Новая Жизнь в горах штата Чин…
Она раскачивалась из стороны в сторону, поднимая вверх руки в такт музыке. Темп нарастал. Движения замедлялись. На пике женщина склонилась к земле и некоторое время оставалась неподвижной…

Мьянма. Штат Чин

Священники в теплых куртках пели и тоже раскачивались в такт музыке. Один играл на гитаре, второй – задавал ритм ударами в бубен. На полу лежал сборник молитв с большим черным крестом на обложке и три мешочка с рисом – то что принесли прихожане. Последних в церкви было человек десять.

Над вытянутым в длину деревянным зданием с маленькой башенкой возвышался небольшой деревянный крест – символ христианства. Церковь Новой Жизни – такие слова были написаны на табличке у главного входа…

Мьянма. Штат Чин.
Индия...
Говорят, эта страна никого не оставляет равнодушным. Её либо любят, либо ненавидят. В моём случае, это чистая правда. Я всей душой люблю Индию и ненавижу одновременно. Ненавижу за то, что люблю, и это любовь заставляет возвращаться сюда снова и снова. А люблю – без всякого смысла, логики и понимания… не почему, а вопреки…

Индия

Я не могу воспринять грязь и сутолоку городов, очереди почти везде и периодическое хамство индийцев, которые пытаются пролезть без очереди, не люблю наивные обреченные на провал попытки обмануть незнающего туриста, которые начинаются прямо в аэропорту Дели, и слава Богу, там же заканчивающиеся… Не понимаю, как можно так ездить по дорогам, превращая обычную поездку по городу в час пик в настоящий экстрим. Я не могу привыкнуть, что улица и туалет это практически одно и тоже. Не люблю приторно острую еду, когда специями умудряются испортить даже обычный черный чай, и при этом полное отсутствие гигиены. Не понимаю и не могу принять несмотря на все мои попытки Индуизм, когда молятся миллиону разных богов и воплощений одновременно, а священной корове нашептывают на ухо молитвы о благосостоянии, здоровье и хорошей погоде… Ни разу не осуждаю, но понять и принять не могу… При этом эти самые священные коровы толпами ходят по помойкам и едят всякую гадость из мусорных бачков… Продолжать список можно бесконечно…

И при этом… Меня тянет в Индию. Каждый раз я даю себе зарок не возвращаться сюда, и не успев улететь, начинаю думать о возвращении… О розово-голубых горах, о встающем солнце над белоснежными вершинами гор, о чайных плантациях и буддийских монастырях. У молодых монахов порой бывает такой взгляд, что в нем можно прочитать всю свою жизнь и еще несколько прошлых и будущих одновременно… О чаепитиях со странствующими садху где-нибудь на границе с Ассамом и сикхском храме в Дели… О людях… В Индии замечательные люди. И есть как минимум несколько, кого я могу назвать своими друзьями…

Индия – никогда не была и, думаю, не будет местом для расслабления. Это всегда преодоление и борьба, в первую очередь с самим собой… И всегда огромный опыт, значение которого порой не доходит сразу… Для меня Индия – это страна за гранью моего понимания. И еще неделю назад я твердо решил, что никогда не вернусь сюда. А сегодня я уже так же твердо знаю, что с Индией моя жизнь связана очень тесно. Слишком тесно. Больше, чем мне бы этого хотелось… Наверно это тот случай, когда судьбу, как и любовь, не выбирают…
Надоедает ли снимать людей?
Человек - это Душа... все остальное, производное. А Душу можно прочитать во взгляде... Наверно поэтому так интересно и с таким трепетом я ловлю взгляды разных людей. Говорят, сколько можно снимать чужих людей, надоедает... Не надоедает, если видеть в каждом человеке Душу...

А если смотреть глубже, то Душа у нас у всех общая... Так что в каком-то смысле, смотрим мы не в глаза чужого человека, а заглядываем в собственную Душу... А разве это может надоесть...
Вредные советы в фотографии и не только...
1. В фотографии должна четко читаться авторская оценка происходящего. Отношение автора, к происходящему в кадре.

На внешнем, самом поверхностном уровне мир действительно разделен на плюсы и минусы, на хорошо и плохо, на противоположные точки зрения. Но настоящее понимание любой ситуации начинается только тогда, когда объединены оба противоположенных взгляда. Только показав две противоположности сразу, можно говорить о целостном отображении и понимании чего-либо. Без этого любое изображение будет всегда поверхностным, сиюминутным, однобоким, и как следствие ложным.


