинные чувства и глубинные эмоции человека. Именно они определяют его характер, карму, судьбу и пр. Проявляются они в том, как себя человек ощущает в мире. Как эмоционально реагируют в разных ситуациях. Способен ли он выдержать боль потери. Как поведет себя в критической ситуации. Работая с этим уровнем, мы работаем с одним из самых глубинных уровней человека. Портрет, который отражает глубинные чувства, может рассказать о человеке все: его судьбу, характер, судьбу его детей и внуков. Показать как светлые, так и проблемные стороны личности.

Последний уровень. В котором все индивидуальные особенности человека уходят на второй план. Если мы принимаем божественную природу человека, то мы не можем отказать в божественном начале, которое есть в любом живом существе. В моем понимании Бог проявляется в человеке через чувство Любви. Через это же чувство происходит и познание Бога. Если мы это понимаем, то мы так же понимаем, что Любовь есть в каждом человеке. Даже не говоря слово Бог, не сложно допустить, наличие Любви, как некоего объединяющего чувства, которое свойственно всем людям. Увидеть и раскрыть в человеке это чувство, по моему субъективному мнению, и есть главная задача фотографа.

В чем ценность раскрытия любви в портрете человека? Очень просто. Все предыдущие уровни позволяют рассказать что-то о человеке, как ему самому так и зрителям. Кто-то может сделать определённые выводы. Но только последний вариант поможет меняться самому человеку и людям, которые видят фотографию. Без мыслей. На уровне чувств. Если человек видит свет на своем портрете, и он ему нравится, он подсознательно будет стараться ему соответствовать. Будет стараться, чтобы света и Любви в нем и его жизни становилось больше. Будет стремиться к Любви. И чем больше в нем будет Любви, тем быстрее его жизнь будет меняться к лучшему. А значит такая фотография может менять к лучшему как жизнь конкретного человека, так и весь мир, в котором мы живем.

Что нужно, чтобы снимать на таком уровне.

1. Чувствовать человека. Научиться воспринимать мир и людей чувствами, притормаживая сознание. Это важно.
2. Контактировать с человеком на уровне чувств. Взаимодействовать. Важно, чтобы человек проявлял свои чувства.
3. Чувствовать Любовь и единство с тем, кого снимаешь. Быть свободным от других чувств. Если в нас много агрессии и она есть в том, кого мы снимаем, то проявится именно она. А если в нас много Любви, то и человек ответит нам тем же. А поскольку Любовь есть во всех без исключения, даже если она где-то далеко и порой забыта. То увидеть ее мы сможем в любом человеке.

А дальше нужно просто снимать, и со временем обязательно будет получаться. Не сразу, не всегда, обязательно будут провалы и неудачи, и это нормально. Это, как мне кажется, и есть трудный, но безумно интересный путь настоящей человеческой фотографии.

Возврат к списку