Откуда тогда такой совет? Очень просто. Из коммерческой фотографии. Над серьезной работой нужно думать, она не понятна с первого взгляда и тем самым вызывает раздражение. Мы привыкли, что нам должны... Должны нас развлечь, должны заинтересовать, должно быть все просто и сразу понятно... А мы может быть соизволим взглянуть. По этому пути идут все масмедиа, потакая лени зрителя... Но любая работа, которая ясна, понятна, привлекает внимание и однозначно выражает какое-то определенное мнение автора, всегда останется сиюминутной пустышкой...

Как этого избежать? А секрет тут очень простой, в фотографии должна быть любовь, взгляд на происходящее через призму любви. Только она может объединить противоположности, и показать истинную и цельную картину происходящего.
Ну и еще нужно решить для себя, что мне важнее, лайки и публикации, или глубина и содержание работы. В современном мире эти понятия почти никогда не ходят рядом. Но по-настоящему глубокая работа тоже всегда найдет своего благодарного зрителя, просто он никогда не будет массовым. Но куда более благодарным.

Говорить все это только о фотографии, наверно, не имело бы большого смысла. Но все это в полной мере относится ко всей нашей жизни...

О фотографии

2. Нужно знать правила и строго им следовать.

Правил в фотографии не просто много, а очень много. Композиция, золотое сечение, правило 2/3, ровный горизонт, чтобы за головой ни дерева, ни травинки, объекты на переднем плане всегда должны быть резкими, пересветы и провалы в тенях — ни-ни, смотреть в объектив нельзя, так как фотограф должен быть невидим в кадре, модель должна смотреть в камеру, так как должен быть визуальный контакт с фотографом и зрителем...

Правил не просто много, они порой просто взаимоисключают друг-друга...

В попытке проанализировать или сделать хорошую фотографию нам предлагают разложить кадр на множество составных частей, строга следя за правильностью каждого компонента. В итоге мы теряем цельную живую фотографию и получаем... правильную, качественную, но мертвую расчлененку. А еще опаснее, что мы теряем способность видеть работу в целом.

Это процесс напоминает мне поиск любимого человека по набору параметров. Ушки маленькие, носик чуть вздернутый веснушчатый, глаза голубые, ресницы черные, лицо чуть вытянутое, волосы светлые... Давайте соберем франкенштейна... Согласитесь, абсурдно. Ведь всем известно, что человек с неправильными чертами лицам может быть самым красивым и самым желанным на свете... А внешне правильное лицо может принадлежать унылому и пустому человеку... А почему? Потому что в жизни мы воспринимаем не внешность, а содержание... Внешность важна первые несколько секунд, не более... Поэтому наверно так много внешне красивых, но пустых по сути картинок, которые зрители просматривают в течение 2-3 секунд и тут же забывают...

Есть очень хороший пример, с которым многие не согласятся, но который для меня является очень важным. Иконопись. Одно из древнейших направлений в визуальном искусстве. Канонический сюжет, минимальные возможности для самовыражения художника... И однако... писать иконы могут единицы. Какие требования к мастерам? Знать правила, уметь хорошо рисовать? Нет, это не главное. Главное — это внутреннее состояние мастера. Прежде, чем начать писать иконы, нужно долго поститься, отказаться от многих мирских радостей, молиться... И... внутреннее состояние художника передается иконе... А через нее и верующим... Это важно. А потом уже на нее наслаивается энергетика тех людей, которые приходят к ней в церкви. А сюжет — он неизменен и в данном случае даже вторичен.

Помню, был в одном храме. Там работали молодые художники. Они реставрировали старые иконы, которые оказались в ужасающем состоянии. При этом меня поразило, что играл приемник, а сами художники спорили, ругались и что-то громко обсуждали... Спустя два месяца я опять приехал в этот храм. Идеально красиво. Ярко. Как матрешки на Арбате. Но мертво. Ощущения храма нет и в помине. Они сделали внешне яркую картинку, но своим состоянием убили содержание своих работ.

Другой пример. Мы все стремимся увидеть оригинальные работы художников, ездим в музеи и галереи, хотя казалось бы все репродукции можно посмотреть в интернете на экране компьютера. Ан нет. А объяснение очень простое. Материальная работа, написанная рукой мастера, передает гораздо большое информации, чем ее электронная копия. Это то, что нельзя анализировать сознанием, что воспринимается подсознательно, чувствами. Ведь композицию и прочие вещи можно увидеть и в копии, и только оригинал передает нечто, скрытое от сознания — душу работы. И именно это невидимое — и оказывается самым главным.

Передавать чувства может любое изображение... И фотография не исключение. И не секрет, что есть много вещей, которые не умещаются в тесные рамки правил. На каждое правило всегда есть потрясающие работы, которые их грубо нарушают. Увлечение правильностью построения фотографии — очень большая опасность, которая может привести в мир деталей, которые по большому счету не так уж и важны. Ведь любые правила идут от головы, от сознания, а снимать и видеть изображения нужно стараться сердцем, душой. А тут уже работают совсем другие вещи... Вот только объяснить их и измерить бывает ох как сложно. Поэтому большинство знатоков фотографии предпочитают делать вид, что их просто не существует. Скажем, как современная медицина отрицает существование души и ее влияние на тело, ведь как можно признать то, что нельзя измерить привычными методами...

Я не хочу сказать, что правила и законы фотографии полная ерунда и они никогда не работают. Конечно, работают. Но это костыли, которые могут помочь передвигаться, но никогда не позволят бегать и уж тем более летать...

О фотографии

3. Фотографии можно научиться...

Можно научиться делать технически грамотные картинки. Можно научиться подражать мастеру. Можно научиться и фотографии, но этому учат очень редко и только единицы. Возможно, дело в том, что мы просто не готовы. Ведь настоящий учитель приходит только тогда, когда ученик готов... А когда мы готовы, нашими учителями становится сама жизнь...

Хороший учитель не будет учить фотографии, он будет учить жизни. А фотографии... постольку — поскольку это тоже часть нашей жизни.

Лучшее, чему может научить хороший учитель - это искусству сомневаться... Все остальное стоит подвергнуть сомнению...

Мы привыкли, что учитель должен что-то рассказать и что-то объяснить. Иначе какой же это учитель, если он не может сказать, что хорошо, а что плохо... Вот учителя и начинают судить. А потом и сами начинают верить в то, что говорят своим студентам. Ведь что-то делать и не верить безумно сложно...

И если все-таки учитель вам очень нужен, выбирайте сердцем и только по фотографиям. Возьмите 5-10 работ учителя, забудьте, что он имеет какие-то звания и заслуги, забудьте, что говорят о его работах люди... Посмотрите на фотографии и честно скажите себе, они вас действительно трогают? Если да, то стоит попробовать... Если сомневаетесь, то не стоит. Когда будете готовы, учитель обязательно придет сам...

Это, как обычно, относится не только к фотографии...


Знаете, чем Бог отличается от дьявола?
Знаете, чем Бог отличается от дьявола... Одной мелочью. Когда Бог встречает на земле что-то плохое и несовершенное, он старается это изменить, чтобы мир стал лучше. А когда с этим же встречается дьявол - он старается это уничтожить, чтобы мир стал лучше.

Выбор пути

Что будет жить внутри нас - выбираем мы, каждую минуту, нашими реакциями на несовершенство окружающего мира... Потому что без любви ничего изменить невозможно к лучшему. А обида, ненависть, осуждение, раздражение и т.д. это то же самое желание уничтожить то, что нам не нравится...

Кого больше у нас внутри?..
Мне кажется, я понял, как фотограф может изменить мир к лучшему. Это действительно возможно.

Один мудрый человек сказал, что настоящий художник должен показывать человека не таким, как он есть, а таким, каким он должен быть. И это действительно так. В каждом человеке, в каждой ситуации, есть и проблемы и свет. Увидеть свет, данный каждому свыше, в каждом человеке, и показать его на портрете, фотографии – вот главная задача фотографа. Смотря на такой свой портрет, человек невольно будет стремиться к этому свету. Будет стараться стать лучше. Меняться к лучшему. К лучшему будет меняться и жизнь человека. И весь наш мир.


Тоже относится и к съемке любых тем. Ни одна ситуация не дается в этом мире случайно. Даже в самом негативном казалось бы событии всегда есть высший смысл. Оно нам дается для чего-то. Нас часто наказывают, помогая стать лучше. А мы порой видим только наказание, не понимая пользы. Как малый ребенок обижается на мать, которая заставляет его делать уроки. Для него это однозначно плохо. Но стоит посмотреть подальше, и мы видим, что в этом большая польза для ребенка, так как он вырастет образованным человеком. Вот так же и фотограф, всегда должен смотреть дальше и видеть во всем высший, глубинный смысл, и показывать его людям. Тогда фотография действительно может помочь изменить мир к лучшему…
Сикхи...
В Индии живут удивительные люди — Сикхи. Узнать их несложно, они не стригут волосы, носят длинные бороды, а волосы на голове прячут под яркими тюрбанами. На руках у Сикха можно увидеть блестящие браслеты, а на поясе кинжал или саблю. Но не это их главное отличие — главное, это то, что практически все Сикхи отличаются сдержанностью, честностью и порядочностью, одинаково уважительно относятся и к мужчинам и женщинам, и к своим собратьям и к иноземцам. Если ваш партнер, водитель или просто случайный знакомый Сикх — вам очень повезло. Он никогда не обманет и не поступит непорядочно. Так же вы никогда не встретите попрошаек среди Сикхов. Но, что еще важнее, Сикхи - удивительно светлые люди. А секрет очень простой, и лежит в религии — Сикхизме, которая и объединяет этих людей. Есть выражение, что мы то, что мы едим. Но гораздо точнее сказать, что мы есть то, во что мы верим. А точнее, не во что верим, а как и кем мы себя ощущаем в этом мире. А именно это во многом определяет религия.

Сикхи. Индия

Дословно слово «Сикх» означает ученик или последователь. В основе же Сикхизма лежит вера в Единого Бога. Бога, который является объединяющим началом для всех людей, из которого мы все вышли и в которого вернемся, и который живет в каждом человеке. Бог, единый для людей всех верований и всех национальностей. И для Индусов и для Мусульман и для неверующих. Именно поэтому принять Сикхское Крещение — да, все так похоже на Христианство — может любой человек любой национальности. В Сикхизме нет каст. В Сикхизме женщина имеет такие же права, как и мужчина, у нее такая же душа, и она не имеет никаких ограничений, ни в мирской жизни, ни в служении Богу.

Сикхи. Индия

Сикхизм был основан в 1469 году в одной из деревень Пакистана человеком, который увидел все бессмысленность слепых ритуалов и суеверий, которые в то время назывались религией. И пошел своим путем, найдя последователей и единомышленников.

Сегодня, как и раньше, Сикхов не так много. Но несмотря на это в Индии они играют важную роль на всех уровнях. Да и не заметить Сикхов, побывав в настоящей Индии довольно сложно. Но главное — это их неоценимый вклад в духовную жизнь людей, и еще одна замечательная возможность для саморазвития и самоопределения человека.

Сикхи. Индия

Можно прочитать все это и сказать себе, что все это далекая Индия, интересные но малопонятные нам люди... Посмотреть и забыть. Но... то, чему учит Сикхизм — есть в каждом из нас, и справедливо для каждого из нас. Мы так часто задаемся вопросами, почему у нас что-то не получается в жизни, почему мы чаще несчастливы, чем счастливы, почему к нам приходят болезни и страхи. А может стоит искать ответы на эти вопросы не снаружи, а внутри себя... И тут Сикхизм может оказаться не худшим помощникам, чем любая другая мировая религия. А в силу того, что она еще не успела обрасти таким количеством ошибочных трактовок и корыстных людей, как другие мировые религии, может и лучшим...

Сикхи. Индия


Сикхи. Индия


Сикхи. Индия


Сикхи. Индия

Возвращение из Индии

Недавно вернулся из очередной месячной поездки по Индии. Сижу перед компьютером и пытаюсь собраться с мыслями. Сформулировать основные ощущения поездки. Это не просто. Все-таки мысли и сознание далеко не главное в процессе познания. Они скорее мешают. Основное познание идет на уровне чувств. Сознание очень ограничено и привязано к телу. Повышенная активность сознания приводит к ограниченности мышления, в итоге приводит к проблемам, болезням, стрессам... Эта простая истина известна давным давно. Об этом говорят многие мыслители и мировые религии, а мы по-прежнему так держимся за полный сознательный контроль всего, что происходит вокруг нас. И оказываемся в тупике.

Почему ездить лучше на длительный срок. Не на 5-10 дней, а хотя бы на 2-3 недели, а лучше больше. Потому что, за короткий срок мы не успеваем переключиться на чувственное восприятие нового мира, действительности, страны, культуры, всего, что происходит снаружи и внутри нас. На это нужно время. А сознательное восприятие в поездке позволяет нам зафиксировать внешние отличия, внешние особенности, но не позволяет прикоснуться к тому что лежит в основе внешних проявлений. Другими словами, настоящее познание мира возможно только на уровне чувств, и неразрывно связано с процессом познания самого себя.

Индия

Индия — страна очень интересная. Если говорить про контрасты, то к Индии это относится в полной мере. В ней одновременно идут процессы как позитивные, так и саморазрушительные. Последние особенно сильно связаны с кастовой системой, которая давно утратила свое историческое значение и по сути превратилась в жесткое классовое разделение общества, выгодное высшей касте. Жизнеспособность этой по сути средневековой системы поддерживается историческими, культурными и религиозными корнями. А так же общественным мнением и низким культурно-образовательным уровнем людей из низших каст. При этом если изначально представители высшей касты должны были заботиться о духовных и культурных основах народа, быть их носителям. То сегодня в своем большинстве это носители культа материальных ценностей, которые они накапливают и защищают. И даже в рамках семейных отношений — а в Индии очень большие семьи и очень ценны родственные связи, все равно доминируют взаимовыгодные отношения. Я что-то сделал тебе, ты что-то сделаешь потом мне. То есть бескорыстность постепенно уходит на второй план. А семья становится инструментом выживания и обеспечивания большей стабильности и более высокого уровня жизни. Фактически можно говорить о некой клановости.

Огромное количество богов, так же скорее подталкивает простых людей в их вере боле к язычеству, чем к правильному пониманию мира. А как раз вера среди высших каст и более обеспеченных людей ослабевает.

При этом наверно в силу того, что Индия всегда была страной, более живущей чувствами и душой, чем телом и материальными ценностями. В силу достаточно тяжелой жизни для многих людей. В силу огромной культуры, которая жива в людях, именно в Индии можно встретить огромное количество людей по-настоящему светлых. И этот свет человеческих душ спасает страну, уравновешивая все проблемы и перекосы. Именно поэтому в Индии хорошо людям, которые умеют жить душой, и так плохо людям, которые видят только внешние проявления жизни. Но даже, если вам не нравится Индия, это не диагноз. Это удивительная возможность меняться самому к лучшему. Учиться видеть суть, учиться чувствовать и любить. Индия суровый, но в тоже время очень хороший учитель.

Для меня же Индия ценна и интересна не столько Индуизмом и исповедующими его индусами, сколько Буддизмом, который появился именно в Индии много лет назад в том числе и в качестве противопоставления кастовой системе. И с тех пор ушел далеко вперед. А сейчас волею случая или судьбу вновь вернулся из Тибета в Индию. На мой взгляд именно Буддизм наряду с Христианством сегодня наиболее полно отражают наш мир и дают максимальные возможности для развития человека.

Из этой поездки я привез два тура — оба буддийской направленности. Первый состоится в феврале 2017 года и затронет Ассам и Аруначал — мы доедем почти до самой границы с Бутаном. В этим местах есть удивительные живые буддийские монастыри, которые и будут одной из целей этой поездки. А вторая поездка запланирована на август 2017 года. Она пройдет по штату Химачал. Мы начнем с резиденции Далай Ламы в Дхармасале и уедем в направлении Гималаев в горы до самой границы с Тибетом. В удивительных безлюдных долинах на высоте более 4000 м. Разбросаны настоящие тибетские деревни и древние буддистские монастыри. Это настоящий Тибет, формально оказавшийся на территории современной Индии. А по сути — это настоящий Космос. Но это этом я еще буду писать и показывать картинки.

Несмотря на то, что все поездки называются фототурами, по сути цель каждого путешествия — познание себя, открытие новых удивительных миров, мы учимся не только снимать, но в первую очередь видеть сердцем, воспринимать мир чувствами. Учимся быть счастливыми. А камера остается одним из способов познания мира и взаимодействия с ним. А получившиеся фотографии — сохраняют частичку наших душ и наших состояний, с которыми мы прошли по удивительным местам этого мира. Ну и конечно частичку души тех людей, с которыми нас сводит судьба.

Если говорить о своем опыте. То для себя я привез понимание, что если в жизни что-то идет не так, то это знак, что нужно менять свою жизнь. А изменения всегда начинаются с самого себя. Но одного понимания недостаточно. Часто это и является ловушкой. Мы поняли — и вроде все должно стать иначе. Сознание — это первый шаг. А чувства — которые намного глубже и имеют огромную инерцию, требуют очень долгой и кропотливой работы. Только каждодневный упорный труд и искренность позволяют нам измениться по-настоящему и в результате изменить себя и нашу жизнь к лучшему.

Спасибо.


6 7 8 9 10